Календарь




1717 год. 15 февраля (4 февраля ст.ст.) вышла из печати книга «Юности честное зерцало» -знаменитый памятник воспитательной литературы, подготовленный по указанию ПетраI.

Принято считать, что составителем книги был епископ Рязанский и Муромский Гавриил (Бужинский). По мнению исследователей в ее создании также принимал активное участие и сподвижник Петра, Яков Брюс.

В качестве прототипов называют сочинение «О воспитанности нравов детских» («De civilitate morum puerilium») Эразма Роттердамского, изданную в 1706 году в русском переводе под названием «Златая книжица о гожении нравов».

В сохранившемся первом издании «Юности честного зерцала» текст книги предварялся рядом страниц, на который были воспроизведены «нравоучения от священного писания» , а также «Изображение древних и новых письмен славенских печатных и рукописных; слоги двухписьменные, от согласных начинаемые; слоги трёхписьменные; число церковное и арифметическое; ино показание великого сочисления; Объявление числа школьного».



Таким образом, издание становилось одновременно одним из первых пособий по обучению гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр, введенными указом Петра I в 1708 году вместо прежнего церковно-славянского обозначения.

«Юности честное зерцало» обучают правилам поведения «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Фактически, это первый в России учебник этикета. Книга формировала образ молодого человека, придерживающегося европейских светских манер, наставляла избегать дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости. Юному дворянину рекомендовалось учиться иностранным языкам, верховой езде, танцам и фехтованию.


«Ассамблея» петровских времен.

Наставления «Юности честного зерцала» для девушек более близки к традиционным древнерусским поучениям. Главными добродетелями называются «любовь к слову Божию, смирение, молитва, исповедание веры, почтение к родителям, трудолюбие, приветливость, милосердие, стыдливость, чистота телесная, воздержание и трезвость, бережливость, щедрость, верность и правдивость».



«Юности честное зерцало» быстро получило известность и признание в российском обществе. Популярность издания у современников была так велика, что в первые же два года книга выдержала четыре издания, а затем продолжала многократно перепечатываться вплоть до конца XIX века.

История в лицах


Фридрих-Вильгельм Берхгольц.
Дневник 1722 г.


"Маленькой княжне Черкасской лет 8 или 9, и она для своих лет так мила и приятна, что можно подумать, что она наилучшим образом воспитана во Франции. Но она здесь не единственный ребенок, о воспитании которого так тщательно заботятся. Вообще надобно отдать справедливость здешним родителям: они не щадят ничего для образования своих детей. Вот почему и смотришь с удивлением на большие перемены, совершившиеся в России в столь короткое время. Русская женщина, еще недавно грубая и необразованная, так изменилась к лучшему, что теперь мало уступает немкам и француженкам в тонкости обращения и светскости, а иногда, в некоторых отношениях, даже имеет перед ними преимущество"

Мир в это время


    Венецианский дож Альвизе Мочениго предоставляет Мхитару Севастийскому остров Св. Лазаря (рядом с о. Лидо), где раньше находилась колония прокаженных, для устройства армянского монастыря, основной задачей которого становится сохранение и возрождение армянского языка, истории и культуры.


    Остров св. Лазаря с монастырем мхитаристов.

    Мхитар Севастийский (1676—1749) — основатель ордена мхитаристов, сыграл необычайно важную роль в деле культурного его возрождения армянского народа.




    Уроженец города Севастии, Мхитар в 15 летнем возрасте поступил в монастырь. Молодой монах много путешествовал по истрическим землям Армении, находившимися под властью персидских шахов. Он видел, в каком порабощенном состоянии находились в ту пору армянский народ, его церковь и его культура.

    Продолжая свои скитания. Мхитар добрался до Константинополя, где обнаружил множестов активной действующих и хорошо обеспеченных католических миссий. У него родилась идея договориться с Папой Римским о создании новой особой армяно-католической конгрегации.

    В ходе переговоров Мхитару удалось добиться, чтобы в новом монастыре богослужение велось по армянскому обряду и на армянском языке.




    Фактически Мхитар создал уникальную литературно-ученую конгрегацию – орден мхитаристов, – члены которой поставили себе целью поднятие культурного уровня армянского народа и сохранение памятников древней армянской письменности.

    Основав здесь монастырь на острове Св. лазаря, Мхитар и его собратья усердно переводит различные сочинения европейских авторов на армянский язык, составляет армянскую грамматику и толковый словарь, заведует открытой им школой, собирает древние рукописи, печатает книги и, вместе с тем, старается урегулировать отношения своей общины к Риму и обеспечить ее самостоятельность.



    Монастырь мхитаристов

    В энциклопедии Брокгауза и Евфрона о мхитаристах рассказывается так:

    «Преемники Мхитара, мхитаристы, продолжали его начинания и широко развили задуманную им программу. Постепенно о-в св. Лазаря превратился в армянский научный центр; создалась прекрасная библиотека, составилась коллекция редких рукописей, основана типография, печатающая книги на любом языке (молитвы св. Нерсеса Благодатного были, напр., напечатаны особой книжкой на 36 языках).

    Еще при жизни М. члены общины принялись за издание памятников, за переводы иностранных сочинений, за самостоятельную литературную деятельность. Нет почти отдела знания, по которому мхитаристы не могли бы указать на целый ряд составленных ими, иногда впервые на армянском языке, сочинений.

    Довольно значительное место среди их работ занимали богословские исследования, толкования Св. Писания, жития святых, нравоучительные трактаты; но гораздо больше времени мхитаристы уделяли работам по армянской филологии, истории, географии, истории литературы. Они не дали погибнуть древнеармянскому классическому языку, который в эпоху возникновения ордена, оставаясь языком богослужения, почти не был понятен мирянам и, под влиянием политических условий, все более оттеснялся на второй план многочисленными местными диалектами, переполненными массой варваризмов. <…>

    Наряду с армянскими книгами, мхитаристы выпустили до 150 сочинений на других языках — латинском, французском, итальянском, немецком, английском и др., причем многие из этих сочинений, вроде, напр., "Quadro della storia letteraria d'Armenia" С. Сомальяна, имели целью знакомить европейскую публику с армянами.




    В конце XVIII века группа мхитаристов образовала особый монастырь в Триесте, откуда в 1811 г. они переселились в Вену, продолжая принимать деятельное участие в просветительной работе ордена. Число всех книг, изданных венецианскими и венскими мхитаристами, еще в 1882 г. доходило до 883-х; с 1882 г. до 1893 г. одни венецианские мхитаристы выпустили до 60-ти названий книг.

    Один из первых у армян органов печати был основан мхитаристами еще в конце прошлого века; ими же издается старейший из существующих теперь армянских журналов, "Базмавэп (Полигистор)", пользующийся заслуженной репутацией и основанный в 1843 г. в Венеции Габриэлом Айвазовским (братом известного художника)»

    В XIX веке монастырь мхитаристов приобретает широкую известность когад его посещает и надолго останавливается в нем лорд Байрон. Он изучает армянский язык и принимает участие в составлении «армяно-английской грамматики»



    Иван Константинович Айвазовский. "Посещение Байроном мхитаристов на острове св. Лазаря в Венеции"

    Главная сокровищница монастыря – библиотека, в ней хранятся тысячи рукописей, десятки тысяч древнейших изданий, среди которых - Евангелие царицы Млке 862 года – самое древнее из сохранившихся.


    Библиотека монастыря мхитаристов сегодня

    Из предисловия Байрона к пособию армяно-английской грамматики:

    "Прибыв в Венецию в 1816 г., я нашел, что ум мой был в таком состоянии, которое требовало занятий и притом такого рода, чтоб они только немного простора давали воображению и представляли известные трудности для занимающегося. В это время на меня, как, вероятно, и на всех других путешественников, произвела большое впечатление община Св. Лазаря, которая, кажется, соединяет в себе все преимущества монастырского учреждения, не обладая ни одним из его пороков. Чистота, комфорт, кротость, непритворное благочестие, таланты и добродетели братьев ордена способны внушить светскому человеку убеждение, что существует другой, лучший мир даже в этой жизни.

    Эти люди – духовные лица порабощенной, но благородной нации, которая подвергалась изгнанию и гнету... Это нация приобрела богатства, не прибегая к ростовщичеству, и все почести, которые могут быть дарованы тому, кто находится в рабстве, без интриг... Трудно было бы, быть может, найти летописи народа, менее запятнанные преступлениями, чем летопись армян, добродетели которых были мирные, а пороки – следствия притеснения.

    Но какова бы ни была их судьба – а она печальна! – что бы ни ожидало их в будущем, их страна всегда должна оставаться одною из самых интересных на всем земном шаре; и уже самый язык, быть может, требует только большого изучения, чтобы получать все больше привлекательности...

    Если писание правильно толкуется, то рай был расположен именно в Армении, которая заплатила так же дорого, как и потомки Адама вообще, за мимолетное участие ее почвы в блаженстве того, кто был создан из ее праха; там начала спадать вода потопа и вылетел голубь.

    Но почти что с исчезновением рая начались несчастия страны, потому что, хоть она долгое время была могущественным царством, она редко была независима; персидские сатрапы и турецкие паши в равной степени содействовали разорению того края, где Бог создал человека по своему образу и, подобию"

даты

Октябрь 2019  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

  • 6

  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12

  • 13

  • 14
  • 15

  • 16

  • 17

  • 18

  • 19

  • 20

  • 21

  • 22

  • 23

  • 24

  • 25

  • 26

  • 27

  • 28

  • 29

  • 30

  • 31

  •  
  •  
  •  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.