Краткая библиографическая справка


Антоний (в мире Алексей Павлович Храповицкий)

(род. в 1863 г.) — духовный писатель; образование получил в С.-Петербургской дух. академии. Был ректором Московской и Казанской дух. акад. и епископом уфимским; с 1902 г. епископ волынский и житомирский. Главные труды А.: "Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности" (СПб., 1887; 2 изд. ib., 1888, магист. диссерт.); "Превосходство православия над учением папизма в его изложении Вл. Соловьевым" (СПб., 1890); "Беседы о превосходстве православного понимания Евангелия сравнительно с учением Л. Толстого" (изд. 2, СПб., 1891); "Нравственная идея догмата Пресв. Троицы" (изд. 2, Казань, 1898); "Из чтений по пастырскому богословию" (Казань, 1896); "Лекции по пастырскому богословию" (ib., 1900); "Возможна ли нравственная жизнь без христианской религии" (Казань, 1897); "Значение молитвы для пастыря церкви" (ib., 1897). В 1900 г. издано в Казани "Полное Собрание Сочинений" А.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907. 

АНТОНИЙ (в миру Алексей Павлович Храповицкий), Митрополит 

[17 (29) марта 1863, Новгородская губ.—10 августа 1936, Белград] — русский православный богослов, философ, церковный деятель. В 1885 окончил Петербургскую духовную академию. В 1887 защитил магистерскую диссертацию “Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности”, для которой характерен не только богословский, но и философский интерес к проблеме человека. Сделал стремительную церковную карьеру: ректор Московской духовной академии (1890—94), ректор Казанской духовной академии (1894—1900), епископ Чебоксарский (с 1899), епископ Уфимский (с 1900*), архиепископ Волынский (с 1902), архиепископ Харьковский (с 1914), митрополит Киевский и Галицкий (с 1918). В 1906—07 член Государственного совета. Один из кандидатов на патриарший престол на Всероссийском поместном Соборе 1917—18. В 1919 эмигрировал. В 1921 возглавил Русскую православную церковь за границей. Философское миросозерцание сложилось под влиянием философско-религиозных идей славянофилов и Ф. М. Достоевского. Персоналистическая антропология Антония, называемая им “нравственным монизмом”, построена на “динамической гносеологии”. Только в Церкви снимается напряженность противостояния “я” с другими “не-я” и свобода каждой личности совмещается с метафизическим единством их бытия. Таким образом, “закон нашей личной обособленности есть закон не безусловный, не первозданный, но закон сознания падшего” существа, включающего в себя и “естество”, и “личность”.

Соч.: Поли. собр. соч., т. 1—3. СПб., 1911; Догмат искупления. Сергиев Посад, 1917; Словарь к творениям Достоевского. София, 1921; Церковное учение о Св. Духе. Париж, 1926; Нравственные идеи важнейших христианских православных догматов. Нью-Йорк, 1963; Ф. М. Достоевский как проповедник возрождения. НьюЙорк, 1965; Нравственное учение Православной Церкви при критическом разборе учений гр. Л. Н. Толстого, В. С. Соловьева, Римско-католической церкви и Э. Ренана. Нью-Йорк, 1967.

Лит.: Никон (Рклицкий), архиепископ. Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого, т. 1—10. Нью-Йорк, 1956-60.

А. И. Абрамов.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. 

Книги



Русская философия > Библиотека русской философии > Авторы