Календарь | ||
25 мая
Стрелецкий бунт 1682 года. Возмущение стрельцов в Москве. Гравюра Н. Кисловского. Конец 1860-х гг.
1682 год. 25 мая (15 мая ст.ст.) в Москве начинается стрелецкий бунт. Взбунтовавшиеся стрельцы, подстрекаемые царевной Софьей и князьями Милославскими учиняют расправу над боярами – сторонниками рода Нарышкиных.«15 мая, роковой день убиения царевича Димитрия, назначен был заговорщиками для бунта. По рукам у стрельцов уже ходил список изменников, которых надобно истребить. Утром по стрелецким полкам проскакал Александр Милославский и Петр Толстой с криком, что Нарышкины задушили царевича Ивана и чтоб стрельцы шли в Кремль на службу. Стрельцы ударили в набат, в барабаны, и двинулись ко дворцу с знаменами и пушками. Это было в понедельник, в полдень, когда Матвеев сходил с дворцовой лестницы, чтоб ехать домой; но на лестнице встретил его боярин князь Федор Семенович Урусов и объявил, что стрельцы и солдаты бунтом вошли в Земляной город, скоро будут и в Белом. Матвеев возвратился наверх и донес об этом царице. Немедленно отдан приказ подполковнику стремянного полка запереть все кремлевские ворота, но уже было поздно: вбежало несколько бояр с известием, что стрельцы приближаются, кричат, что царевича Ивана убили Нарышкины и что они, стрельцы, идут выводить изменников и губителей царского рода. Набат и барабанный бой раздались по всему Кремлю; стрельцы побили многих боярских людей и лошадей, а других переранили. Матвеев и другие ближние люди, собравшиеся у царицы, послали за патриархом, который и явился вместе с посланным, а между тем положено было вывести к стрельцам царя и царевича и таким образом отнять предлог к смуте. Царица вместе с патриархом и боярами вывела Петра с братом на Красное крыльцо. Толпа стихла при этом зрелище. Как же это так? Нет ли и тут обмана? Несколько стрельцов подставили лестницу, влезли на крыльцо к самому царевичу и спрашивали его: прямой ли он царевич Иван Алексеевич и кто его из бояр изменников изводит? "Меня никто не изводит, и жаловаться мне не на кого", - отвечал Иван.Софья Алексеевна, царевна. Гравюра. Конец XVII века
Стрелец. Рисунок Э. Пальмквиста. 1674 год
Артамон Сергеевич Матвеев. Гравюра И. Розонова. Конец XVIII — начало XIX в.
Убийство князя Михаила Долгорукого. 15 мая 1682. Гравюра К. Крыжановского по акварели К.А. Трутовского. 1875 год
Оставшись господами во дворце, стрельцы бегали всюду по комнатам царевен; заглядывали под кровати, перетряхивали перины, рылись в чуланах, забегали в церкви, в алтари, ощупывали престолы и жертвенники, тыкали под них копьями, думая. что там скрылся кто-нибудь из Нарышкиных. Встретили стольника Федора Петровича Салтыкова, приняли его за Афанасия Кирилловича Нарышкина и убили; потом, увидя ошибку, отвезли тело к отцу, известному нам боярину Петру Михайловичу Салтыкову, с извинениями; старик отвечал: "Божья воля!" - и велел угостить убийц вином и пивом. В комнате царицы Натальи нашли они карла, прозвищем Хомяка, и спросили, где спрятались Нарышкины. Хомяк указал им в сенной церкви Воскресения под престолом место убежища Афанасья Нарышкина: стрельцы вытащили его на паперть, рассекли и выбросили на площадь. Ивана Фомича Нарышкина отыскали в доме его за Москвою-рекою и убили; убили и знаменитого воеводу двух последних царствований, князя Григория Григорьевича Ромодановского, на которого были злы со времени чигиринских походов; любимец покойного царя Феодора, боярин Языков, скрылся было у духовника своего при церкви Николы на Хлынове, но был предан холопом; стрельцы привели его к Архангельскому собору и изрубили на части; убили думного дьяка, управлявшего Посольским приказом, Лариона Иванова и несколько других, менее значительных людей. Все эти убийства сопровождались криками: "Любо ли?" - обращенными к окружавшему безоружному народу, от которого стрельцы требовали одобрения своим поступкам; надобно было кричать "любо!" и махать шапками; кто же не хотел кричать "любо!" или показывал вид сожаления, тех били. Убивши кого-нибудь, волокли в Спасские или Никольские ворота на Красную площадь; перед телом шли стрельцы как будто для почета и кричали: "Вот боярин Артемон Сергеевич! Вот боярин князь Ромодановский, вот Долгорукий, вот думный едет, дайте дорогу!" Мы видели, что стрельцы ходили к старому боярину Салтыкову с извинениями, что ошибкою убили сына его. С такими же извинениями явились они и к больному осмидесятилетнему Долгорукому, что не удержались в запальчивости, грех попутал, убили сына его, князя Михайлу. Старик спокойно выслушал их извинения, у него даже достало духа угостить их вином и пивом. Но когда убийцы ушли и к больному князю вошла невестка, вдова убитого, с громкими воплями о муже, Долгорукий сказал ей в утешение: "Не плачь! Щуку-то они съели, да зубы остались, недолго им побунтовать, скоро будут висеть на зубцах по стенам Белого и Земляного города". Холоп побежал за стрельцами и объявил им, что старик грозится. В ярости воротились стрельцы, стащили больного Долгорукого на двор, рассекли на части, выбросили за ворота в навозную кучу и на труп положили соленую рыбу. Целый день 15 мая прохозяйничали стрельцы во дворце и Кремле. Когда смерклось, они разошлись по своим слободам, но в Кремле, Китае и Белом городе оставили крепкие караулы при всех воротах, наказав не пускать никого ни в Кремль, ни из Кремля. Стрелецкий бунт. 15 мая 1682 года. Миниатюра из «Повести о зачатии и рождении Петра Великого». Вторая четверть XVIII в.
Корзухин А.И. Смерть И. Нарышкина, сцена из стрелецкого бунта». 1882 год
Нарышкин вышел из церкви. Стрельцы, как только завидели его, с страшным воплем кинулись на жертву, но не убили немедленно же, как других, а потащили в Константиновский застенок. Других били или по ошибке, или в пылу гнева, или за свои старые обиды; но Нарышкин был обвинен в измене, в посягательстве на жизнь царевича; стрельцы взялись вывести измену из дворца, изменник в их руках, надобно его пытать; не вытерпит мук, признается - полное оправдание восстанию. Но стрельцы обманулись в своей надежде: Нарышкин не сказал ни слова под пыткою. Из застенка его вытащили на Красную площадь и рассекли на части. Наконец казнили иностранного доктора Даниила фон-Гадена, обвиненного в отравлении царя Феодора. Гаден, заслышав беду, успел было в нищенском платье уйти из Немецкой слободы, двое суток прятался в Марьиной роще и окрестных местах; голод заставил его возвратиться в Немецкую слободу, где надеялся приютиться у одного знакомого и поесть чего-нибудь, но на улице был узнан, схвачен и приведен во дворец. Здесь царевны и царица Марфа Матвеевна умоляли стрельцов пощадить доктора; уверяли, что он совершенно невинен в смерти царя Феодора, что он в их глазах сам прежде отведывал все лекарства, которые составлял для больного государя, - все понапрасну: стрельцы кричали: "Это не одно только, что он уморил царя Феодора Алексеевича, он чернокнижник, мы в его доме нашли сушеных змей, и за это надобно его казнить смертию". Гаден находился в одном положении с Нарышкиным: на нем лежали тяжкие обвинения относительно посяганий на здоровье государево, и его потащили в тот же Константиновский застенок на пытку. Стрельцы пытали, стрелец записывал пыточные речи. Гаден не вытерпел мук, наговорил на себя разные разности, стал просить, чтоб дали ему три дня сроку и он укажет тех, которые больше его достойны смерти. "Долго ждать!" - закричали стрельцы, разорвали записку с пыточными речами, потащили Гадена на Красную площадь и там разрубили на мелкие части». Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М.:Мысль, 1991. том 7, глава 3. С. 260-265
История в лицахАндрей Матвеев, сын боярина Артамона Матвеева: …от дворцовой стороны, из сеней Грановитой палаты, ворвалися других полков стрельцы, с свирепым стремлением и с тиранским нападением, бесстыдно оторвав его, Матвеева, от рук их царских величеств, похитили, и хотя милосердо ее величество государыня царица его не хотела отдать, но невозможно было. И в тот час из бояр князь Михаил Алегукович Черкасский зело великодушное и высокой памяти достойное дело учинил, оставя смертный час, из рук их отнял его, упав на него. И тою верноискреннею христианства целостию сам избавитель наш Господь Иисус Христос своим божественным похвали словом тако: „Несть паче той любви, иже положит душу свою за други своя“. И те неукротимые и человеческой крови исполненные руки, радостно и сладостно желательные его, боярина Матвеева, ни в чем им неповинного, из-под него, боярина князя Черкасского, вырвав, разодрали на нем, помянутом князе, платье, и потом бросили с Красного крыльца на площадь против Благовещенского собора, и с таким своим тиранством варварскими бердышами все его тело рассекли и разрубили так, что ни один член целым не нашелся... В тот же самый час те изменники… побежали все с неистовым своим бунтовством в царские палаты искать якобы еще других изменников. Государыня царица Наталия Кириловна, усмотря жестокосердый тот их бунт, взяв с собою сына своего, государя царя Петра Алексеевича, изволила от такого зело опасного страха идти в палату Грановитую с ужасом и с плачем горьким. Цитируется по: Матвеев А.А. Описание возмущения московских стрельцов // Рождение империи. — М.: Фонд Сергея Дубова, 1997. С. 377—378
Мир в это время
Дворец в Версале. Гравюра И. Сильвестра. 1682 год
«Что такое королевский двор? Воспользуемся определением Фюретьера: «Двор — место, где живет король... Это слово имеет также значение: король и его совет... Еще оно означает: офицеры и свита короля... Под двором подразумевается и образ жизни при дворе». Наступил день, когда король решил окончательно расстаться с Парижем. 20 апреля 1682 года он покинул Сен-Жермен и до начала мая пробыл у своего брата, ссылаясь на большое количество неотложных дел. 1 мая весь двор прибыл в Париж. Кассини предложил Людовику посетить Обсерваторию, а Лувуа — приют Инвалидов. Тогда еще никто не мог предположить, что это было прощание Его Величества с Парижем. Через несколько дней венценосная чета, а также брат короля, Монсеньор с супругой окончательно поселились в Версале. Замок там пока только строился. Не были закончены ни Галерея зеркал, ни большие боковые пристройки Мансара, и пока нельзя было предположить, что Версаль станет постоянным жилищем монарха. Сам Людовик уже принял окончательное решение, но не говорил его вслух открыто: он в принципе не отличался чрезмерной разговорчивостью, а секреты и вовсе не спешил разглашать. Во-первых, он не желал говорить на эту тему, настолько неприятную для Кольбера. Во-вторых, он успел достаточно изучить своих придворных и был уверен, что объявление о решительном изменении образа их жизни не будет воспринято с энтузиазмом. В то же время Людовик жил мечтой о том, чтобы поселиться в этом дивном месте. Он буквально бредил Версалем. Здесь он устраивал незабываемые увеселения, здесь его посетила любовь. Долгих двенадцать лет король невыносимо терзался от скуки в Тюильри. Мадам Севинье как-то писала из Парижа: «Двор находится здесь, а королю здесь скучно до такой степени, что каждую неделю он уезжает в Версаль на три-четыре дня». Параллельно со строительством в Версале работы по королевскомузаказу велись в Сен-Жермене и Лувре, однако монарх никогда не считал эти памятники своим личным творением. И уж конечно, никак нельзя назвать случайностью тот факт, что Версаль являлся королевской резиденцией в 1674, 1675 и в 1677 годах. Гиацинт Риго. Портрет Людовика XIV. 1701 год
Теперь же осуществление мечты Людовика о создании более закрытого и вместе с тем более роскошного двора уже совсем близко. Парк создается гораздо быстрее, чем дворец, однако какими бы привлекательными ни были парковые боскеты и какими бы блестящими ни выглядели украшения, каждый день создаваемые Мансаром, монарха больше всего беспокоит успешное претворение политических планов. Можно с полным правом утверждать, что Андре Ленотр заставил природу склониться перед его гениальным искусством. Подобным же образом Людовик сумел поставить версальское искусство на службу осуществления своей идеи — создания двора, истинного творения короля. Очень скоро послы иностранных государств доложили своим правителям, что именно Версаль играет во Франции первостепенную роль. Как правители стран, знатные принцы, вельможи, так и художники стремились совершить путешествие в столицу великой Франции, чтобы воочию увидеть творение Короля-Солнца. Многие в Европе желали построить нечто, напоминающее Версаль хотя бы отдаленно, а из этого легко сделать вывод, что это выдающееся сооружение было выполнено с истинным блеском. Конечно, Версаль создавался во имя прославления государства, и егособственная слава не знала границ. Все в его архитектурном облике способствовало этой цели: пышность и великолепие убранства, величественные размеры сооружения, символика греческого бога солнца Аполлона, несомненное величие хозяина этого места, блестящее окружение, достойное его, а также несравненная организация праздников и торжеств.В 1682 году в Версале родится герцог Бургундский, в следующем году— его брат Филипп. В 1710 году здесь родится Людовик XV. Версальские стены станут последним, что увидят в своей жизни супруга дофина и герцогиня Бургундская. Празднества в Версале. Гравюра Ф. Шово. 1675 год
Великолепные торжества отметят рождение герцога Бургундского и его брата Филиппа, бракосочетание герцога Бурбонского и мадемуазели де Нант в августе 1685 года, союз принца Конти и Марии-Терезии Бурбонской в 1688 году, бракосочетание будущего регента и мадемуазели де Блуа в 1692 году, рождение герцога Бретонского в 1704 году. Но особенно в памяти современников и потомков сохранятся роскошные празднества, проводимые в честь приема иностранных послов (…) Ансамбль дворца и парка в Версале. План
Дух Версаля царствует как при дворе, так и в государстве. Монарх возвел каждую группу в ранг, достойный ее компетенции. Высокородному дворянству лучше на своем месте. Оно служит государству, когда призвано на военную службу, а не используется в политической области. Министры из судейской среды делают достаточно для короля и для публики. Они по заслугам занимают при дворе первое место. Ведь именно в Версале заканчиваются важнейшие преобразования в 1682 году, когда маркиз де Лувуа приобретает большее влияние, чем Жан Батист Кольбер, в момент, когда самые высокородные, например гордый Конде, подчинились наконец воле короля и дисциплине, ставшей необходимой для обновленной Франции. И не имеет никакого значения, что принц де Конде почти все время проживает в своем замке в Шантийи, а герцоги де Роган, де Бриссак и де Вантадур предпочитают не ездить в Версаль.По крайней мере ни у одного из этих господ не появится мысль начать новую Фронду. Например, если обратиться к последнему письму Конде, то там можно видеть лишь вариации на тему службы и размышления о верности монарху. Так стоит ли обращать внимание на то, что в период полного затишья на фронтах некоторые высокородные монсеньоры плохо играют роль сотрапезников короля? Все эти мелкие интриги, без которых знати трудно себя представить, абсолютно ничего не изменяют. Не стоит обращать внимание и на то, что в 1709 году были раскрыты сразу три заговора. Все это — лишь небольшое недоразумение, если принять во внимание шторм 1648 года. Таким образом, Версаль — это символ окончательной победы Людовика над Фрондой. Причем этот реванш он взял не из простого самолюбия, а из политической и государственной необходимости. От этого реванша выигрыш прежде всего должно получить государство». Цитируется по: Конькова Е.А. Версаль. М.: Вече, 2002. с.77-91
|
даты
Конвертация дат материалы О календарях
|