Календарь


1900 год. 24 мая (11 мая ст.ст.) на воду был спущен крейсер 1-го ранга «Аврора», один из трех серийных крейсеров («Аврора», «Диана», «Паллада»).

«Аврора» принимала участие в русско-японской войне, в том числе в Цусимском сражении. После войны крейсер использовался в качестве учебного судна. В 1917 году холостой залп орудия «Авроры» послужил сигналом к началу штурма Зимнего дворца.

Схема крейсера «Аврора». «Военная энциклопедия», Спб, 1911

«Внешнеполитическая обстановка принуждала царское правительство наращивать объем строительства боевых кораблей, и в частности крейсеров. Было принято решение: одновременно со строительством бронепалубных крейсеров за границей строить их и на отечественных заводах. Разработать проект такого крейсера было поручено Балтийскому судостроительному и механическому заводу Морского министерства, находившемуся в Петербурге (…)

В соответствии с черновыми расчетами К.К.Ратника крейсер водоизмещением 6000 т должен был иметь длину 118,26 м, ширину 16,92 м и осадку 5,9 м. корабль предполагалось вооружить двумя 203-мм орудиями (по одному на полубаке и юте), восемью 152-мм пушками на верхней палубе (по четыре на каждом борту), двадцатью семью 57-мм пушками (по десять на верхей и батарейной палубах и семью на марсах и мостиках). Основные статьи нагрузки распределялись следующим образом: на корпус отводилось 2280 т, на артиллерийское вооружение – 380 т, на минное – 80 т, на снабжение – 395 т, на запасы воды – 120 т, нормальный запас топлива составлял 800т.»
Цитируется по: Поленов Л.Л. Крейсер «Аврора». Ленинград: Судостроение, 1987. с.20-25



«Спуск «Авроры», состоявшийся 11 мая 1900 года, прошел по стандартному ритуалу. Любопытно отметить, что на верхней палубе крейсера на левом фланге почетного караула стоял 78-летний отставной матрос с фрегата «Аврора» Аким Павлович Павлов. В свое время он служил на нем штык-болтным, т.е. при аврале находился у самого ножа реи, участвовал в плавании на Дальний Восток, а при обороне Петропавловска входил во вторую стрелковую партию лейтенанта К.П.Пилкина. А на момент проведения торжественной церемонии Аким Павлов трудился истопником Инженерного училища императора Николая I. Императору дали знать о присутствии ветерана, и Николай II, подойдя, удостоил его милостивыми словами. На спуске крейсера также присутствовал и непосредственный начальник Акима Павловича при обороне Петропавловска, бывший лейтенант прославленного фрегата К.П.Пилкин, который к тому времени дослужился до вице-адмирала. Именно под его руководством как председателя МТК (эту должность он занимал до 1896 года) и началось проектирование крейсеров типа «Диана». В 11.15 «Аврора» благополучно сошла в воды «Невы» под залпы императорского салюта. Как докладывал в своем рапорте строитель корабля К.М.Токаревский: «Перегиби и течи не оказалось. Углубление форштевнем 12 фут, ахтерштевень 15 фут и 6 дюймов».
Цитируется по: Новиков В., Сергеев А. Богини Российского флота. «Аврора», «Диана», «Паллада». М,: Эксмо, 2009. С. 19-20.



Закладная серебряная доска Крейсера 1-го ранга "Аврора" (из фондов ЦВММ)

История в лицах


Журнал «Нива», 20 мая 1900 года:

11-го мая, в Высочайшем Государя Императора присутствии, состоялся спуск на воду двух новых морских гигантов — крейсера 1-го ранга «Аврора» (в Новом Адмиралтействе) и броненосца «Победа» (на Балтийском судостроительном заводе).

Его Императорское Величество и Их Императорские Величества Государыни Императрицы Мария Фёдоровна и Александра Фёдоровна, осмотрев крейсер «Аврора», изволили наблюдать за его спуском из Императорскаго павильона.

По команде «задержанники рубить», освобожденное от подпорок судно, с командиром и командой на нем, сперва медленно, потом быстрее, стало спускаться кормой вперед, при звуках народнаго гимна, кликах «ура» и пушечных салютах стоявших на дистанции военных судов.

По мере выхождения судна из эллинга, на нем были подняты флаги, а на грот-мачте штандарт Его Величества. Затем были брошены якоря, и судно остановилось.

Крейсер 1-го ранга «Аврора» — судно совершенно такого же типа, как спущенные в прошлом году на воду крейсера «Диана» и «Паллада».

Водоизмещение его - 6,682 тонн. Наибольшая длина с тараном - 414 фут, ширина - 55 фут, углубление - 55 фут. На крейсере будут установлены 3 машины по 3,870 сил, так что общая сила будет достигать 11,610.

Полный запас угля для судна равняется 972 тоннам. Команда "Авроры" будет состоять из 320 человек при 30 офицерах.

Вооружение ея будет состоять из восьми шести-дюймовых, двадцати четырёх 75-миллиметровых, восьми 35-миллиметровых одноствольных и двух 2 1/2-дюймовых орудий (Барановского). Кроме того, судно будет располагать тремя минными аппаратами, из которых 2 - подводные и 1 - надводный.

Полные движущийся вес его при спуске равнялся 3,621 тонне.

Из Новаго Адмиралтейства Их Императорские Величества изволили отбыть на паровом катере к Балтийскому заводу.

Мир в это время


    15 апреля 1900 года в Париже открылась Всемирная выставка, которая продолжалась в течение семи месяцев. За это время ее посетили более 50 миллионов человек. Свои экспозиции в 18 тематических отделах представили 35 стран, в том числе и Россия. Частью выставки стали Вторые Олимпийские игры, проходившие с мая по октябрь. Это были первые игры с участием женщин.

    Всемирная выставка в Париже, 1900 год

    «Всемирная выставка на рубеже двух веков вызвала особый интерес. Ее называли международным праздником труда, прогресса и цивилизации. Впервые 35 государств, и среди них Российская Империя, устроили свои национальные павильоны. В них сосредоточили все, что характеризует страну и отличает ее от других, "исторические памятники, предметы искусства. Все новое, что возникло в мире, прогресс фактический и мнимый в любой отрасли деятельности был представлен на выставке века. Парад-алле искусства, науки и техники!

    Марсово поле преобразилось вновь. От предыдущей выставки остались только Эйфелева башня и Галерея машин, хотя и та внутри была перестроена. Архитектор Ролен разделил прежний дворец на три части и разместил в нем выставку земледелия, пищевых продуктов, а центр, увенчанный огромным куполом, превратил в великолепную залу празднеств. На переднем плане внушительно выступали Дворец электричества и Замок воды.

    На Марсовом поле располагались самые интересные во всех отношениях отделы выставки. Здесь были экспозиции горного дела и металлургии, общий отдел машин, еще более обширная и богатая выcтавка по электричеству. Рядом представлено строительное искусство со снимками, планами и описаниями самых замечательных построек мира; транспортное дело, отрасли химической индустрии, земледелие со всеми зависящими от него промыcлами; пряжа, ткани и готовое платье, отдел народного образования с его учебными кабинетами и лабораториями, опытными и наблюдательными станциями; образцовые операционные залы со шкафами, наполненными новейшими хирургическими инструментами. Имелась выставка "свободных" искусств: фотография, типография, музыка, сценическое искусство и т.п.

    Хр.Георгиевич, автор большой статьи о техническом и экономическом прогрессе "С парижской выставки", писал с иронией: "И не посвященный посетитель должен вынести убеждение, что капиталистическое производство есть в самом деле идиллия. Несметные богатства расстилаются перед его глазами, как громадные реки, ни источников, ни устья которых он не видит".
    Цитируется по: Мезенин Н.А. Парад всемирных выставок, М.: Знание, 1990, С.88-89

    Открытие Всемирной выставки в Париже, 1900 год.
    Из журнала “L’Exposition Universelle 1900”

    «В 1900 г. состоялась Всемирная парижская выставка, на участие в которой Россия затратила 5 226 895 р. (из них правительство ассигновало 2 226 895 р., а учреждения и экспоненты 3 000 000 р.). "Высочайше учрежденную комиссию" по подготовке русского отдела возглавлял директор Департамента Торговли и Мануфактур В.И.Ковалевский. Генеральным Комиссаром русского отдела был назначен князь В.Н.Тенишев, главным архитектором - Р.Ф.Мельцер. В числе устроителей русского отдела - архитектор О.И.Тибо-Бриньоль.

    Стремясь собрать как можно больше интересных экспонатов, русское правительство утвердило для экспонентов ряд льгот: бесплатное предоставление помещений на выставке, принятие за счет казны расходов по пересылке экспонатов, страхованию в пути, устройству и убранству русского отдела ("Проект положения о русском отделе на выставке", 1897 г.).

    Особое внимание было обращено на интерьеры весьма насыщенных экспонатами русских отделов в общих выставочных зданиях и собственных павильонов России. Для достижения единства в художественном решении витрин (для экспонатов) их рисунок, согласно "Правилам для экспонентов Русского отдела на всемирной выставке 1900 года", должен был представляться "на предварительное рассмотрение и утверждение Генерального Комиссара" для согласия означенного рисунка с общим планом выставочного устройства". Порой они создавались в виде маленьких архитектурных сооружений. Например, в здании Гражданского Инженерного Дела и Средств Перевозки (на Марсовом поле) общая для трех российских заводов витрина представляла собой как бы отдельный павильон из железобетона с крышей на колоннах, а витрина Московского Общества имела вид киоска "в русском стиле". Разделы русской экспозиции, представляли собой композицию из натуральных экспонатов, стационарных и движущихся панорам, диорам и витрин.

    Всего России было предоставлено 24 тыс. м 2 экспозиционной площади. Многочисленные экспонаты делились на 15 групп, каждая из которых охватывала 9-10 классов. Например, в XII группе "Убранство, предметы омеблирования зданий и жилищ" содержались экспонаты 66-75-го классов: "Оконные стекла", "Обои (сырье, техника производства и самые произведения)", "Дешевая мебель и мебель как предмет роскоши", "Аппараты и способы отопления и вентиляции" и т.д.

    Кроме собственных отделов в общих выставочных сооружениях, были построены и особые здания, где разместились некоторые типично русские экспонаты. Эти здания строились с 29 мая 1899 г. и в числе немногих других национальных павильонов были готовы ко дню открытия выставки 14 апреля 1900 г. Главным среди них считался Павильон Русских Окраин, построенный по проекту Р.Ф.Мельцера. Он имел вид русского городка, вдруг оказавшегося в Париже. На одной из его башен даже звенели колокола. Архитектура павильона создавалась по мотивам Московского и Казанского Кремлей.

    Ансамбль располагался в 43 м от дворца Трокадеро. Абрис его плана представлял собой трапецию, а площадь насчитывала 4400 м 2. Самая высокая башня вознеслась почти на 47 м и была обнесена стенами с зубцами и бойницами. Спереди и с двух боковых сторон к ней примыкали отдельные корпуса-пристройки. Напротив главного входа (со стороны Сены) раскинулся просторный двор, в котором, деля его на две части, размещался "сибирский" ресторан. В левом углу двора стояла ротонда-эстрада для музыкантов. Из двора открывался вид на зал Средней Азии, вход в который был декорирован "в среднеазиатском стиле" - скопирован с портала Самаркандской мечети. У главного входа находился также Императорский павильон - "Царские палаты", выполненный в древнерусском стиле. Он предназначался для Высочайших особ (членов царской семьи) и вместе с приемными залами выходил на главный фасад Павильона Русских Окраин. Здесь же располагалась копия старомосковского боярского жилища со всей обстановкой.

    Отдельные помещения в разных корпусах-пристройках предназначались для большой экспозиции с основой темой "Средства передвижения". Справа от центрального входа размещались экспонаты Главного Управления Уделов: научная выставка (Сибирская железная дорога - карты и модели мостов), богатства Урала и северных областей (меха, образцы древесины и каменных пород, золото, малахит) и т.д. Общество спальных вагонов демонстрировало поезд, в котором с помощью движущейся панорамы художника П.Я.Пясецкого для посетителей-пассажиров создавалась полная иллюзия путешествия по Сибирской железной дороге с остановками на станциях, устроенных по местному образцу.

    В отличие от большинства национальных павильонов, конструкции которых состояли из деревянного каркаса, заполненного только в первом ярусе кирпичом и обшитого гипсовыми "досками Мака", имитировавшими камень, Павильон Русских Окраин был выполнен из кирпича. Фасады башен и корпусов побелены под светлый кирпич, отделаны штукатуркой под камень, украшены цветной майоликой, изразцами по фризам, разнообразными рельефными деталями, обрамлявшими проемы, многочисленными карнизами, кружевными металлическими подзорами. Затейливые кровли выполнялись из разноцветной глазурованной черепицы и окрашенных в разные цвета штампованных железных листов. Их завершали ажурные гребни, а шатры башен венчали золотые двуглавые орлы.

    План Всемирной выставки в Париже 1900 года.

    Разнообразной была и внутренняя отделка: например, сводчатый потолок приемного зала был покрыт позолотой и цветным орнаментом, в интерьере зала были изразцовые печи и цветные витражи. Всего в Павильоне Русских Окраин, который воистину стал "гвоздем" русского отдела, насчитывалось 28 огромных панно на темы из жизни Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера. Большинство из них принадлежало кисти К.А.Коровина.

    По проекту этого же художника архитектор И.Е.Бондаренко построил в стиле зданий Севера России XVII в. рядом со стенами Павильона Русских Окраин вереницу небольших деревянных построек, названную "Русской деревней", где располагался Кустарный отдел. Здесь стояли изба с выставкой женского рукоделия и другими кустарными изделиями, церковь в духе северных храмов и др. Все деревянные части были изготовлены в Москве. Плотники, прибывшие в составе группы русских рабочих, удивили умением обходиться топором в таких работах, для которых французы использовали целый набор инструментов.

    Государственный павильон Военного Министерства был возведен из соснового леса по проекту А.И. фон Гогена "в современном русском вкусе". Здесь присутствовал необходимый стилизаторский "комплект" элементов из древнерусского зодчества - кокошники, кувшинообразные колонны, окна с гирьками, шатры, резьба. Композиция сооружения была также в русском духе асимметричной и живописной; роль высотных акцентов здесь выполняли башенки - центральная, увенчанная золотым императорским орлом, и две, меньшие по величине, завершавшиеся флюгерами.

    Архитектурное решение государственного павильона Главного Управления Казенной продажи питей, построенного по проекту В.Н.Цейдлера на Марсовом поле близ Эйфелевой башни, ассоциировалось скорее с мотивами португальского "мануэлино" (XVI в.), чем с образами русской архитектуры. Это массивное каменное здание (площадью 300 м 2) выделялось перегруженностью декором и общей неуравновешенностью композиции.

    На Эспланаде Инвалидов возвышался павильон Учреждений Императрицы Марии. Достаточно скромная деревянная постройка Р.Ф.Мельцера была эффектна своей центральной частью, ярко подтверждающей национальную принадлежность всего сооружения.

    Одним из частных русских зданий явился павильон Чае-торговой фирмы Поповых, построенный также из дерева на Эспланаде Инвалидов по проекту Ф.О.Шехтеля. Он отличался изящными очертаниями входного проема и декоративной арки над ним, красивой резьбой причелин и парных колонн, яркой раскраской фриза, большим количеством ткани в виде навесов над террасой, маркиз, занавесок. В противоположность ему частный павильон Российско-Американской Резиновой Мануфактуры, построенный по проекту Р.Ф.Мельцера на Марсовом поле близ авеню Суффрэн, производил впечатление тяжеловесного монумента.

    К зданиям России относился и Финляндский павильон, возведенный по проекту Эл. Сааринена на набережной д'Орсэ в формах финского модерна. Он имел прямоугольный план, крутую остекленную крышу, высокую многогранную в плане башню, скупой рельефный орнамент, обрамляющий арки входа и выхода. В нем располагалась лишь часть финских экспонатов, остальные находились в группах и классах русского отдела в общих экспозиционных зданиях.

    Кроме того, на выставке были построены государственные и частные павильоны: Николаевской Физической обсерватории, специальный павильон у общевыставочного здания Лесоводства и Охоты, павильоны для экспонатов русской мукомольной промышленности, Товарищества "Проводник", цементного завода фирмы Смит и Кo (вмещавший полную дробильную мастерскую). По традиции была представлена и русская кухня в двух крупных ресторанах и закусочной.

    Французская печать дружно отмечала "огромный рост русской промышленности" и "невероятный прогресс" России во всех отраслях искусства и промышленности. Газета "Liberte" писала: "В течение немногих лет русская промышленность и торговля приняли такое развитие, которое поражает всех". Министр промышленности и торговли Франции Мильеран назвал нашу экспозицию "одною из наиболее интересных приманок на парижском празднике труда".

    Таким образом, если на предыдущих всемирных выставках 1867-1889 гг. главный упор делался на экзотику нашей архитектуры, если в 1893 г. рафинированное и роскошное эклектическое стилизаторство русского павильона и солидная многоотраслевая экспозиция в нем и в общих зданиях уже стали преддверием к качественному скачку, то экспозиция и архитектура отечественных отделов и зданий в 1900 г., собственно, и являли собой этот скачок. Представительство России количеством и качеством сооружений и экспонатов правдиво отражало достижения в культурной и экономической жизни страны. Теперь уже диковинный для иностранных посетителей облик зданий не скрывал, как случалось прежде, скудости экспозиции, а скорее предварял коллекцию интересных предметов».
    Цитируется по: Овчинникова Н.П. Россия на Всемирной выставке 1900 года в Париже// Жилищное строительство, 1990, N 7, с.27-29
даты

Август 2022  
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9

  • 10

  • 11

  • 12

  • 13

  • 14

  • 15

  • 16

  • 17

  • 18

  • 19

  • 20

  • 21

  • 22

  • 23

  • 24

  • 25

  • 26

  • 27

  • 28

  • 29

  • 30

  • 31

  •  
  •  
  •  
  •  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Календарь побед русской армии Внешнеполитическая история России Границы России Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"