Оглавление
- Введение
4
- Гл. I. Критические сображения, подготовляющие идеал - релитическое учение о ценности
16
- 1. Психологизм
16
- 2. Учение Шелера
28
- 3. Спор Лейбница и А. Экгарда о понятии ценности
32
- 4. Ценность и абсолютная полнота бытия
35
- Гл. II. Условия возможности уенности
40
- 1. Длясебябытие субстанциального деятеля
40
- 2. Имманентносьт всего всему
45
- 3. Бог и Царство Божие
48
- 4. Любовь и свобода
53
- 5. Индивидуальное бытие
58
- 6. Личность. Духовные основы бытия
72
- Гл. III. Основные свойства ценностей
77
- 1. Определение ценности
77
- 2. Абсолютные и относительные, объективные и субъективные ценности
81
- 3. Всеобъемлющие и частичные абсолютные самоценности
88
- 4. Относительные ценности
92
- 5. Отрицательные ценности
101
- 6. Служебные ценности
109
- 7. Драматизм нормальной эволюции
110
- 8. Мнимые доводы в пользу релативизма
117
- 9. Ранги ценностей
119
- Гл. IV. Субъективно-психические переживания ценностей
121
- 1. Ценность и чувство ценности
121
- 2. Ценность и воля 124
Оригинальное название: Цѣнность и бытіе. Богъ и Царство Божiе какъ основа цѣнностей
Издательство: YMCA PRESS
Место издания: Париж
Год издания: 1931
Количество страниц: 135 c.
Рубрики:
Русская философия
Теги:
Онтология
Ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка. Всякое малейшее изменение, вносимое в мир каким бы то ни было деятелем, имеет ценностную сторону и предпринимается не иначе как на основе каких-либо ценностных моментов и ради них. Все сущее или могущее быть и вообще как-либо принадлежать к составу мира таково, что оно не только есть, но еще и содержит в себе оправдание или осуждение своего бытия: обо всем можно сказать, что оно хорошо или дурно, что должно или не должно, следует или не следует, чтобы оно было, что оно существует по праву или против права (не в юридическом смысле этого слова).
Вездесущие ценностного момента есть условие, не облегчающее, а, наоборот, чрезвычайно затрудняющее опознание его и выработку отвлеченного понятия ценности. Встречая в опыте ценностный момент в неразрывной связи с бытием, трудно отделить одну сторону от другой так, чтобы мыслить в одних понятиях чисто бытийственную сторону, очищенную в абстракции от ценностного момента, а в других понятиях один лишь чисто ценностный момент. Мало того, возможно, что задача опознания этих двух сторон мира может быть осуществлена даже и в абстракции не путем мысленного разделения их, как можно отделить, например, мысленно цвет от протяженности, а лишь при условии мышления о бытии под особым углом зрения, открывающим некоторый аспект его, понятный лишь на основе своеобразного сочетания разнородных сторон мира.