Календарь | ||
В этот день
|
5 июня
![]()
Открытие памятника императору Александру III. Фотография 1909 года
1909 год. 5 июня (23 мая ст.ст.) был торжественно открыт памятник Александру III на Знаменской площади Санкт-Петербурга«Наиболее значительным произведением скульптора, выполненным в России, стал памятник Александру III, отлитый в бронзе и установленный в 1909 году. В противовес обычному для Трубецкого одухотворению пластической формы через живописную моделировку поверхности импрессионистическим «мазком», основу художественного эффекта памятника Александру III составляет как раз впечатление косной неподвижности тяжелой массы материала, словно ставшего неподатливо-глухим, угнетающим своей инертностью. Форма как будто сопротивляется усилиям художника придать ей живую округлость и благородное изящество линий. В намеренной угловатости грубых форм — головы, рук и торса всадника, как будто примитивно обтесанных топором, — заключен безошибочный художественный расчет. Это прием изобразительного гротеска, родственный знаменитому приему описания внешности Собакевича у Гоголя.Предназначенный для постановки в городе Петра, монумент Трубецкого непроизвольно вызывал в памяти образ «Медного всадника» Фальконе, ставшего своего рода эмблемой Петербурга. Словно предвидя неизбежность такого сравнения, Трубецкой решает свой монумент в целом и в деталях как символическую антитезу памятнику Фальконе: вместо гордого коня, устремленного вперед, — неповоротливая бесхвостая лошадь, пятящаяся назад; вместо свободно и легко восседающего всадника — «толстозадый солдафон» (по выражению Репина), грузное тело которого зрительно как бы проламывает хребет упирающегося животного; вместо лаврового венка, осеняющего открытое, ясное чело Петра, Трубецкой изобразил шапку, которую словно прихлопнули сверху, отчего она нелепо, по-дурацки наползла на лоб, — деталь, резко оттеняющая общее впечатление дремучей тупости всадника. Идее свободного взлета вверх, преодоления тяжести, выраженной в общей композиции «Медного всадника», противостоит у Трубецкого ощущение тяжеловесности, придавленности к земле. Это впечатление довершает форма постамента. У Фальконе — это скала, обработанная в виде волны, на гребне которой вздымается конь, легко несущий всадника. Памятник Трубецкого имел массивный низкий постамент с широким основанием, воспринимаемый подобием куба, утопленного в землю под тяжестью скульптуры. В мировой истории монументов памятник Трубецкого — в своем роде уникальный образец сатирически-гротескного решения образа».
Цитируется по: Аленов М.М., Евангулова О.С., Лившиц Л.И. Русское искусство XI — начала XX века. М.: Искусство, 1989. с. 466—467
История в лицахМир в это время |
даты
Конвертация дат материалы О календарях ![]()
|