Календарь | ||
В этот день
|
27 июня
Переправа русской армии через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года. Н.Дмитриев-Оренбургский 1883 год
1877 год. 27 июня (15 июня ст.ст.) русская армия форсировала Дунай у местечка Зимница«Зато на Балканах, где ожидались решающие события, действовали главные силы русской армии, жаждали полководческих лавров сам царь, старший из его братьев и сын-цесаревич и где Петербург запланировал триумфальную promenade militaire, война скандально затянулась. 15(27) июня 1877 г. русские войска форсировали Дунай у местечка Зимница и веером хлынули на юг по трем направлениям: Рущукский отряд из двух корпусов под командованием цесаревича — налево, против четырехугольника крепостей; корпус генерала Н.П. Криденера — направо, против Плевны; и корпус генерала Ф.Ф. Радецкого — прямо, для удара через Балканский хребет на Константинополь. Авангард Радецкого во главе с генералом И.В. Гурко (будущим фельдмаршалом) занял лучший на Балканах Шипкинский перевал и тем самым открыл русской армии путь на юг. Но тут царские полководцы затеяли такие марши и контрмарши, что буквально за одну неделю все они потеряли друг друга из виду и превратили войну из почти выигранной в почти проигранную.Рущукский отряд цесаревича заблудился в четырехугольнике крепостей, а корпус Криденера вообще куда-то исчез и четыре дня никто о нем ничего не знал. Утром 17 июля в главной квартире русской армии с той стороны, где потерялся Криденер, померещились турки Царь был поднят с постели и во главе всего штаба ускакал за 20 верст от воображаемого неприятеля. К вечеру же выяснилось, что Криденер не только цел, но и захватил Никополь, который он принял за Плевну. Главная квартира возликовала, и на радостях никто не позаботился о том, чтобы Криденер меньше праздновал взятие Никополя, а скорее торопился взять Плевну — главный дорожный узел Болгарии, всего в 40 км от Никополя. Когда же спохватились, было уже поздно: 19 июля раньше Криденера к Плевне подошла и заняла ее турецкая армия Османа-паши. Таким образом, правый фланг и коммуникации русских войск оказались под угрозой со стороны Плевны. Хуже того, с 20 августа начала штурмовать Шипку еще одна турецкая армия Сулеймана-паши, пытавшаяся прорваться из южной Болгарии через Балканы на соединение с двумя другими армиями, одна из которых давно засела в четырехугольнике крепостей, а вторая только что — в Плевне».
Цитируется по: Троицкий Н.А. Россия в XIX веке: Курс лекций. М.: Высш. шк., 1997. с.277-278
История в лицахИз походных писем Н.П.Игнатьева: Сегодня великий день: войска русские форсировали переправу чрез Дунай в центре стратегической линии турок, разорвав ее на две части. Наши сделали важнейший шаг, обеспечивающий 50% успеха всей кампании. Ты припомнишь, что я всегда твердил, что необходимо сделать главную переправу в Систово, чтобы обойти все крепости, приблизиться сразу на 100 верст к Балканам и войти непосредственно в ту часть Болгарии, которая населена почти исключительно болгарами, и затем пройти чрез часть страны, пострадавшей от турок в прошедшем году для охранения христианского населения и поднятия его духа. Я твердил это Обручеву три года тому назад, говорил и великому князю лично, разделявшему мое мнение. Но Главный штаб избрал Никополь — в 30 верстах выше, на устье р. Ольты, как пункт, в техническом отношении наиболее удобный. Понтоны деревянные готовились на этой реке, и подвоз осадной артиллерии до Слатины по железной дороге был удобный, нежели в таком месте, как Систово, далеко отстоящем от железной дороги. Построили батареи (36 осадных орудий) около Турну и стали громить Никополь. 14-го сбили большую часть батарей турецких, а 15-го зажгли город выстрелами и принудили два турецких монитора прекратить борьбу, прижаться к берегу и дать себя окружить нашими заграждениями и минами. Таким образом, трудом всех наших моряков и сапер вся грозная Дунайская турецкая флотилия парализована и обессилена. Один только монитор (около Рущука) не попался в расставленные ловушки, разгуливает и может повредить нашим мостам (когда они построены будут) и наделать нам хлопот.
Цитируется по: Игнатьев Н.П. Походные письма 1877 года. М.: РОССПЭН, 1999
Мир в это время
Сайго Такамори и его сторонники. Иллюстрация из французского журнала Le Monde Illustré. 1877 год
«Сайго Такамори (7.12.1827, Кагосима, ‒ 14.9.1877), японский политический деятель. Самурай из княжества Сацума. Во время незавершённой буржуазной революции 1867‒68 годов командовал войсками антисёгунской коалиции. В 70-х гг. отстаивал интересы значительной части самураев, недовольных падением их роли после революции. С. требовал восстановления феодальных привилегий самурайства и настаивал на организации похода на Корею, чтобы поднять значение военщины. Однако его предложение о военной экспедиции в Корею было отклонено правительством, считавшим такой шаг преждевременным. Сайго в знак протеста ушёл с поста военного министра (1873). В 1877 году Сайго возглавил мятеж реакционного самурайства в Сацума, в котором участвовало более 40 тысяч человек. Мятеж был подавлен правительственными войсками, а Сайго, будучи ранен, покончил жизнь самоубийством». Цитируется по: Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970-1977
|
даты
Конвертация дат материалы О календарях
|