Календарь


1863 год. 22 апреля (10 апреля ст.ст.) в Москве происходит торжественное открытие Общей городской Думы. Дума была избрана собранием выборных от каждого из пяти сословий на 3 года. Открытие сопровождалось торжественной литургией, совершенной митрополитом Филаретом, и приведением гласных к присяге.

Местное самоуправление появилось в Москве благодаря Городовому положению 1785 года, подписанному Екатериной II. Документ провозгласил единый порядок самоуправления в России и основу русского городского законодательства. Городское положение утверждало широкое представительство в городском общественном управлении – «всесословность» выборных органов власти и право участия в выборах всего городского населения. Городовое положение 1785 года вводило определенную систему органов городского самоуправления: Общая городская дума, Шестигласная дума и Градское общество. Общая городская дума состояла из выборных представителей – гласных и городского головы. Гласные избирались на три года отдельно по шести избирательным разрядам – куриям и получали таким образом свои представительские полномочия от горожан всех шести разрядов. Независимо от числа гласных каждая курия имела в думе только один голос. Гласные Общей городской думы избирали из своей среды по одному представителю от каждого из шести разрядов в Шестигласную думу, которая являлась исполнительным органом городского самоуправления. Московская общая городская дума была торжественно открыта 15 января 1786 года в присутствии московского губернатора В.П. Лопухина, городского головы С.Д. Ситникова и 78 гласных. Общая городская дума прекратила свое существование в 1798 году. Официально Московская городская Дума была упразднена указом Павла I от 17 января 1799 года. Однако уже в 1801 году Александр I Манифестом от 2 апреля восстановил действие Городового положения 1785 года и тем самым подтвердил его «непреложность и неприкосновенность».

Вид Манежа со стороны Воздвиженки. Литография К.Ф.Хайцмана с рисунка Э.Гертнера.Середина 19 века

«С конца 50-х годов, когда только что началось в России пробуждение общественной мысли и наступила эра возрождения, со всех сторон стали указывать на необходимость уничтожения административной опеки, сковывавшей и парализовавшей всякую общественную самодеятельность. В это же время начали поступать ходатайства о реформе городского управления по типу всесословного управления, существовавшего в Петербурге. После освобождения крестьян в преобразовательной программе, П. А. Валуева значилось и преобразование городов. 20-го марта 1862 года последовало Высочайшее повеление о безотлагательном принятии мер к улучшению, точнее, к созданию общественного управления. В тот же день Высочайше утверждено было «Положение об общественном управлении города Москвы», которое осуществляло часть прогрессивных предложений проекта московского Тучковского комитета, составлявших шаг вперед сравнительно с петербургским образом. Элемент сословности был несколько ослаблен, благодаря полному отделению сословных учреждений от городских, допущены были впервые в городское управление крестьяне и уничтожено привилегированное положение дворян и купцов в составе распорядительной думы в ущерб мещанам и ремесленникам. Городские учреждения получили сравнительно большую самостоятельность, приближаясь к самоуправлению. Дума созывалась городским головою без предварительного разрешения губернатора, a из распорядительной думы удален коронный чиновник. В прекрасной записке генерал-адъютанта Тучкова приведены такие веские соображения в пользу его удаления: коронный чиновник «фактически становится как бы начальником своих товарищей и своим присутствием подрывает доверие к ним со стороны выбравших их сословий и ослабляет их усердие к пользе общественной, которое растет только в труде самостоятельном». Кроме того, возвышено было положение общей городской думы, которая в Петербурге была в непосредственном ведении генерал-губернатора, a распорядительная дума, сносившаяся с губернским правлением рапортами, возведена на равную с ним степень губернского места. При этом Тучковский комитет приводил в основание такого изменения как размеры московского городского хозяйства, так равно и то, что распорядительная Дума имеет в общей думе «опору своей самостоятельности и гарантии против недоверия правительства и общества».
Цитируется по: Городское самоуправление (Городовое положение 1870 года) // Эпоха великих реформ. Г.А. Джаншиев. По изданию 1900 г.


Городской голова князь Александр Щербатов
Первым городским головой был избран князь А.А.Щербатов. В период его управления была открыта городская больница, первые пять городских училищ для девочек, Москва получила газовое освещение. Общественному управлению были переданы публичные здания, казармы и бульвары. Князь Щербатов первый в истории города получил звание Почетного гражданина города Москвы.

Заседала Общая городская Дума в доме графа А.Д.Шереметьева на улице Воздвиженке, дом 6.

Продолжилась городская реформа в 1870 году с выходом нового городского положения.

«Немногим позднее земского самоуправления созданы были новые формы городского самоуправления. "Городское положение 1870 года" оставило в силе старое разделение горожан на купцов с их гильдиями, ремесленников с их цехами и т. д. Независимо от этих корпораций по новому закону все горожане, платящие городские повинности с их земли, торга и промысла, получили право сообща избирать гласных в городскую думу, которая должна была ведать городское хозяйство так же, как земства ведали земское хозяйство. Гласные избирают из своей среды городского голову и членов городской управы. Дума собирается по мере надобности; управа же действует как постоянный исполнительный орган думы. Срок выборных полномочий в городах — четырехлетний. За деятельностью городских дум и управ наблюдает губернское по городским делам присутствие под председательством губернатора».
Цитируется по: Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Петроград, 1917 г.

История в лицах


Князь Александр Алексеевич Щербатов, воспоминания:
10 апреля 1863 года было первое заседание Общей думы; грозные в то время события, вследствие Польского восстания, придали ему сразу политическое значение. Подача всеподданнейшего адреса представлялась нравственною и политическою необходимостью – того желало общество, того желало и правительство. Правительство явно искало опоры в общественном мнении, лучше сказать, в народе, в той борьбе, которую оно вело не только с открыто восставшими поляками, но и с западными державами, поддерживающими восстание и склонными к вмешательству во внутренние дела России. Еще с последних чисел марта идея о необходимости подачи адреса созрела в городском обществе, равно как и в дворянском ив других сословиях. В составлении адреса Думы приняли тогда участие: Катков, бывший тогда гласным Общей думы, Аксаков, Погодин и другие. У меня сохранилась часть переписки по этому поводу, свидетельствующая о том, как сильно признавалась необходимость дать отпор западным державам, поддержать Государя и сделать ненарушимым сохранение границ Русского государства; все это требовало энергетического адреса. Адрес долго дебатировался в частных предварительных собраниях, но затем мною были приняты все меры, чтобы в заседаниях Думы не было никаких прений; действительно, как и следовало, он был принят par acclamation.

Заседание было торжественное и необычайно чинное и стройное; обстановка была тоже очень хороша. Адрес был послан Государю к 17 апреля, дню его рождения; к этому дню и я с старшинами поехали в Петербург и представлялись Государю.
Цитируется по: Князь А.А. Щербатов. На службе Москве и Отечеству. М.: Русскiй мiръ, 2009

Мир в это время


    В 1863 году Мирза Хусейн Али Бахаулла, находясь в ссылке недалеко от Багдада, объявляет себя пророком, «Тем, Кого явит Бог». От Бахауллы берет свое начало религиозное течение бахаизма, первоначально бывшее ответвлением религии бабидов.
     

    «Религиозное учение секты бабидов, было создано Бабом в 40-х годах 19 века в Иране. Бабизм провозглашал окончание эпохи господства законов, основанных на Коране и Шариате, замену их новыми, по существу буржуазными, порядками, изложенными в священной книге бабизма «Беян», написанной Бабом: равенство всех людей, защита прав личности и собственности, установление священного царства бабидов, изгнание из него небабидов и конфискация и раздел их имущества между бабидами и другие. Демократические элементы бабизма были развиты учениками Баба — Мохаммедом Али Барфорушским, Куррат эль-Айн и другими, которые проповедовали отмену всех налогов, повинностей и частной собственности, введение общности имущества, установление равенства женщин с мужчинами».
    Цитируется по: Большая советская энциклопедия. Издательство: Большая Советская Энциклопедия, 1950 г.


    Карта бабидских восстания в Иране 1848-1852. Большая советская энциклопедия

    В 1848-52 годах в Иране происходят народные восстания, участники которых в основном были последователями Баба. Восстания были подавлены, множество бабидов казнены или оказались в заключении. Одним из арестованных был Мирза Хусейн Али Бахаулла. Бахаулла учил, что все Пророки посланы на Землю единым Богом для постепенного просвещения человечества с целью установления «Царства Божьего на земле». Он утверждал, что Царствие Божье ("Величайший мир") будет установлено в течение настоящей эпохи Божественного откровения.

    В 1868 году властями Оттоманской империи Бахаулла был приговорён к пожизненному заключению в городе-тюрьме Акко
даты

Июнь 2024  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"