Календарь


Открытие памятника императору Александру III. Фотография 1909 года

1909 год. 5 июня (23 мая ст.ст.) был торжественно открыт памятник Александру III на Знаменской площади Санкт-Петербурга

«Наиболее значительным произведением скульптора, выполненным в России, стал памятник Александру III, отлитый в бронзе и установленный в 1909 году. В противовес обычному для Трубецкого одухотворению пластической формы через живописную моделировку поверхности импрессионистическим «мазком», основу художественного эффекта памятника Александру III составляет как раз впечатление косной неподвижности тяжелой массы материала, словно ставшего неподатливо-глухим, угнетающим своей инертностью. Форма как будто сопротивляется усилиям художника придать ей живую округлость и благородное изящество линий. В намеренной угловатости грубых форм — головы, рук и торса всадника, как будто примитивно обтесанных топором, — заключен безошибочный художественный расчет. Это прием изобразительного гротеска, родственный знаменитому приему описания внешности Собакевича у Гоголя.

Предназначенный для постановки в городе Петра, монумент Трубецкого непроизвольно вызывал в памяти образ «Медного всадника» Фальконе, ставшего своего рода эмблемой Петербурга. Словно предвидя неизбежность такого сравнения, Трубецкой решает свой монумент в целом и в деталях как символическую антитезу памятнику Фальконе: вместо гордого коня, устремленного вперед, — неповоротливая бесхвостая лошадь, пятящаяся назад; вместо свободно и легко восседающего всадника — «толстозадый солдафон» (по выражению Репина), грузное тело которого зрительно как бы проламывает хребет упирающегося животного; вместо лаврового венка, осеняющего открытое, ясное чело Петра, Трубецкой изобразил шапку, которую словно прихлопнули сверху, отчего она нелепо, по-дурацки наползла на лоб, — деталь, резко оттеняющая общее впечатление дремучей тупости всадника. Идее свободного взлета вверх, преодоления тяжести, выраженной в общей композиции «Медного всадника», противостоит у Трубецкого ощущение тяжеловесности, придавленности к земле. Это впечатление довершает форма постамента. У Фальконе — это скала, обработанная в виде волны, на гребне которой вздымается конь, легко несущий всадника. Памятник Трубецкого имел массивный низкий постамент с широким основанием, воспринимаемый подобием куба, утопленного в землю под тяжестью скульптуры. В мировой истории монументов памятник Трубецкого — в своем роде уникальный образец сатирически-гротескного решения образа».
Цитируется по: Аленов М.М., Евангулова О.С., Лившиц Л.И. Русское искусство XI — начала XX века. М.: Искусство, 1989. с. 466—467

История в лицах


Мир в это время


даты

Июнь 2025  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"