Календарь


Осада Нарвы и Иван-города русской армией в 1704 году. Гравюра XVIII века

1704 год. 27 августа (16 августа ст.ст.) русская армия взяла крепость Ивангород

«Под Дерптом при осаде и взятии его (1704 г.) с русской стороны действовала артиллерия, состоявшая (по позднейшим подсчетам) из 24 медных пушек и 18 медных мортир. А взято было в Дерпте после его сдачи: 8 медных пушек, 5 дробовиков, 8 фальконетов, 76 чугунных пушек, 18 мортир, 6 гаубиц и 11 мелкокалиберных пушек.

Артиллерия, взятая в том же 1704 г. в Нарве, была велика: 392 пушки (из них 50 медных), 29 мортир, пушек более мелкого калибра больше 70, большой запас ядер к ним (65 241), больше 4½ тыс. бомб, около 4 тыс. картечи, около 2½ тыс. центнеров пороха, около 34½ тыс. ручных гранат и т. д. А когда спустя несколько дней сдался Ивангород (16 августа 1704 г.), то к нарвской военной добыче прибавилось: 95 пушек, 7 мортир, 4 гаубицы, 22 дробовика, 16 тыс. ядер, 2 тыс. с лишком центнеров пороха, много картечи, свинца, селитры и т. д.

Под Нарву и Ивангород была стянута русская артиллерия в 66 пушек, 26 больших мортир, 7 мортир поменьше и 1 гаубицу, а "выстрелено по городу всего 12 358 ядер и 5714 бомб, на что пошло 10 003 пуда пороха".

Достаточно сличить эти цифры русской артиллерии, действовавшей при взятии большой, прекрасно укрепленной, отчаянно защищавшейся крепости (даже совсем не считая Ивангорода), с цифрами военной добычи, взятой русскими, чтобы видеть громадное значение этого приращения русских артиллерийских сил. А ведь это было время, когда русское оружейное производство еще только становилось на ноги. Притом шведская артиллерия обладала образчиками "новой инвенции", т. е. усовершенствованными орудиями, принесшими большую пользу русским артиллерийским мастерам в качестве моделей».
Цитируется по: Тарле Е.В. Сочинения. Том 10. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1959. с.446-447

История в лицах


Юст Юль, из записок:
Осмотрел крепость Ивангород, стоящую близ самой Нарвы. (Города) эти отделяет друг от друга лишь неширокая река. Крепость эта, или замок, получила имя от знаменитого царя и великого князя Ивана Васильевича, построившего ее как пограничную крепость у (пределов) Лифляндии. На стенах крепости несколько башен, так что орудия стоят друга над другом в два яруса. В нижней части стен изнутри устроено много просторных сводчатых помещений, где может храниться великое обилие хлебных и (других) зерновых запасов. Своды их сооружены так прочно, что никакая бомба не может их пробить. В скале под стеною [с внутренней стороны высечены?] один под другим три свода, из коих нижний приходится на одном уровне с рекою. С этого свода можно стрелять настильно по воде. Хотя стены весьма ветхи и в предохранение от падения обтянуты крепкими железными полосами, тем не менее в (последнюю) осаду они оказались настолько крепкими, что до самого взятия Нарвы в них не удалось открыть брешь даже при (помощи) самых больших орудий. По взятии же Нарвы Ивангород вынужден был добровольно сдаться за недостатком продовольствия.
Цитируется по: Лавры Полтавы. М. Фонд Сергея Дубова. 2001


Мир в это время


    В 1704 году состоялась премьера оперы немецкого композитора Иоганна Маттезона

    Иоганн Маттезон. И.-Я. Хайд.Гравюра 1746 года
    «Маттезон (Mattheson) Иоганн (28 IX 1681, Гамбург - 17 IV 1764, там же) - немецкий музыкальный писатель, композитор, певец и дирижёр. В детстве обучался пению и игре на музыкальных инструментах (орган, чембало, гобой, флейта), пел в хоре Гамбургской оперы; с 1697 исполнял теноровые партии. Последний раз выступил публично как певец в 1705 в опере "Любовь, приобретённая кровью и злодейством, или Нерон" Генделя. С того же года воспитатель, затем секретарь в доме англ. посланника. Одновременно с 1715 капельмейстер (до 1728) и каноник Гамбургского собора. С 1741 на дипломатической службе у князя Гольштейнского. Разносторонняя деятельность Маттезона способствовала развитию немецкой музыки. В теоретических трудах выступал сторонником прогрессивного для того времени учения об аффектах, боролся против схоластики, отживших музыкальных теорий, за утверждение современной мажорно-минорной системы. Один из первых немецких профессиональных музыкальных критиков, Маттезон отстаивал в статьях принципы и воззрения англ. и франц. просветителей, выступая в то же время поборником национальной музыки. Маттезон утверждал взгляд на музыку как на содержательное искусство, выражающее глубокие чувства и переживания человека. В своих трудах он систематизировал многие музыкальные явления ("Совершенный капельмейстер", 1739), прозорливо определил значение отдельных музыкантов ("Основы врат чести", 1740). Существенное место в истории немецкого оперного театра занимают произведения Маттезона, оказавшие определённое влияние на оперное творчество Г. Ф. Генделя. Перевёл на немецкий язык многие оперные либретто, а также книгу Дж. Мэнэринга о Генделе ("Memoirs of the life of the late G. F. Handel", 1760; в пер. M. - "Georg Friedrich Hдndeis Lebensbeschreibung", 1761). Ему принадлежат работы по вопросам истории и богословия».
    Цитируется по: Музыкальная энциклопедия. В 6 томах. М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973
даты

Август 2023
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"