Календарь


1904 год. 13 апреля (31 марта ст.ст.) в Желтом море подрывается на мине и тонет флагман русской эскадры - броненосец «Петропавловск». При этом погибает находящийся на судне командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал С.О.Макаров.

Петропавловск» в доках Галерного острова, 1896 год

Эскадренный броненосец «Петропавловск» был заложен 19 марта 1892 года на Галерном острове в Петербурге. 28 октября 1894 года броненосец был спущен на воду. Однако затем последовала долгая достройка броненосца. Он вступил в строй только 1 августа 1899 года.

Ввиду обострения политической обстановки на Дальнем Востоке, многие корабли Балтийского флота были переброшены на Тихий океан. По этой причине броненосец «Петропавловск» сразу же после окончания достроечных работ получил приказ следовать в Порт-Артур – военно-морскую базу русского флота на Дальнем Востоке. 17 апреля 1900 года броненосец прибыл в Порт-Артур.

Левый борт броненосца «Петропавловск»

В 1900-1901 годах «Петропавловск» активно участвовал в подавлении боксёрского восстания в Китае. В частности, корабль под флагом младшего флагмана контр-адмирала Веселаго перевозил артиллерию и войска из Порт-Артура в Таку, потеряв за всё время боевых действий двух нижних чинов ранеными и двух контуженными.

С началом русско-японской войны броненосец принял участие во всех боевых столкновениях с японским флотом. В первых столкновениях войны русский флот потерял несколько судов, а инициативой на море завладели японцы. После это исполняющий обязанности командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирал Оскар Старк был смещен со своего поста.

27 февраля 1904 года на мачте броненосца был поднят флаг нового командующего - вице-адмирала Степана Осиповича Макарова.

В конце марта 1904 года Макаров получил данные разведки о том, что в районе островов Эллиот будут сосредоточены транспортные суда с японскими войсками для последующей их переброски на Квантунский полуостров. Макаров решил послать в ночь с 12 на 13 апреля (с 30 на 31 марта ст.ст.) на перехват десанта группу миноносцев, а на утро вывести в море из Порт-Артура русскую эскадру для окончательного уничтожения транспортных судов противника.

В рейд к островам Эллиот вышли два отряда в составе 8 миноносцев: “Сторожевой”, “Смелый”, “Страшный”, “Расторопный”, “Бесшумный”, “Боевой”, “Выносливый” и “Грозовой”. Подойдя к намеченным островам, миноносцы в целях маскировки закрыли кильватерные огни, в результате, шедшие концевыми “Страшный” и “Смелый” отстали и потерялись в темноте. Не обнаружив у островов ни одного японского судна, основная группа пошла дальше к острову Саншантао. На рассвете в разных направлениях моря были замечены дымы многочисленных кораблей. Справедливо полагая, что это корабли главных японских сил, встреча с которыми в светлое время без поддержки больших кораблей была бы безрассудством, миноносцы повернули к Порт-Артуру, и благополучно возвратились.

Один из отставших миноносцев - “Смелый” под командованием лейтенанта Бахирева после безуспешных попыток найти свой отряд с рассветом также взял курс на базу. Другой миноносец - “Страшный” - около 4 часов утра заметил очертания 4 миноносцев и, решив, что это свои, вступил им в кильватер. На рассвете капитан корабля К.К. Юрасовский приказал поднять на “Страшном” флаг, что позволило японским кораблям опознать его, затем японцы открыли огонь. Путь к Порт-Артуру был отрезан и “Страшный” вступил в неравный бой с 6 миноносцами противника. Потеряв в полуторачасовом бою всех офицеров и три четверти команды, “Страшный” стал погружаться. В это время подходивший к Порт-Артуру “Смелый”, услышал позади выстрелы и пошел на помощь. Когда он приблизился к месту боя, японские миноносцы повернули на него, поэтому лейтенант Бахирев увел свой миноносец обратно к Порт-Артуру.

В 5 часов 50 минут по разработанному Макаровым плану на внешний рейд Порт-Артура выходил крейсер “Баян”. Приняв сообщение от Бахирева о бедственном положении “Страшного”, командир “Баяна” Р.Н. Вирен полным ходом повел свой корабль на помощь. Но было поздно. В 6 часов 15 минут “Страшный” кормой ушел под воду. Подойдя к месту гибели миноносца, крейсер подобрал из воды только 5 матросов. Во время спасения по “Баяну” открыли огонь 6 японских крейсеров, появившихся со стороны моря. Отстреливаясь “Баян” отошел к Порт-Артуру, на внешний рейд которого вице-адмирал Макаров выводил броненосцы и крейсера своей эскадры.

Не дожидаясь выхода всей эскадры, Макаров на броненосце “Петропавловск” в сопровождении броненосца “Полтава”, крейсеров “Баян”, “Аскольд” и “Новик” пошел навстречу врагу. В 8 часов 15 минут крейсера противника открыли огонь по русским кораблям. Русская эскадра ответным огнем заставила японцев отойти.

В 8 часов 40 минут на горизонте появились главные силы противника: 6 броненосцев и 2 новейших броненосных крейсера “Ниссин” и “Касуга”. Русский отряд в это время отошел от базы на 16 миль и оказался в очень невыгодном положении. Выводя японскую эскадру под удар главных русских сил, Макаров повернул к Порт-Артуру.

На внешнем рейде к командующему присоединились броненосцы “Победа” и “Пересвет”. После перестроения Макаров на “Петропавловске” вновь повернул навстречу японским кораблям с намерениями дать им бой под прикрытием береговых батарей. Но в 9 часов 43 минуты в 2 милях от полуострова Тигровый Хвост “Петропавловск” наскочил на минную банку – несколько мин, объединенных между собой. Раздался взрыв, затем другой, более сильный - это сдетонировал боезапас главного калибра носовой башни и носовой минный погреб, разломив корабль пополам.. Броненосец накренился на правый борт и носом ушел под воду. Все это произошло в течение 2 минут. Спасти удалось только 80 человек, в том числе командира корабля капитана I ранга В.М. Яковлева, великого князя Кирилла Владимировича и 5 офицеров. В числе погибших на “Петропавловске” 650-и человек были: вице-адмирал С.О. Макаров, начальник штаба контр-адмирал М.П. Молас, флаг-офицер эскадры капитан 2 ранга М.П. Васильев, флагманский артиллерийский офицер капитан 2 ранга А.К. Мякишев, флагманский минный офицер капитан 2 ранга К. Ф. Шульц, только что прибывший в Порт-Артур и назначенный командиром “Пересвета” капитан 2 ранга Н.А. Кроун, флагманский штурман А.А. Коробицын, начальник военного отдела штаба полковник А.П. Агапеев и друг С.О. Макарова знаменитый художник-баталист В.В. Верещагин.

Взрыв «Петропавловска»

Контр-адмирал Ухтомский, принявший командование эскадрой, опасаясь атаки японского флота, дал сигнал выстроиться в колонну за “Пересветом” и повернул к Порт-Артуру. Во время перестроения на мине подорвался броненосец “Победа”, но остался на плаву и был уведен во внутренний рейд.

Некоторые из погибших членов команды броненосца «Петропавловск»

История в лицах


Михаил Иванович Лилье, военный инженер:
Приблизительно в 10 часов утра я был в порту и неожиданно увидел, как наши миноносцы полным ходом вылетали один за другим из Восточного бассейна. Тут я заметил, что на Золотой горе внезапно был поднят сигнал о каком-то несчастье, происшедшем на внешнем рейде.

Когда я доехал до Электрического утеса, там все уже говорили о только что поразившей наш флот неслыханной катастрофе, которая превзошла своим ужасом все бывшее до сих пор.

Наш броненосец «Петропавловск», шедший во главе эскадры, уже возвращавшейся в гавань, взорвался и в течение каких-либо трех минут затонул на глазах всей эскадры и крепости.

Адмирал Макаров, весь его штаб, художник Верещагин, полковник Генерального штаба Агапеев и до 650 человек команды погибли в морской пучине.

Великий князь Кирилл Владимирович спасся каким-то чудом и был подобран одним из наших миноносцев. Кроме него, как говорят, спаслись только 6 офицеров и около 30 матросов.

Ужасная катастрофа произвела потрясающее впечатление на гарнизон. Многие плакали. Солдатики на батареях набожно крестились.

Мой товарищ, подполковник Д., был так потрясен этой картиной, что с ним сделался обморок.
Цитируется по: Лилье М. И. Дневник осады Порт-Артура. — М.: Центрполиграф, 2002.

Мир в это время


    В 1904 году Англия и Франция заключают ряд соглашений о разделе сфер влияния в Африке, которые подвели черту под столетием соперничества между державами – так называемая «драка за Африку». В результате Британия закрепила свои права на Египет, а Франция на Марокко. Страны обязались не посягать на колонии друг друга.

    Политическая карта Африки 1904 года

    Эти соглашения, вошли в историю как «сердечное согласие» (фр. Entente cordiale). Наряду с заключением в 1891-93 гг. русско-французского союза, они стали одним из первых актов по созданию Антанты – военно-политического союза Англии, Франции и России. Само название англо-французских соглашений в дальнейшем перешло в название союза Антанты («Entente»).

    Французская открытка, символически изображающая союз Британии и Франции

    Результатом соглашений стало подписание следующих документов: Совместная декларация о Египте и Марокко (её сопровождали секретные статьи), соглашение о Ньюфаундленде и границах в Африке (Франция отказывалась от притязаний на побережье Ньюфаундленда, в обмен Британия передавала Франции некоторые территории в Африке), Декларация о Сиаме, Мадагаскаре и Новых Гебридах.
даты

Июнь 2024  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"