Календарь


Мыс на озере Себеж, где располагалась крепость в 1536 году.

1536 года. 27 февраля русские войска разбивают польско-литовскую армию, которая осадила недавно построенную крепость на озере Себеж.

Крепость Себеж была построена в 1535 году в ходе Русско-литовской (Стародубской) войны 1534–1537 годов. Москва стремилась утвердить свои права на северо-западные земли, отобрав их у Литвы, и закрепляла новые рубежи в старом противостоянии с Речью Посполитой.

Литва отвечала встречными атаками и привлекала в помощь себе польские войска. Ни один из соперников не имел решающего преимущества, и война шла с переменным успехом.

Елена Глинская. Правительница Великого княжества Московского после смерти мужа - Василия III (с 1533 г., по 1538 г.) На миниатюре изображена со вторым новорожденным сыном - Георгием ( старший сын – Иоанн IV)
Место для новой крепости было выбрано на глубоко выдающемся в озеро мысу, что само по себе служило прекрасной защитой. Крепость решено было строить в полном соответствии с современной фортификационной наукой. Для этого был воевода Иван Бутурлин, которому было поручено строительство, привез с собой из Москвы итальянского архитектора Петрока Малого - Фрязина.

Строительство поселения.
Миниатюра из Лицевого Жития прп. Сергия Радонежского. XVI век.

По его плану деревянные сооружения Себежа были защищены со всех сторон продуманной системой земляных валов и бастионов.

"в лето 7043... месяца июня 26 князь Великий Иоан повеле Воеводам своим, князя Бориса Горбатова, да Михаила Воронцова, да князя Михаила Коубенского с силами, и постави город за Опочкой на озери на Себежи, Иоан город Себежъ, и церкви создаша, да и людей посадиша".

Псковские летописи. Вып. II. M., 1955

"И Иван Микитич Бутурлин на Себежё стоял три недели, и город на Себежи поставили Ивангород, а мастер был городовой Петр Малой Фрязин архитектон".

Вологодско-Пермская летопись .ПСРЛ. Т. XXVI. М.-Л, 1959. С.316.

Ближе к окончани строительства Москва поручила архиепископу псковскому Макарию «священников соборных туда послати, а самому имя граду нарещи. И Макарий имя нарек Иван-Город на Себеже"

Гарнизон крепости был хорошо вооружен артиллерией и пищалями и прекрасно снабжался продовольствием.

Зимой 1636 польский король Сигизмунд I Старый, воспользовавшись некоторым перерывом в войне, принял решение снарядить экспедицию для захвата неожиданно появившейся на спорных территориях русской крепости.

Сигизмунд I Старый
В феврале 1536 года к Ивангороду на Себеже приступило 20-тысячное польско-литовское войско под командованием киевского наместника Андрея Немиры и полоцкого воеводы Яна Глебовича.

Взять крепость схода не удалось. Тогда, осадив Инвангород, нападавшие стали обстреливать его из пушек. Однако поляки действовали неумело, а земляные укрепления хорошо защищали русские войска. Несколько раз польские пушки ударяли по своим. Скопившиеся на перешейке у ворот крепости осаждающие стали разбегаться в стороны, и тут под ними начал проваливаться лед.

Артиллерия первой половины XVI века. На заднем плане – оружейное новшество – многоствольное малокалиберное орудие «орган войны». Несколько таких «варганов» захватили защитники Себежской крепости.

Воспользовавшись смятением в стане противника, себежские воеводы Засекин и Тушин устроили вылазку. Русские войска действовали решительно и умело, сбрасывая врага в ледяную воду под прикрытием меткого огня крепостных батарей. Армия Речи Посполитой была полностью разгромлена. Бросив пушки и знамена, она в беспорядке отступила.

История в лицах


Ян Радзивилл, подскарбий Великого княжества Литовского. Письмо князю Оболенскому в ходе обсуждения возможности мирных переговоров. Май 1536 г.

После поражения под Себежом в Литве понимали, что это теперь московское правительство не станет исполнить требование короля отправить своих послов в Литву, и потому принялись искать компромисс.

"Ты пишешь, чтобы наш господарь отправил своих послов к вашему господарю; но рассудите сами, кому приличнее отправить своих послов - нашему ли господарю, который в таких преклонных летах, или вашему, который так еще молод? Прилично вашему господарю послать к нашему, как к отцу своему. Но если б ваш господарь и отправил своих послов к нашему господарю, давши им полный наказ и запретивши выступать из него, то может легко случиться, что наш господарь не примет этих условий и послы возвратятся, ничего не сделавши; то же самое может случиться, если и наш господарь пришлет к вам в Москву своих послов. Для избежания этого посоветуй с братьею своею, князьями и боярами, господарю своему, чтоб он отправил послов своих великих на границы, давши им полномочие; а король пошлет с своей стороны также великих послов с полномочием, так чтоб, не заключивши мира или перемирия, они не могли разъехаться".

Оболенский в ответной грамоте давал ему знать, что государи в своих отношениях не должны считаться летами:

"Ведомо вам гораздо, что с божиею волею от прародителей своих государи наши государства свои держат; отец государя нашего, великий государь Василий, был на государствах отца своего и на своих; теперь сын его на тех же государствах деда и отца своего; государь наш теперь в молодых летах, а милостию божиею государствами своими в совершенных летах. А что ты писал о съезде посольском на границах, то это кто-нибудь, не желая между государями доброго согласия, такие новизны выдумывает; от предков наших государей повелось, что от королей к ним послы ходили и дела у них делали".

На последующих договорах о перемирии главное затруднение состояло в том, что Москва требовала вернуть Гомель и освободить пленных. Послы Речи Посполитой утверждале, что обмен пленными будет невыгодным, поскольку у короля в руках знатные пленники московские , а менять их предлагается на незнатных литовских.

Русские переговорщики возражали:

"Какая прибыль пленных не отпустить и своих не взять? Ведь они люди, и если люди, так смертны; были, да не будут - и в том какая прибыль? А Гомель - отчина государя нашего, и королю за собою зачем чужое держать? У вашего господаря в плену добрые люди, а у нашего - молодые, да зато их много: так бы на большинство натянуть, меньших людей больше взять. В больших душа и в меньших душа же, обои погибнут - и в том какая прибыль для обеих сторон!"

В конце концов было решено, что пленным свободы не будет, что Гомель останется за королем, а новые городки, Заволочье и Себеж, - за великим князем.

Мир в это время


    В Женеве выходит из печати первое издание книги Жана Кальвина "Наставления в христианской вере" (Institutio religionis christianae).

    Книга Кальвина отмечает собою начало нового периода в истории протестантизма.

    В центре учения - идея о предопределении, о безусловном господстве воли Бога. Люди лишены возможности свободного выбора в своих решениях и являются лишь орудиями Божественного Промысла.

    Бог предназначает к спасению лишь небольшую группу людей, выбранную, невзирая на их заслуги, своим непостижимым решением.

    И никакие усилия не могут спасти тех, кто осужден Им на вечную гибель.

    Человек не в праве доискиваться, что решено о нем на небесах

    Полное подчинение воли человека Божиим предначертаниям должно порождать в нем сознание правоты и силу оказывать сопротивление властям мира сего, раз они идут против велений Божиих. Лишь в повиновении государей Богу заключается оправдание земной власти.

    Кальвин настаивает на том, что все, что Господь хотел заповедать своим творениям полностью и исчерпывающе изложено в Писании. Этим он твердо отделяет свое учение и от католичества, и от мистических направлений в протестантизме, которые признают возможность прямого непосредственного божественного откровения.



    Учение Кальвина оказало огромное влияние на современников. Он сделался главой нового направления протестантизма ‒ кальвинизма. Магистрат Женевы фактически предоставил ему неограниченную власть. В городе были проведены суровые реформы, направленные на утверждение «мирского аскетизма». С одобрения консистории, возглавлявшей церковь, Кальвин упразднил католический обряд богослужения. А затем фактически подчинил своим принципам светскую власть. Он добился установления мелочного и придирчивого надзора над гражданами, обязательного посещения церковной службы, запрещения развлечений, танцев, ярких одежд и т.п.

    Кальвин был крайне нетерпим как к католицизму, так и к иным протестантским учениям. По настоянию противников кальвинизма подвергали изгнанию и даже смертной казни.

    В 1553 году кальвинисты захватили знаменитого испанского мыслителя, врача и ученого Мигеля Сервета, когда он, преследуемый на родине инквизицией, пытался бежать в Италию.



    От Сервета, который критиковал догмат о предопределении и открыто полемизировал с Кальвином, потребовали отречься от своей «ереси». Он отказался, и 10 августа 1553 года был сожжен.
даты

Май 2024  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"