Календарь | ||
В этот день
|
16 мая
Театр в саду "Аквариум". Санкт-Петербург, фотография 1890-х гг.
1896 год. 16 мая (4 мая ст.ст.) в петербургском саду «Аквариум» в антракте между 2-м и 3-м отделениями опереточного спектакля «Альфред-паша в Париже» состоялся первый в России киносеанс.Публике были продемонстрированы короткие документальные фильмы братьев Люмьер - "Выход рабочих с завода", "Разрушение стены" и знаменитое "Прибытие поезда".Кадр из короткометражной ленты братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты». 1895 год «Огромный успех «синематографа братьев Люмьер» обусловил необыкновенно быстрое его распространение во всём мире. Через пять с половиной месяцев после первых коммерческих киносеансов «Гранд-кафе» в Париже синематограф появился в России. 4 мая 1896 года на открытии летнего сезона в увеселительном заведении «Аквариум» в Санкт-Петербурге, в том самом помещении, в котором в 1918 году снимались первые советские художественные фильмы, начались гастроли иностранного аттракциона «Синематограф братьев Люмьер». Несколько дней спустя кинематограф увидели москвичи в летнем саду «Эрмитаж», находившемся в аренде у известного антрепренёра Лентовского. Затем, примерно через месяц, кинематограф стал одним из главных аттракционов в кафешантане Шарля Омона, выехавшем по случаю Всероссийской выставки из Москвы в Нижний Новгород. Здесь его впервые увидел молодой Максим Горький. И не только увидел, но и описал в корреспонденции, опубликованной в газете «Одесские новости» от 6 июля 1896 года. Из всех ранних откликов в русской печати на новое изобретение корреспонденция М.Горького представляет наибольший интерес. Для нас особенная её ценность заключается в том, что в ней удивительно живо переданы те непосредственные впечатления, которые возникали у зрителей после первого просмотра фильмов. Что же поражало первых зрителей в кинематографе? Первое – иллюзия реальности. (…) Иллюзия была настолько велика, что первые кинозрители воспринимали картины, проходившие на экране, как действительность, а экран был для них окном, распахнутым в жизни (…) Но для первых кинозрителей пугающая реальность картины соединялась с прямо противоположным качеством – её условностью, вследствие которой киноизображение казалось одновременно ирреальным. Братья Огюст и Луи Люмьер Успех кинематографа как аттракциона определялся, по-видимому, этими его качествами: поразительной реальностью воплощаемых им картин жизни, с одной стороны, и, с другой, их неестественностью, фантастичностью. Этим он удивлял зрителей. И примерно до 1906-1907 годов, то есть до того времени, когда зрители к нему окончательно привыкли и он перестал их удивлять, кинематограф оставался, по преимуществу, аттракционом. Но не исключительно аттракционом. Внимание зрителей всё же привлекала и специфичность образов, воплощаемых на экране. Фантастичность, «неестественность», кинозрелища уже на первом этапе его развития породила жанр сказки-феерии, а впоследствии вызвала к жизни детективно-приключенческий жанр и т.п. Фотографическая же его достоверность привела к использованию кино как средства документации событий действительности. Это последнее качество было особенно важным. Поэтому ранний кинематограф, особенно в России, прежде всего обратился к созданию хроникальных фильмов».
Цитируется по: Гинзбург С.С. Кинематография дореволюционной России. М.: Аграф, 2007. С.20-22
История в лицахМаксим Горький: Экипажи идут с экрана прямо на вас, пешеходы идут, дети играют с собачкой, дрожат листья на деревьях, едут велосипедисты – и всё это, являясь откуда-то, из перспективы картины, быстро двигается, приближается к краям картины, исчезает за ними, появляется из-за них, идёт вглубь, уменьшается, исчезает за углами зданий, за линией экипажей, друг за другом… Перед вами кипит странная жизнь – настоящая , живая, лихорадочная жизнь… На вас идёт издали курьерский поезд – берегитесь! Он мчится, точно им выстрелили из громадной пушки, он мчится прямо на вас, грозя раздавить; начальник станции торопливо бежит рядом с ним. Безмолвный, бесшумный локомотив у самого края картины… Публика нервно двигает стульями – эта махина железа и стали в следующую секунду ринется во тьму комнаты и всё раздавит. Ваши нервы натягиваются, воображение переносит вас к какую-то неестественно однотонную жизнь , жизнь без красок и без звуков, но полную движения… Страшно видеть это серое движение теней, безмолвных и бесшумных.
Цитируется по: М.Горький. Собр. соч., том 23. М., 1953. // «Синематограф Люмьера». С. 242-246. Мир в это время
Аверс и реверс серебряной медали первых Олимпийских игр «Олимпийские игры. Крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования современности. Принципы, правила и положения Олимпийских игр определены Олимпийской хартией, основы которой утверждены Международным спортивным конгрессом в Париже в 1894 году, принявшим по предложению французского педагога и общественного деятеля Пьера де Кубертена решение об организации Олимпийских игр по образцу античных и о создании Международного олимпийского комитета (МОК). Согласно хартии Олимпийские игры «...объединяют спортсменов-любителей всех стран в честных и равноправных соревнованиях. По отношению к странам и отдельным лицам не допускается никакой дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам...». Олимпийские игры проводятся в первый год олимпиады (4-летнего периода между играми). Счёт олимпиадам ведётся с 1896 года, когда состоялись первые Олимпийские игры (I Олимпиада — 1896—99)». Цитируется по: Большая Советская энциклопедия. М.: Издательство: Большая Советская Энциклопедия, 1950 г.
Рисунок из журнала "Нива" № 9 за 1897 год
|
даты
Конвертация дат материалы О календарях
|