Оглавление

  • Введение 4
  • Гл. I. Критические сображения, подготовляющие идеал - релитическое учение о ценности 16
    • 1. Психологизм 16
    • 2. Учение Шелера 28
    • 3. Спор Лейбница и А. Экгарда о понятии ценности 32
    • 4. Ценность и абсолютная полнота бытия 35
  • Гл. II. Условия возможности уенности 40
    • 1. Длясебябытие субстанциального деятеля 40
    • 2. Имманентносьт всего всему 45
    • 3. Бог и Царство Божие 48
    • 4. Любовь и свобода 53
    • 5. Индивидуальное бытие 58
    • 6. Личность. Духовные основы бытия 72
  • Гл. III. Основные свойства ценностей 77
    • 1. Определение ценности 77
    • 2. Абсолютные и относительные, объективные и субъективные ценности 81
    • 3. Всеобъемлющие и частичные абсолютные самоценности 88
    • 4. Относительные ценности 92
    • 5. Отрицательные ценности 101
    • 6. Служебные ценности 109
    • 7. Драматизм нормальной эволюции 110
    • 8. Мнимые доводы в пользу релативизма 117
    • 9. Ранги ценностей 119
  • Гл. IV. Субъективно-психические переживания ценностей 121
    • 1. Ценность и чувство ценности 121
    • 2. Ценность и воля 124

Читать книгу

Оригинальное название: Цѣнность и бытіе. Богъ и Царство Божiе какъ основа цѣнностей

Издательство: YMCA PRESS

Место издания: Париж

Год издания: 1931

Количество страниц: 135 c.

Рубрики: Русская философия
Теги: Онтология

Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей

Ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка. Всякое малейшее изменение, вносимое в мир каким бы то ни было деятелем, имеет ценностную сторону и предпринимается не иначе как на основе каких-либо ценностных моментов и ради них. Все сущее или могущее быть и вообще как-либо принадлежать к составу мира таково, что оно не только есть, но еще и содержит в себе оправдание или осуждение своего бытия: обо всем можно сказать, что оно хорошо или дурно, что должно или не должно, следует или не следует, чтобы оно было, что оно существует по праву или против права (не в юридическом смысле этого слова).

Вездесущие ценностного момента есть условие, не облегчающее, а, наоборот, чрезвычайно затрудняющее опознание его и выработку отвлеченного понятия ценности. Встречая в опыте ценностный момент в неразрывной связи с бытием, трудно отделить одну сторону от другой так, чтобы мыслить в одних понятиях чисто бытийственную сторону, очищенную в абстракции от ценностного момента, а в других понятиях один лишь чисто ценностный момент. Мало того, возможно, что задача опознания этих двух сторон мира может быть осуществлена даже и в абстракции не путем мысленного разделения их, как можно отделить, например, мысленно цвет от протяженности, а лишь при условии мышления о бытии под особым углом зрения, открывающим некоторый аспект его, понятный лишь на основе своеобразного сочетания разнородных сторон мира.

Русская философия > Библиотека русской философии > Алфавитный каталог