Календарь | ||
В этот день
|
8 февраля
Здание академии наук и кунсткамеры
1724 год. 8 февраля (28 января ст.ст.)В Петербурге учреждена Академия Наук.
Идея создания в Санкт-Петербурге Российской Академии наук увлекла Петра I еще во время его первых европейских путешествий.Известно, что стремясь больше узнать о европейской науке Петр познакомился с ведущим ученым того времни Готфридом Вильгельмом Лейбницем. На протяжении ряда лет они неоднократно встречались и состояли в переписке. Лейбницу удалось заинтересовать Петра I своими идеями, касавшимися законодательной реформы, преобразования государственного управления и суда, реформы образования. По просьбе царя философ набросал план изучения наук и проект учреждения Петербургской академии наук. Царь дал высокую оценку предложениям Лейбница. Немецкий философу было пожаловано звание тайного советника и пожизненная пенсия в одну тысячу рейхсталеров в год. Интерес молодого русского государя к современной науке заметили в Европе. Парижская Академия в 1721 приняла его в свои члены. В ответ 18 февраля 1721 г. Петр I писал: "Мы ничего больше не желаем, как чтоб через прилежность, которую мы будем прилагать, науки в лучший цвет привесть, себя яко достойного вашей компании члена показать". Новому развитию идеи Роосийской Академии содействовал ученик Лейбница, Христиан Вольф, в переписке с которым в течение 1720-1721 гг. Петр I обсуждал проект. Вольф настоятельно советовал царю-реформатору изменить свой первоначальный замысел. При этом он указывал на Берлинскую академию, которая "по имени известна всему свету, но пользы никому и ничему еще не принесла". "Обыкновенный университет, - писал он, - где ученые будут преподавать то, что распространит наука между русскими, не только полезнее для страны, чем Академия наук, но также к тому поведет, что в несколько лет Академия наук будет состоять из русских, которые потом настоящую славу доставят своему государству". В результате к январю 1724 г. царь склонился к идее создания Академии наук, способной выполнять одновременно функции и университета, и гимназии. Подготовку проекта положения "Об учреждении Академии наук и художеств" Петр I поручил своему лейб-медику и по совместительству управляющему царской библиотекой и Кунсткамерой Лаврентию Лаврентьевичу Блументросту (1692-1755). В проекте были описаны функции университета и академии и были предложены способы их сочетания "Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юриспруденции (прав искусству), медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Страница из Книги именных указов 1724 года с заметками Петра Первого на полях Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты (издания) оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют" В проекте заключалось, что в условиях России создание Академии наук и университета в качестве обособленных друг от друга учреждений не принесет пользы, поскольку в России еще нет кол, гимназий, семинарий, и не распространены в народе науки. Поэтому Академии наук предлагалось придать некоторые функции учебного заведения. Академики должны были наряду с научными исследованиями заниматься преподаванием наук - читать публичные лекции и готовить молодых людей к преподавательской деятельности. Указ Екатерины I об Академии В первом классе должны были объединяться "все науки математические и которыя от оных зависят", во втором - "все части физики" (к этому классу относились, кроме физики, также анатомия, химия и ботаника), а в третьем - "гуманиора, история и права" 20 января 1724 г. Петр направил проект в Сенат, сопроводив его запиской: "О Академии, в которой бы языкам учились. Также протчим наукам и знатным художествам. И переводили б книги. Назначить место для сего. И доход...". 22 января 1724 г. вопрос об учреждении Академии наук обсуждался в присутствии Петра I на заседании Сената. 28 января 1724 г. был издан указ "О Академии, и о сумме на содержание оной". "Его императорское величество указал учинить Академию, в которой бы учились языкам, также протчим наукам и знатным художествам и переводили б книги. А Генваря 22 дня, его императорское величество, будучи в зимнем доме и слушав о сочинении тои Академии проекта, на котором собственною своею рукою подписать изволил, тако: На содержание оных определить доходы, которые збираются с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга, таможенных и лицентных, 24 912 рублев. И по тому его императорского величества указу Правительствующий Сенат приказали, оные доходы собирая, содержать в Рентерии, из которых отпускать в тое Академию по указом из Сената. А кроме того, ни на какие росходы не употреблять. И о том в Каморколлегию и в Штатс-кантору указы посланы. Подлинной за подписанием Правительствующаго Сената" ПСЗРИ. Т. VII. N 4443. С. 220 Несмотря на издание Указа, Петербургская Академия при жизни Петра продолжала существовать только в качестве проекта. Действительное основание и регулярная работа Российской Академии наук началось только год спустя после того как Екатериной I был издан «Именный, данный Сенату, указ о заведении Академии наук и о назначении президентом оной лейб-медика Блюментроста 7 декабря 1725 г» Сначала академия находилась близ домика Петра I, в двухэтажном доме вице-канцлера П.П. Шафирова. В 1728 году Академия занимала уже дворец Прасковьи Федоровны на Васильевском острове, а также часть помещений Кунсткамеры. В 1783 – 1789 годах по проекту архитектора Дж. Кваренги на Университетской набережной специально для Академии наук было построено трехэтажное здание. История в лицахВ конце 1725 г. в Петербург стали приезжать из Европы ученые, которых Блументрост пригласил для работы Российской Академии. 30 апреля 1725 г., Президент Академии, озабоченный тем, чтобы гости Петербурга ни в чем не нуждались, просит, в письме к Екатерине I, чтобы для размещения будущих академиков был отдан отобранный в казну дом вице-канцлера барона Шафирова, осужденного ранее за мздоимство и сокрытие еврейского происхождения. Блументрост также настаивает, чтоб в академическом доме гостям было обеспечено достойное питание, мотивируя это следующим образом: "…блаженно и вечно достойные памяти Его И. В. именно приказал, чтобы дом академический домашними потребами удостаточить, а академиков недели с три или с месяц невзачет кушаньем довольствовать; а потом подрядить за настоящую цену, наняв от академии, эконома, кормить в том же доме, дабы ходя в трактиры и другие мелкие домы, с непотребными обращаючись, не обучались их непотребных обычаев, и в других забавах времени не теряли бездельно; понеже суть образцы такие: из многих иностранных, которые в отечестве добронравны бывши, с роскошниками и пияницами в бездельничестве пропали и государственного убытка больше нежели прибыли учинили". Мир в это время
Обсерватория в Джайпуре В этот период, вдохновленный Самаркандской обсерваторией, он строит по ее подобию пять гиганских астрономических сооружений в Дели, Бенаресе, Удджайне, Джайпуре и Матхуре. Один из наиболее интересных из сохранившихся до наших дней инструментов Савай Джай Сингха - «Самрат йантра » в Дели, представляющий собой каменную стену в виде прямоугольного треугольника, гипотенуза которого параллельна оси земного шара, а по бокам стены к ней прикреплены две дуги по 1/8 окружности, составляющие квадрант; стена служит гномоном, тень которого падает на дуги квадранта, градуированного в часах и минутах, а также в градусах. Виртуальный тур по лаборатории Савай Джай Сингха
Гнев императора вызывает бесцеремонное требование папы Климента XI , который своей буллой Ex illa die осуждает традиционные конфуцианские обряды и требует их запрета в Китае. Имератор отвечает, что «Люди Запада, без сомнения, очень ограниченны. Их замечания неимоверны. Мне еще никогда не приходилось видеть документа, исполненного подобной чепухи. С этого момента людям Запада запрещается совершать свои молитвы в Китае, дабы избежать худших недоразумений.» Деятельность католической церкви на территории страны запрещена. Китайцам запрещено принимать христианство под угрозой смертной казни. Более 300 церквей закрыто. Все миссионеры высылаются в Кантон и Макао. Оказываюшие сопротивление заключены в тюрьмы, а некоторые даже казнены. Русской миссии и руской православной церкви эти запреты и репрессии не касаются. 21 октября 1727 года Россия и Китай заключают генеральный Кяхтинский трактат. В этом договоре, подволящем итог более чеми столетних русско-китайских отношений, в пятой статье значится следующее: "… дом, который ныне для российских в Пекине обретается, будет для россиян и впредь приезжающих, оные сами будут жить в сем доме. А что российской посол Ильлирийский граф Савва Владиславич представлял о строении церкви, зделана в сем доме вспоможением вельможей, которые имеют надсмотрение в делах российских. В сем доме будет жить один священник, ныне в Пекине обретающийся, и прибавятся другие три священника, которые прибудут, как решено. Когда прибудут, дастся им корм, как дается сему, который прежде приехал и при той же церкви поставлены будут. Россияном не будет запрещено молитися и почитати своего бога по своему закону. Кроме того, четыре мальчика учеников, и два побольшаго возраста, которые по-русски и по-латыне знают и которых посол российской Ильлирийской граф Савва Владиславич хощет оставить в Пекине для обучения языков, будут жить также в сем доме, и корм дастся им из царского иждивения. А когда выучатся, по своей воле да возмутся назад." Русское подворье с действующей православной церковью размещается в самой оживленной части внутреннего города и расположен был на крайней поперечной улице Дун-цзяо-ми-сян, рядом с императорским дворцом Глава мисссии Архимиандрит Антоний доносил Священному Синоду 3 декабря 1732 года, что 25 марта 1731 года девять китайцев приняли русскую православную веру, а всех крещенных китайцев мужеска пола было 25 человек, да готовилось ко крещению еще 8 человек. "И от того числа во вся месяцы приходят по одному и по два человека ко крещению и в том числе есть богатые и честные люди, а иные скудные. И богатые торговые сами себе ко крещению рубахи, чулки, башмаки сделав, приносят, только кресты сребреные он, архимандрит , от себя дает, которые он из России еще привез с собою (1 1\2 десятка), а скудным рубахи, чулки, башмаки он, архимандрит, покупает за свои келейные деньги и кресты дает и все роздал. В Китае крестов не умеют делать, а нужда была в них. Поэтому Антоний просил выслать ему крестов с 500, также немного денег на покупку рубах, чулков, башмаков, вместо милостыни. "От такой милостыни лучшую охоту китайский народ иметь будет и приходить ко крещению". При этом он просил выслать и "с 500 икон Спасителя и Богоматери, мерою в три вершка, для раздачи в домы и богомоления новокрещенным". |
даты
Конвертация дат материалы О календарях
|