Календарь


Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI век. Встреча суздальского князя Юрия Долгорукого с князем Святославом в Москве

1149 год. 23 августа состоялось сражение между князем Изяславом Мстиславичем и войсками Юрия Долгорукого и Святослава Ольговича

«Скоро Великий Князь испытал превратность счастия и мог приписать оную собственной несправедливости. Ростислав Георгиевич был ему истинным другом; но клеветники говорили Изяславу, что сей Князь, в его отсутствие, старался обольстить Днепровских Берендеев и самых Киевлян, хотел завладеть столицею и подобно отцу ненавидит род Мстислава. Люди, склонные к чистосердечной доверенности, легко верят и злословию: Великий Князь, упрекая Ростислава неблагодарностию, отнял у него все имение, оружие, коней; заключил в цепи дружину и самого отправил с тремя человеками в лодке к отцу, не дав ему суда и не хотев слушать оправданий. Георгий оскорбился бесчестием сына гораздо более, нежели опустошением Суздальской области. "Так платит Изяслав неосторожному юноше за безрассудную любовь и дружбу! - говорил он: - жестокий племянник совершенно отчуждает меня и детей моих от земли Русской" (сим именем преимущественно означалась тогда Россия южная). Георгий наконец выступил, соединясь с Половцами. Святослав Ольгович, видя беспрестанно в мыслях своих окровавленную тень брата и считая Великого Князя убийцею, обрадовался случаю мести: мир, клятвенно утвержденный в Черниговском храме, и брачный союз юной его дочери с сыном Князя Смоленского не могли укротить сей злобы, ибо она казалась ему священным долгом. Но Давидовичи решительно отказались от дружбы Георгия, ответствуя: "Ты не спас городов наших; ныне, заключив союз с Изяславом, не хотим нарушить оного и не можем играть душою". Усердно помогая Великому Князю, они вместе с ним убеждали Святослава быть его другом, согласно с данною ими клятвою. "Буду (сказал Ольгович), когда Изяслав возвратит мне все имение моего брата". Уверенный, что Георгий действительно намерен идти к Киеву, Святослав выехал к нему на встречу близ Обояна; также и сын Всеволодов, единственно в угодность дяде. Георгий долго стоял у Белой Вежи, надеясь одним страхом победить Великого Князя. Но Изяслав, собрав верных братьев, готовился к битве. "Я отдал бы ему (говорил он) любую область, если бы Георгий пришел один с детьми своими; но с ним варвары Половцы и враги мои, Ольговичи". Киевляне хотели мира: "Заключим его (сказал Изяслав), но имея в руках оружие". Георгий осадил Переяславль: там находились Владимир и Святополк Мстиславичи. Великий Князь спешил защитить город и вошел в него; а Георгий, желая оказать умеренность, послал к нему Боярина с такими словами: "Чтобы отвратить несчастное кровопролитие, забываю обиды, разорение моих областей и старейшинство, коего ты лишил меня несправедливо. Царствуй в Киеве: отдай мне только Переяславль, да господствует в нем сын мой!" Гордый Изяслав велел задержать Посла; отслушал Литургию у Св. Михаила и, готовясь обнажить меч, требовал благословения от Епископа Евфимия. Напрасно сей добрый Пастырь слезно умолял его примириться. "Нет! - сказал Князь: - я добыл Киева и Переяславля головою: могу ли отдать их?" Умные Бояре советовали ему хотя помедлить, думая, что Георгий без сражения удалится, с одним стыдом неудачи. Но Изяслав, следуя мнению других и порыву собственного, нетерпеливого мужества, расположил войско против неприятеля. Уже солнце спускалось к западу, и в Переяславле благовестили к Вечерне: Полководцы еще не давали знака, и рать не двигалась; одни стрелки были в действии. Георгий начал отступать: тогда Изяслав, как бы пробужденный от глубокого сна, быстро устремился вперед, вообразив, что неприятель бежит. Затрубили в воинские трубы; солнце закатилось, и шум битвы [23 августа 1149 г.] раздался. Она была кровопролитна и несчастлива для Великого Князя. Берендеи обратили тыл; за ними Изяслав Давидович с дружиною Черниговскою; за ними Киевляне; а Переяславцы изменили, взяв сторону Георгия. Изяслав пробился сквозь полк Ольговича и Суздальский, прискакал сам-третий в Киев и, собрав жителей, спрашивал, могут ли они выдержать осаду? Граждане в унынии ответствовали ему и Ростиславу Смоленскому: "Отцы, сыновья и братья наши лежат на поле битвы; другие в плену или без оружия. Государи добрые! Не подвергайте столицы расхищению; удалитесь на время в свои частные области. Вы знаете, что мы не уживемся с Георгием: когда увидим ваши знамена, то все единодушно на него восстанем". Великий Князь, взяв супругу, детей, Митрополита Климента, поехал в Владимир, а Ростислав в Смоленск. Георгий вошел в Переяславль, через 3 дня в Киев и, дружелюбно пригласив туда Владимира Черниговского, в общем Княжеском совете распорядил Уделы: отдал Святославу Ольговичу Курск, Посемье, Сновскую область, Слуцк и всю землю Дреговичей, бывшую в зависимости от Великого Княжения; сыновьям же: Ростиславу Переяславль, Андрею Вышегород, Борису Белгород, Глебу Канев, Васильку Суздаль. Знаменитый Епископ Нифонт находился тогда в Киеве: призванный Изяславом, он все еще не хотел покориться Митрополиту Клименту; называл его не Пастырем Церкви, а волком, и, заключенный в монастыре Печерском, великодушно сносил гонение. Георгий возвратил ему свободу и, с честию отпустив к Новогородцам сего любезного им Епископа, надеялся тем преклонить к себе сердца их, хотя в то же самое время Воевода Иоанн Берладник, оставив Смоленского Князя и вступив в Георгиеву службу, нападал на чиновников Новогородских, собиравших дань в уездах».
Цитируется по: Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2006

История в лицах


Лаврентьевская летопись:
В лѣт̑ .҂s҃ . х҃ . н҃з . [6657 (1149)] Иде Изѧславъ Новугороду ис Къıѥва . в помочь Новгородцем̑ на Гюргѧ . а воєм̑ повелѣ по собѣ ити . и поидоша по нем̑ . и похромоша кони оу них̑ . и сам̑ с Новгородци дошедъ Волгъı. и повоѥвавъ ю и не оуспѣ ничтоже Гюргеви . и дошед̑ Оуглеча полѧ поворотисѧ Новугороду . и иде Смолиньску. изимова ту . и наставши веснѣ . приде Изѧславъ Къıѥву. и ради бъıша людьє . токмо дьӕволъ сѣтоваше. вложи бо нѣкоторъıм̑ мужем̑ В ѥго в срд̑це . и начаша гл҃ти ѥму З рекуще . ӕко Ростиславъ Г Гюргевичь подмолвил̑ на тѧ люди . и Берендичи и Киӕнъı . а хотѣлъ сѣсти Къıєвѣ . а пусти и къ ѡц҃ю то твои ворогъ и ѡц҃ь ѥго. держиши и 2 на свою голову . Изѧслав же послушавъ ихъ . ѿима оу него имѣньє. и ѡружьє и конѣ . и дружину ѥго исковавъ расточи . а Ростислава всади в лодью толико самого ли четверта пусти и къ ѡц҃ю . и прищед̑ къ ѡц҃ю Ростиславъ . сказа ѥму В всѧ приключьшаӕсѧ ѥму А. и слъıшавъ ѡц҃ь Б ѥго сжалиси река 3. тако ли мнѣ нѣту причастьӕ в земли Русстѣи . и моим̑ дѣтемъ . и совкупивъ дружину свою и воѣ и Половцѣ . надѣӕсѧ на Ба҃ . и поиде мс̑ца иоулѧ . въ . к҃д . и пришедшю ѥму къ Вьӕханю . и приде к нему А Ѡлговичь . и Всеволодичь . ѡба Ст҃ослава . с дружиною рекуща поиди брате . то нам̑ ворогъ всѣмъ . и брата нашего үбилъ . и пришедше сташа оу Бѣлъı Вежѣ . и стоӕша мс̑ць . сжидаюша к собѣ Половець . и ѿ Изѧслава покореньӕ . и видѣвше ѡже нѣту ѿ Изѧслава ни вѣсти В. Изѧславъ же слъıшавъ посла по брата Смолиньску. и Володимеру Гюрги же реч̑ . поидем̑ к Переӕславлю . ту ти ѥму А прити . да негли ту покоритсѧ . и прише|дше и сташа оу Куднова сельца . и перешедше Стрѧковь . Володимеру сущю в засадѣ Переӕславли. брату Изѧславлю . и Ӕрополку Г Мстиславичю . с Поршанъı . и стрѣлѧющим̑сѧ ѡбоимъ . во тъж̑ дн҃ь приде Изѧславъ слъıшавъ пришедшаго Гюргѧ . и реч̑ ѡже бъı пришєлъ сам̑ толико з дѣтми . то котораӕ бъı ѥму волость люба . ту же бъı взѧл̑ . но же на мѧ привелъ Половци . и ворогъı моѣ Ѡлговичѣ . то хочю сѧ бити . Къıӕном̑ же не хотѧщим̑ . гл҃щимъ мирисѧ кнѧже мъı не идем̑ . ѡнъ же реч̑ ако миръ будет̑ поидѣте со мною . атъ ми сѧ будет̑ добро ѿ силъı мирити . и придоша Къıӕне . и приде к нему Изѧславъ Дв҃двичь в помочь . и стоӕ Гюрги . . г҃ . дн҃и . и в третии дн҃ь исполчивъсѧ по зорѣ . поиде ѿ Стрѧкве мимо городъ . и ста межи валома . Изѧслав же въıправисѧ весь из города . и ста на болоньи и с товаръı . за ѡгородъı . и бъıвшю на оутрьӕ . Изѧслав же ѿслушавъ ѡбѣдню . ү стаг̑ Михаила . поиде Изѧславъ ис цр҃кви къ Єфимью єпс̑пу слезъı проливающю. гл҃щю ѥму кнѧже смирисѧ с строємъ своим̑ . много спс̑ньӕ приимеши ѿ Ба҃ . и землю свою избавишь ѿ великъıӕ бѣдъı . ѡн же не всхотѣ надѣӕсѧ на множ̑ство вои . гл҃ѧ добъıлъ ѥсмъ го[ло]вою Д своєю Къıєва . и Переӕславлѧ . и поиде противу ѥму . Гюргеви стоѧщю за Ӕнъчиномъ селцем̑ . и стоӕша противу собѣ до вечерни . и поступи Гюрги вспѧть . и Изѧславъ по нем̑ . ӕко сл҃нцю заходѧщю сступишасѧ ѡбои . и бъıс̑ сѣча зла . и первѣѥ побѣгоша Поршане. потом̑ Изѧславъ Дв҃двичь . по сих̑ Къıӕне . и Переӕславци . и многъı избиша . а другъıӕ руками изъимаша . Изѧслав же перебреде на Каневъ . толико сам̑ третии . и иде г Къıѥву . се же бъıс̑ мс̑ца 8. августа въ 9 . к҃г . дн҃ь во вторник̑ . а наоутриѧ вниде Гюрги в Переӕславль . хвалѧ . и славѧ Ба҃ . и пребъıвъ . г҃ . дн҃и . иде Къıѥву. а Изѧславъ събравъсѧ с женою и з дѣтми . бѣжа Лучьску. а Гюрги вниде Е в Къıѥвъ . хвалѧ и славѧ Ба҃ . и сѣде на столѣ дѣдни . и ѡтни . а Ростиславу да сн҃о|ви своѥму Переӕславль
Цитируется по: Полное собрание русских летописей. Том 1. Лаврентьевская летопись. Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1926-1928


Мир в это время


    В 1149 году завершается Второй крестовый поход

    Малая Азия и государства крестоносцев около 1140 года


    «Уже вступивший в законные права властитель Иерусалимского королевства Болдуин III уговорил Конрада возглавить 50-тысячное войско и повести его на Дамаск. Историки определяют эту затею как абсолютно неверную и ошибочную и уж не имеющую никакого отношения ко Второму крестовому походу. Хоть Дамаск и представлял собой потенциальную угрозу для ближневосточных христиан, все же главная опасность для них таилась в Моссуле. Легендарный Имад-эд-дин Зенги, завоевавший Эдесское графство, угрожал и другим христианским владениям на Востоке. Он, однако, отдал Аллаху душу, но его сын и наследник, новый эмир Моссула Нур-эд-дин уже приобрел славу самого непримиримого и могущественного врага Антиохии и Триполи. И очень надеялся на то, что они разделят судьбу Эдессы.

    Именно Нур-эд-дин и его Моссул должны были в первую очередь стать мишенью для иерусалимских солдат. Однако Болдуин и Конрад двинули их на Дамаск. Но его правитель как раз хорошо понимал, где искать защиты, и заключил союз с Нур-эд-дином. Как теперь пишут исследователи, политика христиан на Востоке в то время, когда у них не было значительных военных сил, должна была вестись предельно осторожно. Они обязаны были не допускать каких-либо мусульманских коалиций, а удары тщательно выверять и наносить наверняка. Болдуин же и Конрад повели себя как слепые котята, даже не изучив особенностей местности на подступах к Дамаску.

    Город между тем был защищен мощными стенами и оборонялся весьма сильным гарнизоном. Его осада обещала быть изнурительной и долгой и требовала не только большой численности войск, но и настоящего военного искусства. Иерусалимская армия вплотную подступила к той стороне Дамаска, которая казалась ей наименее укрепленной. И Конрад с пришедшей с ним горсткой немцев уже потирали руки в расчете на скорую победу. Но прямолинейность редко приносит успех, и не только в войне.

    Хитрые мусульмане, не жалея золота, подкупили нескольких предателей в христианском лагере. И те сначала распространили слухи, что на помощь городу с севера идут войска Нур-эд-дина, а затем запустили вымысел о том, что Дамаск с той стороны, где расположились христианские отряды, взять невозможно. В некоторых источниках есть версия, что в числе щедро подкупленных были сам иерусалимский король, патриарх и высокопоставленные рыцари.

    Осаждающие перебрались на другую сторону города. А уж она точно оказалась неприступной. Долгие дни бесполезной осады совсем деморализовали иерусалимское войско. А реальная угроза получить удар с севера от Нур-эд-дина заставила христиан отступить от Дамаска, так в очередной раз ничего и не добившись. У короля Конрада вовсе опустились руки. Он уже не думал ни о своей крестовой миссии, ни об освобождении Эдессы, ему смертельно захотелось домой. Среди его немногочисленных оставшихся в живых соратников тоже не нашлось желающих продолжать дело Второго крестового похода. Какой союз с Антиохией, какая война с моссульским эмиром? На родину, в милую сердцу Германию!..

    Осенью 1148 года король всех немцев, император Священной Римской империи Конрад III на византийских кораблях прибыл в Константинополь. Через несколько месяцев он с позором вернулся в Германию, увы, так и не совершив ничего доблестного или хотя бы полезного для укрепления позиций христиан на Востоке. У его союзника и соратника по неудачам Людовика VII, видимо, по причине молодых лет, еще не до конца угасло стремление к подвигам. Его рыцарская честь не позволяла сразу вслед за боевым товарищем покинуть края, куда они добрались с таким трудом. Тем более что многие опытные рыцари советовали ему дождаться в Антиохии подкрепления из Европы для марша на Эдессу. Правда, кто его соберет и как быстро сумеет подойти, было не совсем понятно. Поэтому верх все-таки взяли голоса, которые нашептывали о родном Париже, о скучающем без своего монарха дворе. Удрученный поражениями и изменой жены король со свитой в начале 1149 года на норманнских кораблях отправился к другу Рожеру в Южную Италию, а оттуда – во Францию…

    Итак, Второй крестовый поход на Восток полностью провалился. Мусульмане, потрепанные первыми крестоносцами, не только не были еще больше ослаблены, а, напротив, взяли реванш, укрепили единство и получили надежду искоренить христианство в Малой Азии. Крестоносцы, наоборот, продемонстрировали неспособность совместных действий (французов с немцами), а также непонимание между склонными к романтизму и рыцарству христианами Запада и их восточными единоверцами. Те, прожив десятилетия в окружении мусульман, уже как рыба в воде чувствовали себя в обстановке сибаритства, подкупов и распущенности.

    Бесславные восточные приключения немцев и французов еще долго лежали на них позорным пятном. Не способствовали они и авторитету церкви, вдохновителю крестоносных идей, принизили популярность аббата Бернара и уважение к папе. Эти религиозные столпы, кстати, тоже не избежали разногласий, перекладывая ответственность за поражение друг на друга. То обстоятельство, что в действия крестоносцев вмешивалась богатая схизматическая Византия, сыграло и с ней, в конце концов, злую шутку. Четвертый крестовый поход, как известно, превратил в руины Константинополь, а саму Византийскую империю – в латинскую.

    Вернувшись во Францию и придя в себя от фатального невезения, Людовик VII решил было поправить свою рыцарскую репутацию. Был созван собор, на котором снова заговорили о необходимости похода к Святой земле. На собрание явился и яростный крестовый пропагандист Бернар Клервосский. Тут же подняли голоса его сторонники и предложили поставить во главе следующей экспедиции неистового аббата. Римский папа отнесся к идее скептически, назвал эту идею глупостью, а самого Бернара – безумцем».
    Цитируется по: Монусова Е. История крестовых походов. Астрель-Спб, 2010
даты

Октябрь 2024  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"