Календарь | ||
26 марта
Златоуст, начало 20 века
1903 год. 26 марта (13 марта ст.ст.) участники рабочей стачки Златоустовского механического завода были расстреляны на площади перед домом горного начальника Зеленцова. По официальным данным, убито 45 человек, ранено 83; по данным газеты «Искра» 69 убитых и 250 раненых. В советскую историческую литературу это событие вошло под названием «Златоустовской бойни».Стачка началась 23 (10 ст.ст.) марта по призыву кружка революционно настроенных рабочих, была вызвана введением на заводе новых расчетных книжек, в тексте которых рабочие увидели ущемление своих прав. Речь идет о пункте, в котором говорилось о правах, полученных рабочими после отмены крепостничества. Сами права никто не отменял, но исчезла ссылка на царский манифест 1861 года, которую авторы новой редакции расчетных сочли устаревшей и излишней. Однако агитация в рабочей среде заговорила о возвращении к крепостничеству. Листовки, распространявшиеся в Златоусте в 1903 году, подписывались "Союзом народных прав" - партией народнического толка.Для переговоров с администрацией рабочие выбрали уполномоченных, которые 12 (25 ст.ст.) марта были арестованы. О беспорядках начальник горного округа Александр Зеленцов сообщил уфимскому губернатору Н. М. Богдановичу, который прибыл вечером того же дня на завод вместе с губернским прокурором и жандармским полковником, их сопровождали две роты солдат Мокшанского полка. Губернатор потребовал от забастовщиков возобновления работ. 13 марта около 5 тысяч рабочих собрались на площади, они настаивали на немедленном освобождении арестованных. Губернатор Богданович попытался усмирить рабочих, спустился к ним, но толпа чуть не избила его. Есть свидетельства, что губернатор согласился освободить арестованных, дал распоряжение прокурору и жандармскому начальнику на санях ехать в тюрьму и привезти находившихся под стражей двух рабочих. Однако организаторы митинга не позволили посыльным сесть в сани. Началась потасовка с жандармами, а вскоре из толпы раздались выстрелы. Один из жандармов был легко ранен, другая пуля влетела в особняк горного начальника. Тогда по приказу Богдановича солдаты открыли огонь. Губернатор Н.М.Богданович
Мемориал в память о погибших рабочих 26 марта 1903 года
Спустя 53 дня после златоустовского события, 18 мая 1903 г., Н.М. Богданович был убит среди бела дня в городском саду в центре Уфы. Убийство осуществил эсер Егор Дулебов, разработали покушение Евно Азеф и Григорий Гершуни. История в лицахМинистр земледелия и государственных имуществ А.С. Ермолов, из доклада императору Печальные мартовские сего года беспорядки в Златоусте лишний раз доказали, до какой степени революционная пропаганда может ослепить и сбить с толка рабочую массу, даже сравнительно обеспеченную, зарабатывающую при 8-часовом рабочем дне до 20-30 рублей в месяц... Мир в это время
Фрагмент Багдадской железной дороги, начало 20 века
В 1899 году, после визита Вильгельма II в Османскую империю, глава Deutsche Bank Сименс подписал предварительное соглашение о концессии на строительство и эксплуатацию основной магистрали Багдадской железной дороги — от Коньи через Багдад до Персидского залива. Для этого берлинский и вюртембергский банки создали компанию Société de Chemins de Fer Ottomans d'Anatolie. В 1903 году окончательно была оформлена концессия, обеспечившая германской компании высокую оплату за каждый километр введённой в эксплуатацию дороги. По плану, Багдадская железная дорога должна была пройти от Эрегли до города Адана, затем идти на восток до Нусайбина и Мосула, а затем на юг по правому берегу Тигра до Багдада, Басры и Кувейта. Также планировались ответвление до Алеппо, идущая на соединение с уже существующей Сирийской железной дорогой до Бейрута и Дамаска со строящимся продолжением в виде узкоколейной Хиджазской железной дороги до Мекки. Другое крупное ответвление должно было пройти от Багдада в Ханекин, на границу с Персией. Маршрут Багдадской железной дороги
Постройка дороги вызвала беспокойство в странах Европы и в России. Дорога, особенно в случае северного варианта пути, позволила бы быстро перебрасывать войска на кавказскую границу России. Поэтому Россия в 1900 году добилась от Турции заключения соглашения, по которому Турция обязывалась не передавать иностранным компаниям строительство железных дорог к северу от Линии Анкара — Сивас — Диярбакыр — Ван. Турция должна была строить дорогу на этом участке либо сама, либо передать постройку русским капиталистам. К началу Первой мировой войны Багдадская железная дорога была построена только частично. На севере рельсы были проложены до Рас-эль-Айна (за время войны до Нусайбина), на юге — от Багдада до Самарры. После распада Османской империи строительство прекратилось. |
даты
Конвертация дат материалы О календарях
|