Календарь


«Мертвая петля» Нестерова

1914 год. 4 апреля (22 марта ст.ст.) летчик Адам Габер-Влынский впервые в России демонстрирует фигуры высшего пилотажа.

После того как летчик Нестеров в 1913 году впервые в мире совершил мертвую петлю, многие авиаторы стремились повторить его подвиг. Кроме того, демонстрация эффектных авиатрюков могла хорошим источником заработка, зрителей на такое зрелище собрать было легко. Но в России исполнение «мертвой петли» было незаконным.

Пилоты отправлялись во Францию учиться пилотажу. Кто-то поехал сам по себе, кто-то добивался командировки от аэроклуба, как, например, Раевский.

Габер-Влынского пригласил сам Леон Моран и обучил за счет фирмы. Показательные полеты проходили на Ходынском поле при большом скоплении народа. Габер-Влынский продемонстрировал все, чему его научили во Франции - скольжения на крыло, скольжения на хвост (то, что сейчас называется колоколом), мертвые петли, виражи с вертикальным креном.



Габер-Влынский родился в 1883 году во Львове в бедной польской семье. Как и многие летчики того времени, он был увлеченным велогонщиком. Накопив некоторую сумму, по примеру других уехал во Францию, где обучался летному мастерству сначала у Блерио, а потом у Фармана и в конце 1910 года вернулся в Россию с «Фарманом-IV». Совершал эффектные показательные полеты во многих городах России, принесшие ему известность и популярность. Участвуя в Московской авиационной неделе 1911 года, стал третьим после признанных асов М.Ефимова и А.Васильева.

С конца 1911 года он работал летчиком-испытателем на московском заводе «Дукс» и инструктором в Московской школе авиации на Ходынке. Одним из первых освоил петлю Нестерова. Габер-Влынский установил ряд рекордов на самолетах завода, в том числе весной 1913 года шесть Всероссийских, из которых четыре - в одном полете на «Фармане-XVI». Его считали в тот период лучшим российским летчиком, а его рекорды были лучшей рекламой продукции «Дукса».

8 мая 1914 года Габер-Влынский попал в катастрофу при испытании самолета «Депердюссен» постройки «Дукса», в результате которой погиб летевший с ним механик, а самолет был вдребезги разбит. Уже к июлю, к началу первой мировой войны, пилот залечил переломы бедра и голени левой ноги.

Война прервала яркую спортивную карьеру Габера. Уроженец Львова, оставаясь подданным Австро-Венгрии, он не мог участвовать в боевых действиях, продолжив летную деятельность на Ходынке, сдавая самолеты и обучая летчиков, изредка участвуя в показательных полетах в Петербурге. Об интенсивности испытаний говорит тот факт, что в 1917 году все без исключения серийные самолеты «Дукса» обкатывали только А.М.Габер-Влынский и Б.И.Россинский. Всего в 1911 – 1917 г.г. он облетал более тысячи самолетов «Дукса», и, по неполным данным, сдал военному ведомству 483 аэроплана (Россинский – немногим более 100 машин).

Семнадцатый год круто изменил судьбу Габера. После «классовых чисток» в авиашколе он уехал в Польшу, испытав свой последний «Фарман-ХХХ» постройки «Дукса» 24 ноября 1918 года.

В Люблине А.М.Габер-Влынский работал заводским летчиком-испытателем и инструктором в Высшей школе пилотов. За короткий срок он подготовил около 300 польских летчиков.

Он погиб 21 июня 1921 года в Люблине, разбившись при испытании первого экземпляра лицензионного итальянского самолета Ансальдо А1 «Балилла».

История в лицах


Журнал «К спорту!», № 43, 1912 г. Статья о перелете Москва-Богородск-Орехово-Зуево

В это время показывается Фарман. Габер-Влынский подлетает к назначенному месту и делает красивый планирующий спуск ровно через 12 минут после прибытия «Ньюпора». Итак, половина пути пройдена, и приз первого этапа заработан «Ньюпором». Главный администратор Богородско-Глуховской мануфактуры г. Свешников любезно приглашает авиаторов и сопутствующих им лиц отдохнуть и подкрепиться в заранее приготовленные помещения директорского дома. А отдохнуть и отогреться надо, так как пришлось лететь в течении часа при температуре, местами, в верхних слоях, падавшей ниже 0, и завтра предстоит то же.

По маршруту в воскресенье 16-го сентября в 10 ч. утра летчики должны были тронуться на Орехово-Зуево, и обратно в Москву. Но «Ньюпор» еще не готов к полету, так как у него надо сменить пропеллер, и Габер-Влынский совершает эту часть пути один и, таким образом, берет приз С. Морозова.

Журнал «Аэро», 1914 год:
3 марта на заседании совета Всероссийского аэроклуба постановлено командировать авиатора А. Е. Раевского во Францию с целью обучения демонстрированию мертвых петель... На заседавши было доложено, что мертвым петлям в настоящее время уже обучаются авиаторы: М. Н. Ефимов, А. М. Габер-Влынский и X. Славороссов.

«Киевская мысль», 1914 год
Мертвые петли совершит известный Авиатор А. Габер-Влынский (король воздуха)

Воскр. 4 мая, на Куреневском аэродроме Киевского О-ва Воздухоплавания. Мертвые петли будут совершаться при всяком ветре.

Мир в это время





    В 1914 году бельгийский хирург Альберт Хастин (1882-1967) делает первое успешное переливание крови с использованием антикоагулянтов.

    Происходит это 27 марта в госпитале Сен-Жан. Хастин взял у донора 150 милиллитров крови, добавив затем туда глюкозу.


    Альберт Хастин




    Первое переливание крови было непрямым. В качестве антикоагулянта Альберт Хастин использовал цитрат натрия (Natrii citras), натриевая соль лимонной кислоты, чтобы избежать сворачивания крови. В дальнейшем переливания стали производить уже непосредственно от донора к реципиенту. О результатах успешного переливания Хастин написал статью «Principe d’une nouvelle méthode de transfusion sanguine».

даты

Май 2024
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"