Календарь | ||
В этот день
|
19 марта
Российская подводная лодка «Дельфин». 1904 год
1906 год. 19 марта (6 марта ст.ст.) указом Николая II в классификацию судов морского флота был включен новый разряд кораблей - подводные лодки«В самом конце XIX века сразу в нескольких странах появились вполне работоспособные образцы подводных лодок. Приоритет в их создании принадлежал американской фирме Голланда, которую посетил в 1900 году главный инспектор кораблестроения России Н. Е. Кутейников. Он не скрывал, что рассматривает вопрос приобретения американских подлодок для отечественного флота, но сделка не состоялась. С одной стороны, Голланд необоснованно взвинтил цены, а с другой - Кутейников пришел к выводу о возможности постройки подводных лодок в России на отечественных верфях по отечественным проектам. Для этого 19 декабря 1900 года Морское ведомство создает комиссию для проектирования подводных судов. В ее состав вошли судостроитель Иван Григорьевич Бубнов, лейтенант Михаил Николаевич Беклемишев и старший инженер-механик Иван Семенович Горбнов. Именно И. Г. Бубнова и М. Н. Беклемишева по праву можно назвать создателями отечественного подводного флота. Уже 3 мая 1901 года комиссия представила проект «миноносца № 13» (класса подводных лодок тогда еще не существовало). Спущенную в мае 1903 года на воду первую боевую подводную лодку нарекли «Дельфин», а 14 октября, дата завершения ее ходовых испытаний, по праву стала днем рождения подводных сил России. 19 марта 1906 года в России официально введен новый класс боевых кораблей — подводная лодка. Ежегодно в этот день в России празднуют День моряка-подводника.» Цитируется по: Платонов А.В. Подводные лодки. Спб.: Полигон, 2002. с.27-28
История в лицахКонструктор С.К. Джевецкий: Я беру на себя смелость вновь ходатайствовать перед Вашим превосходительством о предоставлении мне возможности к осуществлению вышеупомянутого проекта, тем более, что в настоящее время, когда внимание иностранных правительств обращено на столь важную сторону военного дела, как подводная лодка, учреждены конкурсы на лучшие в этой области изобретения, а некоторыми правительствами уже и сооружены подобные аппараты с применением электрических двигателей, представляется несомненно желательным довести до конца начатое впервые в России дело, на которое уже затрачено столько усилий и средств... Цитируется по: Шапиро А.С. Самые нелегкие пути к Нептуну. Л.: Судостроение, 1987
Конструктор С.К. Джевецкий: Я беру на себя смелость вновь ходатайствовать перед Вашим превосходительством о предоставлении мне возможности к осуществлению вышеупомянутого проекта, тем более, что в настоящее время, когда внимание иностранных правительств обращено на столь важную сторону военного дела, как подводная лодка, учреждены конкурсы на лучшие в этой области изобретения, а некоторыми правительствами уже и сооружены подобные аппараты с применением электрических двигателей, представляется несомненно желательным довести до конца начатое впервые в России дело, на которое уже затрачено столько усилий и средств... Цитируется по: Шапиро А.С. Самые нелегкие пути к Нептуну. Л.: Судостроение, 1987
Мир в это время
Открытка с видом Везувия. 1900 год
«Везувий (Vesuvio), действующий вулкан на юге Италии, близ Неаполя. В. образует три конуса, как бы вставленные друг в друга. Остатки наружного, самого древнего конуса представляют собой дугообразный вал Монте-Сомма, сохранившийся только на северном и восточном склонах Везувия. Внутри него возвышается основной, более высокий и более молодой, конус — собственно В. (1277 м) с кратером на вершине. На дне кратера периодически появляется третий — временный конус, уничтожаемый во время наиболее сильных извержений (например, в 1906). Основной конус Везувия несколько меняет очертания и высоту; он состоит из переслаивающихся пластов лавы и вулканического туфа. В кратере и на свежих лавовых потоках местами вырываются водяные пары и газы с температурой до 400°С. Лавы и туфы, выветриваясь, создали плодородную почву склонов Везувия. Нижние части склонов заняты фруктовыми садами и виноградниками. Выше, до высоты около 800 м, — преимущественно сосновые рощи. Во время извержений эти насаждения и населенные пункты нередко становятся жертвой стихии. Сильные извержения Везувия обычно чередуются с периодами слабой активности. Первое известное нам извержение произошло в 79. Существуют предположения, что первое извержение Везувия произошло в 8 в. до н. э. Сильные извержения были в 1631, 1794, 1822, 1872, 1906, 1944. Лава извержения 1944 разрушила г. Сан-Себастьяно. После этого извержения В. находится в слабой фумарольной деятельности. Типичная особенность деятельности Везувия в прошлом — выбрасывание большого количества пепла и газов, образующих столб, расплывающийся наверху в облако в форме итальянской сосны — пинии. Формирование "пинии" часто сопровождалось грозой и ливнем, воды которого, смешиваясь с пеплом, образовывали потоки грязи, не менее опасные, чем лава. Под такими потоками погиб в 79 город Геркуланум, г. Стабии был залит лавой, г. Помпеи был целиком засыпан вулканическим пеплом, образовавшим над зданиями покров толщиной около 8 м. На Везувии на высоте около 600 м имеется вулканологическая обсерватория» Цитируется по: Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970-1977
|
даты
Конвертация дат материалы О календарях
|