Календарь | ||
В этот день
|
22 апреля
![]() 1863 год. 22 апреля (10 апреля ст.ст.) в Москве происходит торжественное открытие Общей городской Думы. Дума была избрана собранием выборных от каждого из пяти сословий на 3 года. Открытие сопровождалось торжественной литургией, совершенной митрополитом Филаретом, и приведением гласных к присяге.Местное самоуправление появилось в Москве благодаря Городовому положению 1785 года, подписанному Екатериной II. Документ провозгласил единый порядок самоуправления в России и основу русского городского законодательства. Городское положение утверждало широкое представительство в городском общественном управлении – «всесословность» выборных органов власти и право участия в выборах всего городского населения. Городовое положение 1785 года вводило определенную систему органов городского самоуправления: Общая городская дума, Шестигласная дума и Градское общество. Общая городская дума состояла из выборных представителей – гласных и городского головы. Гласные избирались на три года отдельно по шести избирательным разрядам – куриям и получали таким образом свои представительские полномочия от горожан всех шести разрядов. Независимо от числа гласных каждая курия имела в думе только один голос. Гласные Общей городской думы избирали из своей среды по одному представителю от каждого из шести разрядов в Шестигласную думу, которая являлась исполнительным органом городского самоуправления. Московская общая городская дума была торжественно открыта 15 января 1786 года в присутствии московского губернатора В.П. Лопухина, городского головы С.Д. Ситникова и 78 гласных. Общая городская дума прекратила свое существование в 1798 году. Официально Московская городская Дума была упразднена указом Павла I от 17 января 1799 года. Однако уже в 1801 году Александр I Манифестом от 2 апреля восстановил действие Городового положения 1785 года и тем самым подтвердил его «непреложность и неприкосновенность».![]() Вид Манежа со стороны Воздвиженки. Литография К.Ф.Хайцмана с рисунка Э.Гертнера.Середина 19 века
«С конца 50-х годов, когда только что началось в России пробуждение общественной мысли и наступила эра возрождения, со всех сторон стали указывать на необходимость уничтожения административной опеки, сковывавшей и парализовавшей всякую общественную самодеятельность. В это же время начали поступать ходатайства о реформе городского управления по типу всесословного управления, существовавшего в Петербурге. После освобождения крестьян в преобразовательной программе, П. А. Валуева значилось и преобразование городов. 20-го марта 1862 года последовало Высочайшее повеление о безотлагательном принятии мер к улучшению, точнее, к созданию общественного управления. В тот же день Высочайше утверждено было «Положение об общественном управлении города Москвы», которое осуществляло часть прогрессивных предложений проекта московского Тучковского комитета, составлявших шаг вперед сравнительно с петербургским образом. Элемент сословности был несколько ослаблен, благодаря полному отделению сословных учреждений от городских, допущены были впервые в городское управление крестьяне и уничтожено привилегированное положение дворян и купцов в составе распорядительной думы в ущерб мещанам и ремесленникам. Городские учреждения получили сравнительно большую самостоятельность, приближаясь к самоуправлению. Дума созывалась городским головою без предварительного разрешения губернатора, a из распорядительной думы удален коронный чиновник. В прекрасной записке генерал-адъютанта Тучкова приведены такие веские соображения в пользу его удаления: коронный чиновник «фактически становится как бы начальником своих товарищей и своим присутствием подрывает доверие к ним со стороны выбравших их сословий и ослабляет их усердие к пользе общественной, которое растет только в труде самостоятельном». Кроме того, возвышено было положение общей городской думы, которая в Петербурге была в непосредственном ведении генерал-губернатора, a распорядительная дума, сносившаяся с губернским правлением рапортами, возведена на равную с ним степень губернского места. При этом Тучковский комитет приводил в основание такого изменения как размеры московского городского хозяйства, так равно и то, что распорядительная Дума имеет в общей думе «опору своей самостоятельности и гарантии против недоверия правительства и общества». Цитируется по: Городское самоуправление (Городовое положение 1870 года) // Эпоха великих реформ. Г.А. Джаншиев. По изданию 1900 г.
![]() Городской голова князь Александр Щербатов
Заседала Общая городская Дума в доме графа А.Д.Шереметьева на улице Воздвиженке, дом 6. Продолжилась городская реформа в 1870 году с выходом нового городского положения. «Немногим позднее земского самоуправления созданы были новые формы городского самоуправления. "Городское положение 1870 года" оставило в силе старое разделение горожан на купцов с их гильдиями, ремесленников с их цехами и т. д. Независимо от этих корпораций по новому закону все горожане, платящие городские повинности с их земли, торга и промысла, получили право сообща избирать гласных в городскую думу, которая должна была ведать городское хозяйство так же, как земства ведали земское хозяйство. Гласные избирают из своей среды городского голову и членов городской управы. Дума собирается по мере надобности; управа же действует как постоянный исполнительный орган думы. Срок выборных полномочий в городах — четырехлетний. За деятельностью городских дум и управ наблюдает губернское по городским делам присутствие под председательством губернатора». Цитируется по: Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Петроград, 1917 г.
История в лицах![]() 10 апреля 1863 года было первое заседание Общей думы; грозные в то время события, вследствие Польского восстания, придали ему сразу политическое значение. Подача всеподданнейшего адреса представлялась нравственною и политическою необходимостью – того желало общество, того желало и правительство. Правительство явно искало опоры в общественном мнении, лучше сказать, в народе, в той борьбе, которую оно вело не только с открыто восставшими поляками, но и с западными державами, поддерживающими восстание и склонными к вмешательству во внутренние дела России. Еще с последних чисел марта идея о необходимости подачи адреса созрела в городском обществе, равно как и в дворянском ив других сословиях. В составлении адреса Думы приняли тогда участие: Катков, бывший тогда гласным Общей думы, Аксаков, Погодин и другие. У меня сохранилась часть переписки по этому поводу, свидетельствующая о том, как сильно признавалась необходимость дать отпор западным державам, поддержать Государя и сделать ненарушимым сохранение границ Русского государства; все это требовало энергетического адреса. Адрес долго дебатировался в частных предварительных собраниях, но затем мною были приняты все меры, чтобы в заседаниях Думы не было никаких прений; действительно, как и следовало, он был принят par acclamation. Заседание было торжественное и необычайно чинное и стройное; обстановка была тоже очень хороша. Адрес был послан Государю к 17 апреля, дню его рождения; к этому дню и я с старшинами поехали в Петербург и представлялись Государю. Цитируется по: Князь А.А. Щербатов. На службе Москве и Отечеству. М.: Русскiй мiръ, 2009 Мир в это время
![]() «Религиозное учение секты бабидов, было создано Бабом в 40-х годах 19 века в Иране. Бабизм провозглашал окончание эпохи господства законов, основанных на Коране и Шариате, замену их новыми, по существу буржуазными, порядками, изложенными в священной книге бабизма «Беян», написанной Бабом: равенство всех людей, защита прав личности и собственности, установление священного царства бабидов, изгнание из него небабидов и конфискация и раздел их имущества между бабидами и другие. Демократические элементы бабизма были развиты учениками Баба — Мохаммедом Али Барфорушским, Куррат эль-Айн и другими, которые проповедовали отмену всех налогов, повинностей и частной собственности, введение общности имущества, установление равенства женщин с мужчинами». Цитируется по: Большая советская энциклопедия. Издательство: Большая Советская Энциклопедия, 1950 г.
![]() Карта бабидских восстания в Иране 1848-1852. Большая советская энциклопедия
В 1848-52 годах в Иране происходят народные восстания, участники которых в основном были последователями Баба. Восстания были подавлены, множество бабидов казнены или оказались в заключении. Одним из арестованных был Мирза Хусейн Али Бахаулла. Бахаулла учил, что все Пророки посланы на Землю единым Богом для постепенного просвещения человечества с целью установления «Царства Божьего на земле». Он утверждал, что Царствие Божье ("Величайший мир") будет установлено в течение настоящей эпохи Божественного откровения. В 1868 году властями Оттоманской империи Бахаулла был приговорён к пожизненному заключению в городе-тюрьме Акко |
даты
Конвертация дат материалы О календарях ![]()
|