Календарь


1820 год. 7 апреля (26 марта ст.ст) Александр Пушкин заканчивает работу над своим первым крупным сочинением – поэмой «Руслан и Людмила». Именно «Руслан и Людмила» приносит широкую известность молодому поэту.

Работу над поэмой Пушкин начинает еще во время учебы в Царскосельском лицее, в 1817 году. Однако к этому времени относятся лишь наброски будущего произведения. Из Лицея Пушкин был выпущен в июне 1817 года в чине коллежского секретаря (10-го класса, по табели о рангах) и определён в Коллегию иностранных дел. Он живет в Петербурге и с перерывами работает над текстом поэмы.

Александр Пушкин. Гравюра Е. Гейтмана, 1822 год

Выбирая сюжет для «Руслана и Людмилы», Пушкин остановился на времени былинных богатырей, по легенде живших при дворе киевского князя Владимира. Знаменитый эпизод встречи с огромной головой поэт заимствовал из народной сказки о Еруслане Лазаревиче, схожим с Русланом образом добывающим меч-кладенец. Отдельные детали сюжета Пушкин взял из вышедших в 1818 году первых томов «Истории государства Российского» Карамзина. Эпизод с Ратмиром, попадающим в замок полный прекрасных красавиц, родился благодаря поэме Жуковского «Двенадцать спящих дев», рассказывающей о том, как Громобой продал свою душу и душу своих двенадцати дочерей дьяволу. В конце жизни он раскаяался, а после его кончины, девушки заснули, а замок окружила непроходимая чаща. Но пришедший в замок витязь Вадим освободил их ото сна. Кроме того Пушкин опирался и на западные образцы фантастические поэмы, такие как «Орлеанская девственница» Вольтера и «Неистовый Роланд» Ариосто.

Н.Н.Ге. Иллюстрация к «Руслану и Людмиле», 2 пол. 19 века

В мае 1820 года, под видом служебного перемещения, поэта, по сути, высылают из столицы. Дело в том, что помимо песней «Руслана и Людмилы» Пушкин пишет и острые эпиграммы, и главное оду «Вольность», вызвавшую недовольство царя. За Пушкина по просьбе Чаадаева ходатайствовал Карамзин, поэтому более сурового наказания удалось избежать. Пушкина отправляют в Екатеринослав, потом на Кавказ и далее в Крым. Перед отъездом, он отправляет поэму в печать, в типографию Николая Греча. Но печатается книга уже в отсутствие автора, под присмотром друга поэта, Николая Гнедича. «Руслан и Людмила» вышла в свет в августе 1820 года и вызвала огромный резонанс среди читающей публики. Мнения высказывались самые разные. Большая часть читателей была в восторге, иные возмущались снижением высокого канона былинного эпоса. В «Вестнике Европы» и «Сыне Отечества» вышли критические статьи, в которых Пушкина осудили за грубость, за вольность и нескромность описаний, за неправильность языка, за непоследовательность в развитии действия, за неверность характеров. Однако на страницах того же «Сына Отечества» появились статьи и в защиту поэмы.

История в лицах


Воейков Александр Федорович:

…Заключим: поэма "Руслан и Людмила" есть новое, прекрасное явление в нашей словесности. В ней находим совершенство слога, правильность чертежа, занимательность эпизодов, приличный выбор чудесного и выдержанные от начала до конца характеры существ сверхъестественных, разнообразность и ровность в характерах действующих героев и выдержанность каждого из них в особенности. Прелестные картины на самом узком холсте, разборчивый вкус, тонкая, веселая, острая шутка; но всего удивительнее то, что сочинитель сей поэмы не имеет еще и двадцати пяти лет от рождения!

Окончив литературные наши замечания, с сожалением скажем о злоупотреблении столь отличного дарования, и это не в осуждение, а в предосторожность молодому автору на будущее время. Понятно, что я намерен говорить о нравственной цели, главном достоинстве всякого сочинения. Вообще в целой поэме есть цель нравственная и она достигнута: злодейство наказано, добродетель торжествует; но, говоря о подробностях, наш молодой поэт имеет право называть стихи свои грешными.

Он любит проговариваться, изъясняться двусмысленно, намекать, если сказать ему не позволено, и кстати и некстати употреблять эпитеты: нагие, полунагие, в одной сорочке, у него даже и холмы нагие, и сабли нагие. Он беспрестанно томится какими-то желаниями, сладострастными мечтами, во сне и наяву ласкает младые прелести дев; вкушает восторги и проч. Какое несправедливое понятие составят себе наши потомки, если по нескольким грубым картинам, между прелестными картинами расставленным, вздумают судить об испорченности вкуса нашего в XIX столетии!
Цитируется по: Воейков А. Ф. Разбор поэмы "Руслан и Людмила", сочин. Александра Пушкина // Пушкин в прижизненной критике, 1820--1827 / Пушкинская комиссия Российской академии наук; Государственный пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге. СПб: Государственный пушкинский театральный центр, 1996


Александр Пушкин, из письма Николаю Гнедичу:

…Поэму мою, напечатанную под вашим отеческим надзором и поэтическим покровительством, я не получил — но сердечно благодарю вас за милое ваше попечение. Некоторые №-ра «Сына» доходили до меня. Видел я прекрасный перевод «Андромахи», которого читали вы мне в вашем эпикурейском кабинете, и вдохновенные строфы:

Уже в последний раз приветствовать я мнил

                                                                              и проч.


Они оживили во мне воспоминанья об вас и чувство прекрасного, всегда драгоценное для моего сердца, но не примирили меня с критиками, которые нашел я в том же «Сыне отечества». Кто такой этот В., который хвалит мое целомудрие, укоряет меня в бесстыдстве, говорит мне: красней, несчастный? (что, между прочим, очень неучтиво), говорит, что характеры моей поэмы писаны мрачными красками этого нежного, чувствительного.

Корреджио и смелою кистию Орловского, который кисти в руки не берет и рисует только почтовые тройки да киргизских лошадей? Согласен со мнением неизвестного эпиграммиста — критика его для меня ужасно как тяжка. Допросчик умнее, а тот, кто взял на себя труд отвечать ему (благодарность и самолюбие в сторону), умнее всех их. В газетах читал я, что «Руслан», напечатанный для приятного препровожденья скучного времени, продается с превосходною картинкою — кого мне за нее благодарить? Друзья мои! надеюсь увидеть вас перед своей смертию. Покамест у меня еще поэма готова или почти готова. Прощайте — нюхайте гишпанского табаку и чихайте громче, еще громче.
Каменка, 4 декабря 1820 год

Цитируется по: Пушкин А.С., Собр.соч. Л., Художественная литература, 1938

Мир в это время


    В 1820 году французский предприниматель Шарль-Ксавье Тома де Кольмар создает вычислительную машину – арифмометр.


    Вычислительная машина Тома де Кольмара
    В течение трехсот лет ученые, инженеры и конструкторы бились над созданием механических счетных машин, облегчающие выполнение четырех основных математических действий. Названные арифмометрами (от греч. arithmos – число и metreo – измеряю), они оставались самыми популярными математическими машинами в различных сферах деятельности человека до середины 20 века.

    К началу 19 века с развитием промышленности и торговли, расширением финансовых операций все острее ощущалась потребность в быстрых и точных расчетах. Единичные авторские экземпляры не могли удовлетворить всевозрастающий спрос на вычислительную технику. Первой серийной счетной машиной стал арифмометр Тома де Кольмара.

    Тома де Кольмар изначально не был ни механиком, ни математиком. Он был военным чиновником во время испанской и португальской кампаний 1809-13 годов, после чего решил заняться совершенно новым делом, которому посвятил всю оставшуюся жизнь.

    Основу конструкции арифмометра К. Томаса составили ступенчатые валики Г. Лейбница. Одному разряду соответствовал один ступенчатый валик. Против каждого валика находилась установочная зубчатка, которая могла двигаться вдоль четырехгранной оси с помощью ползуна, заканчивающегося на лицевой панели кнопкой. При установке чисел кнопка свободно передвигалась по прорезям-разрядам, тем самым передвигая установочную зубчатку по оси до ее совпадения с нужной цифрой. Вращая с помощью рукоятки ступенчатые валики, зубчатка входит в зацепление с соответствующим числом ступенек на валике и поворачивает его на тот или иной угол. На осях находятся промежуточные шестерни, которые передают это вращение цифровому колесу счетчика.

    Кроме ступенчатых валиков К. Томас применил в своей машине еще одну идею Г. Лейбница: подвижную каретку, которая позволяла умножать и делить числа методом многократного поразрядного сложения или вычитания.

    Принципиальное конструктивное отличие арифмометра К. Томаса от машины Г. Лейбница заключалось в том, что счетный механизм стал располагаться на подвижной каретке, а установочный – на неподвижной части. Кроме того, использовались и другие новинки.

    По своим возможностям арифмометр превосходил все известные в то время машины, так как мог оперировать тридцатизначными числами. Тома получил патент на свой арифмометр в том же году, в 1821 году начинает выпускать в своей парижской мастерской 16-разрядные арифмометры, которые сперва получают известность как «томас-машины». На первых порах они стоили недешево — 400 франков. И выпускались в не столь уж и больших количествах — до 100 экземпляров в год. Но к концу века появляются новые производители, возникает конкуренция, цены понижаются, а количество покупателей возрастает.

    Все машины, выполняющие четыре действия, после аппарат Кольмара было принято называть арифмометрами.
даты

Май 2024  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"