Календарь


Ф.А. Клагес. Внутренний вид храма Христа Спасителя в Москве. 1883 год.

1883 год. 8 июня (26 мая ст.ст.) в Москве прошла торжественная церемония освящения кафедрального собора, воздвигнутого в честь победы в Отечественной войне 1812 года – Храма Христа Спасителя. Храм стал самой крупной постройкой Москвы и духовным центром города.

Архитектор Константин Андреевич Тон, фотография 1870-х гг.
«Собор Христа Спасителя построен в Москве по обету императора Александра Благословенного. Побуждения, вызвавшие в его душе зарождение обета создать этот храм во имя Самого Христа Спасителя, следующие: во-первых, он хотел воздать этим в духе христианства благодарность Богу Промыслителю, спасшему Россию от нашествия французских полчищ в 1812 году; во-вторых — желание увековечить в памяти потомства эту достопамятную тяжкую годину Отечественной войны. Указ о построении этого храма издан был в самый год изгнания врагов из пределов отечества, 25 декабря 1812 года. Из всех конкурсных проектов больше всего понравился императору проект русского художника А. Л. Витберга. После неудачной попытки Витберга создать храм на Воробьевых горах, император Николай I велел сделать новый, более удобоисполнимый план храма в старинном русском стиле, то есть по образцу греко-византийских храмов, с той разницей, чтобы он представлял большие размеры и вместе с тем отличался правильностью, легкостью и красотой своих частей, богатством отделки как внутри, так и снаружи, и, наконец, по идее выполнения служил бы памятником Отечественной войны. В таком именно духе и выработан был новый проект храма архитектором К. А. Тоном. Этот проект высочайше утвержден 10-го апреля 1832 года. Место для построения нового храма избрано самим императором Николаем I на берегу реки Москвы, где находился Алексеевский женский монастырь, переведенный в Красное Село близ Сокольничьей рощи. По учреждении комиссии для построения храма приступлено было к земляным работам для фундамента. Сломав, кроме Алексеевского монастыря, Всехсвятскую церковь и многие другие здания и вынув до 10 тысяч квадратных саженей земли, начали в 1838 году кладку фундамента. К концу следующего года образовалось основание храма, представлявшее собой сплошную каменную массу. Эта непроницаемая масса ничем не разделялась и нигде не имела пустоты, потому что и внутренняя площадь между фундаментом заложена была кирпичом и залита известкой. 10 сентября 1839 года была совершена закладка храма, в присутствии императора Николая I. С 1839 по 1853 год (почти 15 лет) производилась кладка кирпичных стен, куполов и наружная облицовка здания, на что употреблено кирпича около 45 миллионов штук, а до 1857 года были приготовлены и установлены металлические части крыши и куполов и окончены все наружные работы, так что в 1859 году по снятии наружных лесов храм через 20 лет после закладки явился во всем величии и красоте. В 1857 году были устроены внутри храма леса и началась штукатурка и облицовка мрамором стен и пола. В 1860 году началась работа по расписанию и украшению внутренности храма, продолжавшаяся 20 лет вследствие сложности художественной отделки, а также и недостаточности средств, так как ежегодно отпускалось не более 600 тысяч рублей и только с 1863 года, по соизволению императора Александра II, был предоставлен неограниченный кредит для довершения работ к 1880 году, которые и были окончены в том году. Построение храма Христа Спасителя совершалось под руководством комиссии, для того высочайше утвержденной в 1837 году Освящение и открытие храма Xриста Спасителя совершено 26 мая 1883 года в присутствии императора Александра III. Наружность храма поражает своим величием, общей гармонией и превосходными скульптурными работами, чему вполне соответствует и внутренность, отличающаяся своим богатством, благолепием и изяществом. Общий характер храма напоминает древние русские церкви. Основание его представляет равноконечный крест, в углах которого находятся четыре выступа (порталы); к каждому из порталов примыкает широкое крыльцо в 15 ступеней; на боковых сторонах находятся по два фонаря, освещаемых электричеством. Крыльца сделаны из мелкозернистого темно-красного и пестрого отполированного финляндского гранита. Этим же гранитом облицован фундамент храма, наружные стены обложены беловатого цвета протопоповским мрамором. Высота храма от основания до оконечности креста на большом куполе 48 ½ саженей. Вместе с крыльцами храм занимает пространство в 1500 квадратных саженей, а внутренность его — 876,5 квадратных саженей. Расстояние от северных до южных входных врат 33,5 саженей. Все здание освещается 60 окнами; из них 16 устроены в главном куполе, 36 над хорами и 8 в коридоре. Фасады храма со всех четырех сторон совершенно одинаковы. Все двенадцать бронзовых литых дверей (по три с каждой стороны) с изображением на них событий из священной истории имеют вес: средние до 800 пудов, а боковые до 500 пудов каждая. Внутренняя сторона дверей сделана из резного дуба. С наружной стороны храма в полуциркульных арках порталов, в углах и над карнизом пьедестала помещены скульптурные горельефные изображения, которые находятся от земли на высоте 13 саженей. Скульптурная работа начата была в 1846 году, а окончена в 1863 году и исполнена из протопоповского мрамора русскими художниками: бароном Клодтом (7 рельефов), Логановским (33 рельефа) и Рамазановым (8 рельефов). Все священно-исторические изображения напоминают события Отечественной войны 1812 года; здесь, как бы выступающие в защиту, изображены фигуры русских святых заступников и молитвенников за Российское царство. Здесь же представлены отечественные деятели, с честию и славою потрудившиеся к утверждению и распространению православной веры, и, наконец, князья русские, которые твердо стояли за благо России. Все здание увенчано пятью главами, из которых средняя значительно более прочих. Круглая стена средней главы лежит на восьмигранном основании, а прочие на выходящих углах между концами креста и имеют форму колоколен. Куполы, покрывающие большую и малые главы, вверху суживаются, подобно всем главам старинных русских церквей. В малых куполах повешено 14 колоколов. Внутренность храма делится на три части: коридор, хоры и собственно храм. Коридор шириной в 6 аршин предназначен, по образу древнерусских храмов, для крестных ходов и вместе с тем служит самым наглядным памятником событий Отечественной войны. Здесь как для украшения стен, так и для напоминания о событиях 1812 года находятся на белых мраморных досках все манифесты, вышедшие в то время. Так, начиная с левой стороны западных дверей, находится вырезанное на мраморной доске высочайшее объявление от 13 июня 1812 года о вторжении неприятеля в пределы Российской империи и затем два воззвания от 6 июля к народу русскому и Москве об ополчении. Далее следует в хронологическом порядке описание 71 сражения, бывшего в пределах России в 1812 году. Против алтаря помещены манифесты об изгнании неприятеля из пределов русского государства 25 декабря 1812 г., два благодарственные манифеста: один — к русскому народу, а другой — к русскому дворянству, против горного места — манифест о построении храма Xриста Спасителя в Москве в благодарность Богу и на память последующим векам; по сторонам — благодарственный манифест городу Москве и манифест об учреждении медали в память 1812 году. Затем далее, по южной и западной сторонам, в таком же порядке и по тому же образцу помещены описания 87 сражений, происшедших за границей, и, наконец, с правой стороны западных дверей манифесты: о взятии Парижа, низложении Наполеона I и о водворении мира в Европе. Над каждой доской находится изображение того святого, память которого празднуется в тот день, когда происходило сражение. Верхнюю часть коридора составляют украшенные живописью хоры с двумя устроенными в них приделами: правый — во имя святителя и чудотворца Николая и левый — во имя святого благоверного князя Александра Невского. Главный же храм посвящен Рождеству Xриста Спасителя. Главный иконостас храма представляет собой восьмигранную часовню, сделанную из белого мрамора, с орнаментами и инкрустацией из различных пород мраморов, увенчанную бронзовым вызолоченным шатром, кверху суживающимся, и состоящую из четырех ярусов, предназначенных для помещения икон. Внутри этой часовни находится престол, так что она служит вместе и напрестольною сению. Свод этой часовни простирается над третьим, а бронзовый вызолоченный шатер — над четвертым ярусом. При исполнении живописи в храме Xриста Спасителя император Николай I выразил желание, чтобы она напоминала о всех милостях господних, ниспосланных по молитвам праведников на русское царство в течение девяти веков; поэтому главная задача комиссии состояла как в выборе сюжетов священных изображений, соответствующих идее государя и цели сооружения храма, так равно в назначении для них мест и притом так, чтобы каждый отдел храма имел свое особое значение. Все священные изображения, назначенные для середины храма, по содержанию своему представляют евангельское сказание о земной жизни Иисуса Христа, прочие священные картины изображают события, особенно знаменательные в духовной и гражданской жизни нашего отечества. Кроме того, храм Xриста Спасителя как исторический музей, представляя собрание художественных произведений, назначен указывать будущим поколениям ту степень совершенства, до которой достигло современное искусство живописи. Все священные изображения принадлежат исключительно кисти русских живописцев и скульпторов, академиков и профессоров, и производят на молящегося благоприятное впечатление своей художественностью и исторической верностью. Так как живопись по содержанию своему в общем должна возбуждать мысль о божественном домостроении, то есть о тех путях и средствах, которые Бог избрал для спасения людей, начиная от сотворения мира и грехопадения первых людей до искупления рода человеческого Спасителем, то сообразно этому мы видим в самой верхней части храма, на своде главного купола, изображение Господа Саваофа, ветхого денми, сидящего, благословляющего обеими руками, имеющего на лоне Сына Божия в образе Младенца с хартией, на которой написано: "ΛΟΓΟΣ" (слово), и в персях Духа Святого в виде голубя. Исполнение живописи в куполе принял на себя профессор живописи А. Т. Марков в 1861 году и кончил ее в 1866 году. Этот громадный труд, стоивший 110 тысяч рублей, исполнен со всей тщательностью и согласно строгим требованиям науки и искусства. В поясе главного купола представлены лица ветхозаветной и новозаветной церкви, имеющие особенное значение по отношению к Спасителю Мира: на восточной стороне изображен Спаситель, сидящий в белом хитоне с раскрытой книгой, в которой написано: "Аз есмь свет миру" (Иоан. VIII, 12). По обеим сторонам Его расположено тридцать священных изображений, вышиною каждое до 8 аршин. В алтаре помещены священные картины, напоминающие как о самом рождении Спасителя, так и о событиях последних дней Его земной жизни. Ниже свода на площади восточной стены изображено "Рождество Христово" согласно божественной песни "Дева днесь Пресущественного раждает". Оно исполнено В. П. Верещагиным. Ниже этой картины над Горним местом помещено изображение "Тайной Вечери". Исполнено, также в больших размерах, академиком Семирадским. По левую сторону от нее: "Моление о чаше", "Се Человек" (уничижение Господа во время суда над Ним) и "Несение Креста", а направо: "Распятие", "Снятие со Креста" и "Положение во гроб". Все 6 картин исполнены профессором В. П. Верещагиным. Ниже свода, на северной стене над аркой — изображение Xриста Спасителя как великого Архиерея церкви, в архиерейском облачении, благословляющего обеими руками, окруженного ангелами в диаконском облачении, которых озаряет свет, исходящий от Xриста. По сторонам хорной арки помещены вселенские святители и учители, составители чина божественной литургии; на каждой стороне по два изображения, одно над другим: святой Иаков, брат Господень, и святой Василий Великий, святой Иоанн Златоуст и св. Григорий Двоеслов. Исполнил академик Ф. С. Журавлев. Храм Xриста Спасителя вмещает в себе до 10000 человек. Общая стоимость его сооружения со включением расходов на покупку строений, бывших на этом месте, а равно и на содержание комиссии по построению храма, простирается до 15200000 рублей».
Цитируется по: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Спб: Издательское общество Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон 1890—1907



Открытие памятника императора Александру III возле Храма Христа Спасителя, 1912 год

История в лицах


Алексей Боголюбов, художник:
В коронационные дни совершилось освящение столь долго строившегося храма Спаса, перемещённого после неудачной планировки с Воробьёвых гор на берег р. Москвы. Строил его профессор архитектуры Константин Андреевич Тон и дал прекрасный памятник своего зодчества первопрестольному городу. Общий вид его напоминает его многие проекты этого рода, но красота обвода купола, конечно, всегда останется красивейшею линиею русского зодчества. Надо также отдать ему справедливость, что храм светел, просторен и великолепен по своему убранству и строительным материалам. Поручусь, пожалуй, и за прочность стен и постройки вообще, но не за живопись стенную, о которой говорил выше, ибо она уже теперь трескается от дурной подготовки стены. Всё это хорошее не мешало ему быть капитальным вором, так как он раздавал художникам работы за условную цену, далеко не настоящую. Но он умер, и его место занял его ученик, ректор Академии художеств Резанов, которому, конечно, уже осталось мало для наживы, а потому живопись опять подверглась гнусному террору. Самым капитальным произведением живописи я считаю купол храма, законченный или, лучше сказать, заново написанный известным нашим художником И.Н. Крамским.
Цитируется по: Боголюбов А.П. Записки моряка-художника. Самара: Агни, 2006


Мир в это время


    27 августа 1883 года произошло извержение вулкана Кракатау, расположенного между Явой и Суматрой – одно из самых мощных в истории человечества.

    «Наиболее громкую «славу» на Зондских островах, расположенных в теплых морях Тихого океана, завоевал вулкан Кракатау после извержения, ставшего известным всему миру, в 1883 году. До этого Кракатау (высота 800 метров, длина 9 и ширина 5 километров) не проявлял активности уже двести лет, и его считали потухшим. Острова Кракатау были пустынны, и только по временам заезжали туда рыбаки с острова Суматры. В тот год 20 мая экипаж германского военного судна «Елизавета» заметил грибообразное облако, выходившее из кратера; как потом установили, оно достигало в высоту 11 000 метров. Несмотря на то что до Кракатау было еще далеко, пепел сыпался на палубу судна. 
     
    Вулкан Кракатау, гравюра начала 19 века

    Извержение наблюдали и с других судов, а также с западного берега Явы. На всем пространстве ощущались подземные толчки и были слышны взрывы, В воздухе носился пепел. В середине июня процесс возобновился со страшной силой. В августе у вулкана вместо одного кратера появилось целых три, и все они выбрасывали пепел и вулканические газы. Над Кракатау в черных тучах сверкали молнии. На палубы кораблей, плывших по проливу, ложился слой пепла толщиной в метр, а на мачтах и снастях вспыхивали огни Святого Эльма, поскольку воздух был насыщен электричеством.
     
    Извержение вулкана Кракатау, литография 1888 года

    Утро 26 августа выдалось ясное. Около часа дня послышался нарастающий гул. Ночью он настолько усилился, что в Батавии (ныне столица Индонезии — город Джакарта) невозможно было уснуть. 27 августа произошла ужасная катастрофа. Около двух часов пополудни с корабля «Медея», шедшего по Зондскому проливу, заметили колоссальные столбы пепла. Море волновалось. Волны заливали небольшие суда и выбрасывали их на сушу; вода устремилась на берега Суматры и Явы и уничтожила несколько деревень. В это время раздалась серия невероятных по силе вулканических взрывов. Из жерл низвергались громадные каменные глыбы. 

    Тучи пепла поднялись на огромную высоту и полностью скрыли солнце. На море началась буря; волны достигали тридцатиметровой высоты. Города, деревни, леса, железнодорожная насыпь, проходившая на Яве вдоль берега, — все стер с лица земли страшный потоп. Многие города были разрушены, все население островов Себеси и Серами оказалось погребенным под слоем пепла.  

    Последствия вулканического извержения трудно описать. Берега двух гигантских островов Суматры и Явы изменились до неузнаваемости. Серая грязь и продукты извержений, вырванные с корнями деревья, остатки зданий, трупы людей и животных покрывали землю. По официальным сведениям, число погибших составляло около 40 000 человек. На месте острова Кракатау разлилось море, и на его поверхности выступал лишь конус вулкана, который раскололся пополам — одна его половина обрушилась в море, а другая открыла поразительную картину страшной лаборатории подземных сил.  

    На Яве, в 150 километрах от вулкана, сила подземного толчка была такой сильной, что окна и двери в домах срывались с петель, а со стен обваливалась штукатурка. Грохот извержения слышали в Маниле, на расстоянии 2000 километров от Кракатау, в Центральной Австралии и на острове Мадагаскар. Цунами, вызванное взрывом Кракатау, обошло всю Землю.  

    С извержением вулкана Кракатау связано не одно удивительное явление. Вскоре после катастрофы вокруг Солнца появились круги — гало, а само оно приобрело необычную зеленую окраску, а временами голубой оттенок. Сначала это было заметно только вблизи Кракатау, а затем и на значительном удалении от него. Своеобразную окраску солнца объясняли скоплением мельчайших частиц вулканического пепла в верхних слоях атмосферы. В конце ноября в Европе было отмечено странное небесное свечение, продолжавшееся в течение трех лет. Во время заката лучи Солнца создавали на небосклоне пурпурно-бриллиантовый отблеск.  

    Продукты извержения Кракатау состояли преимущественно из пемзы и мелкого пепла.   

    Предполагают, что объем их доходил до 18 кубических километров. К северу от Кракатау, у острова Себеси, глубина моря до извержения равнялась 36 метрам. После катастрофы все это пространство покрылось мелями и сделалось несудоходным.  

    Взрыв вулкана Кракатау был самым мощным из зафиксированных наукой. Его энергия была эквивалентна мощи 400 водородных бомб!  

    Постепенно берега Зондских островов, опустошенные в результате извержения Кракатау, залечили раны, нанесенные катастрофой. Вновь зашумели джунгли и мангровые леса, вернулись птицы и звери. Люди также стали возвращаться на прежние земли. На яванском полуострове Уджунгкулон, выступающем с юга в Зондский пролив, всего в 83 милях от руин Кракатау, был создан национальный парк, поражающий богатством своей фауны и флоры. Здесь не осталось ни поселений, ни рисовых полей, ни кофейных и банановых плантаций, но зато водятся дымчатый леопард и гиббон, медвежья куница и красный волк, яванский кабан и дикий лесной бык. Только здесь живут последние на Земле сорок или пятьдесят яванских однорогих носорогов. То, что полуостров в результате извержения обезлюдел, дало им шанс на выживание. На остальной Яве эти редчайшие звери давно истреблены.  

    Но разрушенный вулкан не прекратил своей зловещей деятельности. Спустя полвека он вновь стал проявлять активность, и в 1952 году из морских вод появился конус молодой вулканической постройки, которая стала постепенно подниматься над проливом, наращивая высоту и площадь за счет небольших, но частых извержений. Сейчас остров-вулкан достиг высоты 250 метров и километра в длину и продолжает расти. Ему дали имя Анак-Кракатау (Дитя Кракатау). Столб дыма над ним хорошо виден с кораблей, проходящих Зондским проливом».
    Цитируется по: Непомнящий Н.Н. 100 великих загадок природы. М.: Вече, 2005
даты

Март 2024
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"