Календарь


Театр в саду "Аквариум". Санкт-Петербург, фотография 1890-х гг.

1896 год. 16 мая (4 мая ст.ст.) в петербургском саду «Аквариум» в антракте между 2-м и 3-м отделениями опереточного спектакля «Альфред-паша в Париже» состоялся первый в России киносеанс.

Публике были продемонстрированы короткие документальные фильмы братьев Люмьер - "Выход рабочих с завода", "Разрушение стены" и знаменитое "Прибытие поезда".

Кадр из короткометражной ленты братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты». 1895 год

«Огромный успех «синематографа братьев Люмьер» обусловил необыкновенно быстрое его распространение во всём мире. Через пять с половиной месяцев после первых коммерческих киносеансов «Гранд-кафе» в Париже синематограф появился в России. 4 мая 1896 года на открытии летнего сезона в увеселительном заведении «Аквариум» в Санкт-Петербурге, в том самом помещении, в котором в 1918 году снимались первые советские художественные фильмы, начались гастроли иностранного аттракциона «Синематограф братьев Люмьер». Несколько дней спустя кинематограф увидели москвичи в летнем саду «Эрмитаж», находившемся в аренде у известного антрепренёра Лентовского. Затем, примерно через месяц, кинематограф стал одним из главных аттракционов в кафешантане Шарля Омона, выехавшем по случаю Всероссийской выставки из Москвы в Нижний Новгород. Здесь его впервые увидел молодой Максим Горький. И не только увидел, но и описал в корреспонденции, опубликованной в газете «Одесские новости» от 6 июля 1896 года.

Из всех ранних откликов в русской печати на новое изобретение корреспонденция М.Горького представляет наибольший интерес. Для нас особенная её ценность заключается в том, что в ней удивительно живо переданы те непосредственные впечатления, которые возникали у зрителей после первого просмотра фильмов.

Что же поражало первых зрителей в кинематографе?

Первое – иллюзия реальности. (…) Иллюзия была настолько велика, что первые кинозрители воспринимали картины, проходившие на экране, как действительность, а экран был для них окном, распахнутым в жизни (…)

Но для первых кинозрителей пугающая реальность картины соединялась с прямо противоположным качеством – её условностью, вследствие которой киноизображение казалось одновременно ирреальным.

Братья Огюст и Луи Люмьер
Эта условность кинозрелища удивляла зрителей, пожалуй, ещё больше, чем его иллюзорность. Странным казалось многое: «серый тон гравюры, изменение реальных размеров людей и вещей («все фигуры и предметы вам кажутся в одну десятую натуральной величины») и, главное, безмолвие (…)

Успех кинематографа как аттракциона определялся, по-видимому, этими его качествами: поразительной реальностью воплощаемых им картин жизни, с одной стороны, и, с другой, их неестественностью, фантастичностью. Этим он удивлял зрителей. И примерно до 1906-1907 годов, то есть до того времени, когда зрители к нему окончательно привыкли и он перестал их удивлять, кинематограф оставался, по преимуществу, аттракционом. Но не исключительно аттракционом. Внимание зрителей всё же привлекала и специфичность образов, воплощаемых на экране. Фантастичность, «неестественность», кинозрелища уже на первом этапе его развития породила жанр сказки-феерии, а впоследствии вызвала к жизни детективно-приключенческий жанр и т.п. Фотографическая же его достоверность привела к использованию кино как средства документации событий действительности. Это последнее качество было особенно важным. Поэтому ранний кинематограф, особенно в России, прежде всего обратился к созданию хроникальных фильмов».
Цитируется по: Гинзбург С.С. Кинематография дореволюционной России. М.: Аграф, 2007. С.20-22

История в лицах


Максим Горький:
Экипажи идут с экрана прямо на вас, пешеходы идут, дети играют с собачкой, дрожат листья на деревьях, едут велосипедисты – и всё это, являясь откуда-то, из перспективы картины, быстро двигается, приближается к краям картины, исчезает за ними, появляется из-за них, идёт вглубь, уменьшается, исчезает за углами зданий, за линией экипажей, друг за другом… Перед вами кипит странная жизнь – настоящая , живая, лихорадочная жизнь…

На вас идёт издали курьерский поезд – берегитесь! Он мчится, точно им выстрелили из громадной пушки, он мчится прямо на вас, грозя раздавить; начальник станции торопливо бежит рядом с ним. Безмолвный, бесшумный локомотив у самого края картины… Публика нервно двигает стульями – эта махина железа и стали в следующую секунду ринется во тьму комнаты и всё раздавит.

Ваши нервы натягиваются, воображение переносит вас к какую-то неестественно однотонную жизнь , жизнь без красок и без звуков, но полную движения… Страшно видеть это серое движение теней, безмолвных и бесшумных.
Цитируется по: М.Горький. Собр. соч., том 23. М., 1953. // «Синематограф Люмьера». С. 242-246.


Мир в это время


    6 апреля 1896 года в Афинах состоялось открытие первых Олимпийских игр современности. В первых играх принимали участие 311 спортсменов из 12 стран: Австралии, Австро-Венгрии, Болгарии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, США, Франции, Чили, Швейцарии и Швеции. Было разыграно 43 комплекта наград. Открыл игры король Греции Георг I в присутствии 80 тысяч зрителей.
     
     
    Аверс и реверс серебряной медали первых Олимпийских игр

    «Олимпийские игры. Крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования современности. Принципы, правила и положения Олимпийских игр определены Олимпийской хартией, основы которой утверждены Международным спортивным конгрессом в Париже в 1894 году, принявшим по предложению французского педагога и общественного деятеля Пьера де Кубертена решение об организации Олимпийских игр по образцу античных и о создании Международного олимпийского комитета (МОК). Согласно хартии Олимпийские игры «...объединяют спортсменов-любителей всех стран в честных и равноправных соревнованиях. По отношению к странам и отдельным лицам не допускается никакой дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам...». Олимпийские игры проводятся в первый год олимпиады (4-летнего периода между играми). Счёт олимпиадам ведётся с 1896 года, когда состоялись первые Олимпийские игры (I Олимпиада — 1896—99)».
    Цитируется по: Большая Советская энциклопедия. М.: Издательство: Большая Советская Энциклопедия, 1950 г.

    Рисунок из журнала "Нива" № 9 за 1897 год
даты

Май 2019  
  •  
  •  
  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

  • 5

  • 6
  • 7
  • 8
  • 9

  • 10

  • 11

  • 12

  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18

  • 19

  • 20
  • 21
  • 22
  • 23

  • 24

  • 25

  • 26

  • 27

  • 28

  • 29

  • 30

  • 31

  •  
  •  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.