Календарь | ||
В этот день
|
1 марта
1810 году. 1 марта (17 февраля ст.ст.) Александр I подписывает Манифест о присоединении Абхазского княжества к Российской империи.Со второй половине XVI в. земли Абхазии находились в зависимости от Османской империи. Турки совершали частые набега на земли Абхазии, разоряя христианские храмы, обращали местных жителей в ислам. Многие пленные абхазы стали солдатами турецкого войска, а девушки – наложницами в гаремах. На берегах Абхазии Порта возводила свои города.Записки А.П. Ермолова. 1798–1826 гг. — М.: Высшая школа, 1991 Еще раньше Абхазии к помощи России обратилась соседняя Грузия, над княжествами которой в 1802-1810 гг. был установлен протекторат. В Абхазии обстановка была осложнена междоусобной борьбой. В конце XVIII в. Абхазское княжество состяло из трех округов: Бзыбский, Абхазский и Абжуйский и присоединившихся земель Самурдзакано и Цебельды. В 1805 году князь Абхазии Келешбей, передал власть управление Бзыбским округом своему сыну – Сафарбею (Георгию) в обход старшего, Асланбея. В 1808 году новый князь Георгий Чачба-Шеваршидзе обратился к императору Александру I с письмом-ходатайством о принятии княжества под защиту России. Карта исторического отдела Кавказского военного округа. 1901 г.
Вскоре после этого старший сын Келешбея Асланбей при поддержке Турции захватил Сухум, убил своего отца и объявил себя правителем Абхазии. Сафарбею пришлось укрыться у своего тестя Дадиани в Мингрелии, откуда он и обратился к российскому императору с просьбой о принятии Абхазии в лоно России. 1 марта (17 февраля ст.ст.) 1810 г. просьба Сафарбея Шервашидзе высочайше утверждена императором Александром I. Абхазия на правах автономии вошла в состав Российской империи. 8-го июля 1810 г. русские войска подошли к Сухуму, занятому Асланбеем и Турцией, и после двухдневного боя заняла Сухумскую крепость. Карта квартирования русских войск в Абхазии. 1843.
История в лицахПрисяга Абхазского князя Георгия Шарвашидзе (Сефер-Али Бека Чачба) при вступлении в подданство России Российский дворянский герб Шервашидзе «Я, нижеименованный, владетель Абхазской области князь Сефер-Али бек, названный при Святом Крещении Георгием Шарвашидзе*, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред Святым Его Евангелием в том, что хочу и должен Е. И. В., моему Всемилостивейшему Великому Государю Императору Александру Павловичу, Самодержцу Всероссийскому, и Е. И. В. Всероссийского престола Наследнику, который назначен будет, верным, добрым и послушным подданным быть и служить Е. В. как верному подданному пристойно есть и надлежит; противности никакой ни тайно, ни явно не чинить и по владетельному достоинству, в котором высочайшей Е. И. В. грамотой всемилостивейше я утвержден, поступать и исполнение чинить во всем по его, Великого Государя, указам, не щадя живота своего, до последней капли крови; подвластный же мне Абхазского владения народ содержать в порядке и управлять им с правосудием и кротостью, отвращая оный от всяких предприятий, интересам Е. И. В. противных; есть ли же чего собою учинить не могу, о том заблаговременно уведомлять главноуправляющего в Грузии и других российских начальников. В заключение сей моей клятвы целую слова и Крест Спасителя нашего. Аминь. И прилагаю к сему мою печать.» Архив внешней политики России, филиал СПб. Главный архив, 1–10, оп. 9, 1808, д. 1, лл. 87–88 об Мир в это время
В 1810 год Шуберт учится в Вене, в Конвикте – школе церковных певчих. Его преподавателем по контрапункту и гармонии в это время был сам Антонио Сальери, знаменитый итальянский композитор, который с самого начала обучения выделял талантливого мальчика из числа остальных учеников. В семье Шуберта любили музыку, отец и старший брат играни на скрипке и фортепиано, рано стал музицировать и сам Франц. Учась в школе певчих, Шуберт начинает сочинять музыку. За 31 год жизни он создал 9 симфоний, 3 оперы, 6 зингшпилей, 20 фортепианных сонат, около 600 песен. От Шуберта берет свое начало школа музыкального романтизма. Замечательный мелодист, Шуберт реформировал жанр песни. Он преобразил прежние песенные формы — простую и варьированную строфическую, репризную, рапсодическую, многочастную - и создал новый тип песни сквозного развития (с объединяющим в целое варьируемым мотивом в партии фортепиано), и первые высокохудожественные образцы вокального цикла. Автограф Шуберта
Иосиф Шпаун, соученик и друг Шуберта: «Я сидел за первым пультом вторых скрипок, а маленький Шуберт, стоя позади меня, играл по тем же нотам. Очень скоро мне стало ясно, что маленький музыкант намного превосходит меня своей ритмичностью. Обратив на него внимание, я заметил, как этот обычно тихий и равнодушный с виду мальчуган глубоко переживает все оттенки исполняемых симфоний. (В нашем репертуаре было свыше тридцати симфоний Гайдна и многие симфонии Моцарта и Бетховена. Чаще всего и лучше всего исполнялись симфонии Гайдна.) Адажио гайдновских симфоний глубже всего трогали его, а о g-moll'ной симфонии Моцарта он часто говорил мне, что она потрясает его, хотя он сам не знает почему. Ее менуэт он называл захватывающим, а в трио ему казалось, что поют ангелы. От бетховенских симфоний D-dur и B-dur он был в совершенном восторге. Но позже отдавал предпочтение с-moll'ной симфонии…» Цитируется по: Кремнев Б.Г. Шуберт. М., «Молодая гвардия», 1964 |
даты
Конвертация дат материалы О календарях
|