Календарь


Двухмоторный вариант аэроплана «Русский витязь», 1913 год

1913 год. 26 мая (13 мая ст.ст.) впервые поднимается в воздух первый в мире четырехмоторный аэроплан «Русский витязь». Самолет был создан выдающимся русским авиаконструктором Игорем Сикорским.

«Тринадцатаго мая 1913 года, около девяти часов вечера, на поле, примыкавшем к Корпусному аэродрому в Петрограде, тогда еще называвшемуся С-Петербургом, собрались огромные толпы народа с нетерпением ожидавшие необыкновенного зрелища: там готовился к первому, пробному полету большой четырехмоторный аэроплан носивший название «Русский Витязь». Кроме обычной в таких случаях, праздной, жадной до даровых зрелищ толпы, на аэродроме собралось много серьезных зрителей, желавших видеть собственными глазами, сможет ли этот громадный невиданный до того времени аэроплан, весивший 250 пудов (4 тонны), подняться на воздух? По мнению специалистов того времени, это представлялось маловероятным, а в случае, если бы даже этот аэроплан и смог бы оторваться от земли, то при остановке в полете одного из его моторов, он неминуемо должен был бы перевернуться. Ссылались на мнения и заключения заграничных авторитетов по вопросам aвиации, отказавшихся от мысли строить подобные большие, многомоторные аэропланы после полной неудачи при попытках подняться на них на воздух. В то время слова: «заграницей полагают»... считались у нас чуть-ли не непреложной истиной, поэтому намерение повторить у нас такие попытки считались дерзновенным и обрекалось заранее на полный провал.

Вопреки всем этим так или иначе обоснованным заключениям заграничных и отечественных специалистов, «Русский Витязь», в этот достопамятный вечер 13 мая 1913 года не только оторвался от земли, но поднявшись на некоторую высоту и описав несколько больших кругов над полем, плавно спустился у своего ангара, при бурном ликовании собравшихся зрителей.

Этот успешный полет «Русского Витязя» должен быть отмечен в летописях aвиации, как крупная победа человеческого гения над воздушной стихией. К большой радости и удовлетворению нас русских, победителем воздушной стихии на этот раз оказался наш соотечественник, еще очень юный тогда студент Петроградского Политехнического Института Игорь Иванович Сикорский.

И.И.Сикорский, фотография К.Буллы, 1914 год
После первого столь удачнаго полета молодой пилот-конструктор стал совершать на своем «Русском Витязе» чуть-ли не ежедневные полеты над Петроградом и его окрестностями, причем всегда являлось очень много лиц желавших принять участие в этих воздушных прогулках. Во время таких полетов пробовали останавливать моторы: сперва один, затем два мотора сразу: по одному с правой и левой стороны и наконец оба мотора с одной стороны; при всех этих опытах аэроплан прекрасно сохранял свою устойчивость и таким образом все предположения молодого талантливого изобретателя блестяще подтвердились на деле. Насколько невероятными казались тогда успехи достигнутые «Русским Витязем» в полетах, показывает то, что заграницей долго и упорно отказывались верить сообщениям об них и называли их: «петербургской уткой».

Полеты на «Русском Витязе» продолжались в течение всего лета 1913 года; на нем установлено было тогда несколько рекордов. За все это время на «Русском Витязе» не случилось ни одной сколько-нибудь серьезной поломки.

Как не только первый русский, но и первый в миpе аэроплан такого типа, «Русский Витязь» конечно, не мог не обратить на себя внимания, и им особенно заинтересовались в военных кругах.

Четырехмоторный аэроплан «Русский витязь», 1913 год

Летом 1913 года, Государь Император Николай II выразил желание осмотреть «Русского Витязя»; для высочайшего смотра, И. И. Сикорский перелетел на этом своем воздушном богатыре в Красное Село и опустился там на военном поле у Царской Ставки.

Государь очень внимательно и подробно осматривал «Русского Витязя», поднимаясь для этой цели по приставной лестнице на передний балкон аэроплана, милостиво беседовал с И. И. Сикорским, остался доволен виденным и благодарил молодого изобретателя. В память этого посещения И. И. Сикорский получил высочайший подарок — часы с репетицией. Этим подарком И. И. Сикорский очень дорожил, как памятью милостивого к нему внимания Государя Императора».
Цитируется по: Финне К.Н. Русские воздушные богатыри И.И. Сикорского. — Белград, 1930. с.8-11

Технические данные аэроплана «Русский витязь»                  
НазваниеЗначение
Длина 20 м
Максимальный размах крыльев27 м
Площадь крыльев  120 м²
Высота  4,00 м
Силовая установка   4 двигателя Argus Motoren
Мощность каждого двигателя   100 л.с. (74 кВ)
Крейсерская скорость 77 км/ч
Максимальная скорость   90 км/ч
Дальность полёта   170 км
Количество мест   3 члена экипажа + 4 пассажира
Практический потолок  600 м
Масса без нагрузки  3400 кг
Масса с нагрузкой  4000 кг
Максимальная масса  4940 кг

История в лицах


Игорь Сикорский:
Наконец, 13-го мая было решено пробовать подняться на воздух по-настоящему. Понятно, что я сам поместился за рулем своего воздушного корабля.

В том, что корабль будет летать хорошо, не было никаких сомнений. Тревожила лишь мысль о том, как удастся сделать посадку. Смотреть приходилось через стекла каюты, а главное, большая машина весом около 250 пудов, т. е. раз в пять тяжелее, чем крупные аппараты того времени, должна была иначе отзываться на действия рулей. В воздухе это все не должно было вызывать ничего плохого, но при посадке на землю необходима была полная точность движений. Был уже девятый час вечера, когда этот огромный по тому времени аэроплан был приготовлен к полету. Двигатели были пущены и работали малым ходом. Вдоль насыпи, отделяющей корпусный аэродром от окрестных полей, собрались огромные толпы народа, ожидавшие с нетерпением полет воздушного корабля. С помощью особого рычага был дан полный ход сразу всем четырем моторам. Тяжелый аппарат двинулся с места и покатился по полю, оставляя глубокие следы своими колесами и постепенно забирая скорость.

Странно и непривычно было сидеть за рулем разбегающегося аэроплана и не чувствовать струи сильного ветра в лицо. От этого и скорость казалась меньше. Но ясно чувствовалось, как толчки под колесами уменьшаются, аппарат лучше и отчетливее слушается рулей и уже отзывается на движения крылышками. Значит, крылья уже несут почти весь вес аппарата. Действительно, через несколько секунд толчки прекратились, и земля стала уходить под аппаратом вниз. За стеклами в удобной, просторной каюте не чувствовалась скорость движения, но по фигуре механика, стоявшего на переднем балконе, можно было судить о том, что аппарат движется в воздухе с большой скоростью. Видно было, как механику пришлось крепко держаться за перила балкона и стоять, наклонившись вперед. Аппарат шел в воздухе очень устойчиво, понемногу забирая высоту. Разница в управлении между большим и малым аппаратом почувствовалась сразу. Большой аэроплан слушался рулей так же хорошо, как и малый, но все его движения были медленнее и как бы более уверенными. Чувствовалось, что порыв ветра, который легко может бросить в сторону или вниз малый аппарат, не сможет качнуть эту машину в 250 пудов весом. Все внимание в этот первый полет было занято управлением, и только когда аэроплан, описав в воздухе круг, пролетел над местом вылета, окруженным темным волнующимся морем зрителей, можно было на небольшое время выглянуть в боковое окно на землю. Два других участника полета были в лучшем положении. Они могли свободно прогуливаться по каюте летящего корабля и смотреть в окно.

Пролетев над местом вылета, воздушный корабль прошел еще версты три, повернул назад и стал снижаться, чтобы сделать посадку на землю. Еще оставаясь на некоторой высоте в воздухе, я несколько раз проделал рулем высоты те движения, которые приходится делать при посадке. Таким образом удалось немного изучить, насколько быстро аппарат отзывается на действия рулей. Однако необходимо было уже садиться на землю, т. к. до конца поля, где стояли ангары и находилась толпа народа, оставалось уже меньше версты. Сильным движением рычага все моторы были сразу сведены на небольшой ход. Сделанным в то же время движением руля высоты аппарат был наклонен вперед. Земля стала быстро приближаться. Когда оставалось 3-5 саж. высоты, пришлось начать постепенно притягивать к себе рычаг руля высоты. Продолжая лететь вперед с огромной скоростью, аппарат в то же время изменял свой наклон, его передняя часть приподнималась, приближение к земле замедлялось и под конец аппарат выровнялся и летел над самой землей горизонтально. Нажим на кнопку, находившуюся на рулевом колесе, выключил зажигание во всех двигателях. Моторы сразу перестали работать, лишь винты вертелись еще с разгона. Через несколько секунд почувствовались толчки под колесами, и аэроплан, прокатившись немного по земле, остановился. Так прошел первый полет этого аэроплана, названного «Русским витязем».
Цитируется по: Сикорский И.И. Воздушный путь. — М.: Русский путь. — N.-Y.: YMCA Press, 1998. С.123-125


Мир в это время


    В 1913 году с подписанием Лондонского мирного договора завершается Первая Балканская война, Турция лишилась своих европейских территорий, а балканские государства обрели независимость. Однако в этом же году между странами-победителями начинается Вторая Балканская война.


    «23 января 1913 года в Стамбуле произошел государственный переворот. Пришедшее к власти правительство «младотурок», ориентировавшееся на Германию, прервало мирные переговоры в Лондоне. 3 февраля 1913 года военные действия на Балканах возобновились.

    Вторая фаза войны носила позиционный характер. Болгары перестреливались с турками во Фракии. Греки после долгой осады взяли, наконец, 5 марта крепость Янину. Две сербские дивизии были переброшены под осажденный болгарами Адрианополь. 26 марта после ожесточенного трехдневного штурма Адрианополь был взят болгарскими и сербскими войсками. Весь гарнизон крепости во главе с ее комендантом Шукри-пашой сдался в плен.

    Болгарские солдаты в форте Айваз-баба, фотография 1913 года

    Победа под Адрианополем снова поставила Турцию перед угрозой катастрофы. 23 апреля 1913 года переговоры в Лондоне были возобновлены. В этот же день пала последняя турецкая крепость в Европе — Скутари (Шкодер). Ее гарнизон капитулировал перед черногорской армией.

    Возобновившиеся переговоры в Лондоне шли еще труднее, чем до перерыва. Международная обстановка в Европе была накалена. Ожесточенные споры вызывали все вопросы: о границах Албании, о независимости Македонии, о выходе Сербии к Адриатическому морю, о границах Болгарии, об островах Эгейского моря, о претензиях Румынии, о территориальной принадлежности Скутари (Шкодера). Противоречия между балканскими государствами накладывались на противоречия между великими державами. Подписание договора с Турцией затягивалось.
     
    Король Греции Константин I, источник - United States Library of Congress's Prints and Photographs Division

    Король Болгарии Фердинанд I, источник - Current History of the War v.II (April 1915 - September 1915). New York: New York Times Company

    Раздел балканских территорий после Первой и Второй балканских войн, источник - Report of the International Commission To Inquire into the Causes and Conduct of the Balkan Wars", 1914.

    Тогда министр иностранных дел Англии Эдвард Грей от имени конференции послов великих держав в ультимативном тоне заявил уполномоченным стран Балканского союза, что договор с Турцией необходимо подписать в том виде, в каком он предложен дипломатами великих держав. Кто откажется подписать его, пусть пеняет на себя, предупредил Грей. В результате давления великих держав 30 мая 1913 года в Лондоне был подписан прелиминарный мирный договор с Турцией. Османская империя теряла все свои владения в Европе за исключением небольшой территории к востоку от линии Энос-Мидия. Сербия не получила выхода к морю, а Черногория — Шкодера, в борьбе за который черногорские войска пролили столько крови. Территория Косово, где преобладало албанское население, была разделена между Сербией и Черногорией. Вопрос о границах Албании и вопрос о судьбе занятых греческими войсками островов в Эгейском море было поручено решить комиссии из представителей великих держав. Македонии было отказано в независимости, и страна оказалась фактически расчлененной между Сербией, Грецией и Болгарией.

    Решения Лондонской конференции, существенно повлиявшие на территориальное устройство Балкан, в целом были ущербными. Они явились источником одного из самых конфликтных вопросов на Балканах — так называемого албанского вопроса. Представители великих держав — участники Лондонской конференции позже признавались, что при определении границ Албании они руководствовались прежде всего стремлением избежать конфликта между двумя военно-политическими блоками — Антантой и Центральными державами, а интересы балканских народов были в очередной раз принесены в жертву интересам великих держав. Министр иностранных дел Англии Эдвард Грей так охарактеризовал эту ситуацию: «Я не сомневаюсь, что когда положение о границах Албании будет оглашено полностью, оно вызовет немало нареканий со стороны лиц, хорошо знакомых с местными албанскими условиями... Следует помнить, что при выработке этого соглашения важнее всего было сохранить согласие между самими великими державами». Как мы теперь знаем, согласие сохранить не удалось, и великие державы через год после подписания Лондонского соглашения начали мировую бойню. Тем не менее, решения Лондонской конференции в отношении границ Албании до сих пор сохраняют свою силу».
    Цитируется по: Задохин А. Г., Низовский А. Ю. Пороховой погреб Европы. — М.: Вече, 2000. С.109-111
даты

Март 2024  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"