Календарь


Художники-члены Академии художеств на торжественном открытии Русского музея 19 марта 1898 года

19 марта (7 марта по старому стилю) 1898 года открылся для посетителей первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства – Русский музей. Он был основан в 1895 году в Санкт-Петербурге Именным Высочайшим Указом № 62 «Об учреждении особого установления под названием „Русского Музея Императора Александра III“ и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом»

О необходимости открыть музей русского искусства говорил еще Александр III. Государем была высказана мысль — основать всенародный музей, в котором сосредоточивались бы все лучшие произведения искусства. Однако царь не успел воплотить свою идею, и созданием музея занялся его сын, император Николай II. Помещением для музея стал выкупленный в казну у потомков Великого Князя Михаила Павловича Михайловский дворец в самом центре Петербурга, архитектурный шедевр Карла России. Но прежде чем сформировать здесь экспозицию музея, нужно было приспособить для этого дворцовые помещения. Работами по их реконструкции занималась «Комиссия по надзору за ремонтом и приспособлением Михайловского дворца для помещения Русского Музея Императора Александра III» во главе с архитектором В. Ф. Свиньиным. В период подготовки к открытию музея Николай II указал Главному Казначейству открыть в смете Императорского Двора особым параграфом кредит для Музея на содержание Михайловского Дворца. В Положении о Русском Музее Императора Александра III говорилось, что музей основан в память Императора Александра III, «имея целью соединить все, относящееся к Его Личности и истории Его Царствования, и представить ясное понятие о художественном и культурном состоянии России».

Карл Беггров. Михайловский дворец. 1832 год

Первая экспозиция музея разместилась в 37 залах первого и второго этажей (21 зал на 1-м, и 16 – на 2-м этаже). Среди тех, кто занимался созданием первого национального русского музея, были известные и образованные люди - П. Брюллов, А. Бенуа, М. Боткин, П. Нерадовский, Н. Пунин. Управляющий музеем назначался Высочайшим Именным Указом и непременно должен был быть членом Императорского Дома. Во вновь учрежденном музее Николай II назначил Высочайшим Управляющим Великого князя Георгия Михайловича.

Основу собрания первого государственного музея России составили произведения искусства, ранее хранившиеся в Академии художеств, Эрмитаже, а также Зимнем, Гатчинском и царскосельском Александровском дворцах, и, кроме того, целые коллекции, переданные музею частными лицами. Например, замечательное по своему качественному и количественному составу собрание портретной живописи князя А.Б.Лобанова-Ростовского, коллекция графики княгини М.К.Тенишевой и другие.

Ф.А.Бруни. Медный змий. Из собрания Русского музея.

Первые посетители могли познакомиться с «Музеем христианских древностей», занимавшим 4 зала, с «Плащаницей» В. Васнецова, произведениями русской живописи и скульптуры, а также с коллекциями частных собирателей, переданными в дар вновь учрежденному музею (коллекция акварелей княгини М. Тенишевой и коллекция живописи и гравюр князя В. Лобанова-Ростовского). Публика Русского музея со дня открытия могла увидеть настоящие шедевры: «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Девятый вал» Айвазовского, «Сватовство майора» П. Федотова, картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И. Репина, а также полотна Боровиковского, Кипренского, Тропинина, Шишкина, скульптуры Шубина и Антокольского. Критика впрочем отметила некоторые недостатки экспозиции - ее бессистемность, слишком большую плотность размещения картин на стенах.

Северный фасад Русского музея. 1910-е гг.

Собрание музея, основой которого служили предметы и произведения, переданные из Императорских дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, в этот период насчитывало 1880 произведений: 445 живописных работ, 111 произведений скульптуры, 981 графический лист (рисунки, гравюры и акварели), а также около 5000 памятников старины, составивших коллекцию христианских древностей (иконы и изделия декоративно-прикладного искусства древней Руси).

Согласно первоначальной структуре, музей имел три отдела:

– отдел «посвященный специально памяти Императора Александра III»,

– этнографический и художественно-промышленный отдел,

– художественный отдел

История в лицах


В.В.Стасов, художественный критик

«…Как ни прекрасна и как ни превосходна инициатива этих Прянишниковых, Третьяковых, Солдатенковых, не следует, чтобы все дело осталось на одних только плечах этих благородных, великодушных добровольцев…Надо, чтобы государство создало сначала один, а потом несколько центров, куда бы собирались произведения национального искусства,.... и где их бы мог всегда находить весь народ, как свое драгоценное достояние»

Николай II, из письма великому князю Георгию:

«Три года тому назад, вменяя Себе в священную обязанность осуществить заветное желание в Бозе почившего Моего Родителя видеть собранные воедино наиболее выдающиеся произведения русской живописи и ваяния, я повелел учредить Музей Его Имени и вместе с тем возложил на Вас непосредственное управление сим установлением. Посвятив Себя с неутомимым рвением этому сложному и многотрудному делу, Вы озаботились надлежащим приспособлением предназначенного мною для этой цели здания Михайловского дворца и в непродолжительное время собрали и привели в стройный порядок те художественные произведения, которые подлежали помещению в музей на основании одобренного Мною Положения. <...> По справедливости, отнеся знаменательный успех в благом начинании этом к просвещенному руководительству Вашего Императорского Высочества, Я считаю отрадным для себя долгом выразить Вам душевную Мою благодарность, а равно изъявляю Монаршию признательность даровитым сотрудникам Вашим в исполнении такого истинно патриотического дела».

Мир в это время


    В феврале 1898 года правительство США предъявило испанскому правительству ультиматум, фактически требовавший отказа Испании от Кубы. 21 апреля США без объявления войны начали военные действия против Испании.

    Карта Карибской кампании в ходе Испано-американской войны

    В испанских колониях часто происходили восстания недовольных политикой метрополии, использующих латиноамериканские страны как сырьевую базу. Уже в конце 60-х годов Куба объявила себя республикой, но через десять лет Испании удалось опять привести ее к повиновению. В 1895 году на Кубе началась революция, с которой Испании не удавалось справиться, несмотря на мобилизацию 150 тысяч солдат. Только после суровых репрессий и заключений повстанцев в концентрационные лагеря, Испания подавила очаг сопротивления на Кубе. Но тут начали оказывать неповиновение Филиппины. США решили использовать этот шанс для решения своих политических задач по завоеванию территориями Карибского бассейна. В конце января американцы послали в Гавану для защиты своих интересов броненосец «Maine». Испанцы ответили на этот визит отправкой военного судна в Нью-Йорк.

    Броненосец «Maine», США

    Но тут произошло событие, вызвавшее самые серьезные последствия. 15 февраля 1898 года в 9 часов вечера броненосец взорвался в гавани и затонул, при взрыве погибло 260 человек. Весь мир приписал это несчастье покушению со стороны испанцев, и только через 12 лет удалось установить, что причиной гибели корабля было самовозгорание нового артиллерийского пороха. Немедленно была назначена следственная комиссия, а частные лица в Америке назначили высокие премии за разоблачение преступников.

    Испанский крейсер «Христофор Колумб». Уничтожен американским флотом 3 июля 1898 года в битве при Сантьяго

    На основании обвинений Испании в подрыве судна, США объявляет войну Испании. Бои велись на двух основных участках – в Вест-Индии (Куби и Пуэрто-Рико) и на Филиппинах. Практически все сражения испано-американской войны развернулись на море. Преимущество американского флота было подавляющим. Испания располагала 1 броненосцем, 7 броненосными крейсерами, 5 тяжелыми крейсерами (водоизмещением свыше 3000 тонн) и 8 легкими крейсерами (водоизмещением менее 3000 тонн). У США было 4 броненосца, 3 броненосных крейсера, 11 тяжелых и 8 легких крейсеров. Главное же американские суда превосходили испанские почти по всем показателям. Артиллерия американского флота была в 2,5 раза мощнее и обладала большей скорострельностью. Испанские эскадры просто уничтожались при минимальных потерях с американской стороны. Таким было например первое сражение у мыса Кавите 1 мая 1898 года. За 2,5 часа уже были подожжены все корабли Испании. Американский адмирал Девей объявил перерыв на завтрак, после чего добил испанскую эскадру.

    Потери американцев, главным образом, в сухопутных войсках, в итоге составили 514 убитых. Потери испанцев убитыми достигли 2,5 тысячи человек. Гораздо больше солдат в этой войне погибло от ран и болезней.

    После нескольких серьезных поражений, лишённая флота и возможности поддержать свои войска на Кубе и Филиппинах, Испания капитулировала 13 августа 1898 года. Испано-американская война. длилась всего 3,5 месяца. По условиям Парижского мирного договора 10 декабря 1898 года Соединённым Штатам передавались Пуэрто-Рико, остров Гуам и (за 20 млн. долларов) Филиппины. Эти страны были объявлены "свободными государствами", однако под тем или иным контролем США. В феврале 1899 Испания продала остальные Марианские острова Германской империи.

    Американские войска в Пуэрто-Рико, 1898 год
даты

Август 2019  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.