Календарь | ||
27 мая
Смерть Самозванца. Гравюра. Начало 1870-х гг.
1606 год. 27 мая (17 мая ст.ст.) в Москве был свергнут и убит Лжедмитрий I – самозванец Григорий Отрепьев.«Отрепьев, воображая, что он уже совершенно утвердился на престоле, дал полную волю своим страстям, как то: любострастию, пьянству и прочим порокам; крайне стал иметь пренебрежение к преданиям Греческой церкви; терские же и волжские казаки, в числе 4000 человек, несказанные чинили неистовства в пределах астраханских. 1606 года мая 8 числа, в четверток во время вечерни, накануне Св. чудотворца Николая в Московском Успенском соборе сочетался браком с Маринкою, польского воеводы сендомирского дочерью, в субботу же 17 мая, поутру на рассвете, вся Москва пришла в движение, увидев, что князь Василий Иоаннович Шуйский, предприняв истребить сего злодея, сам предводительствовал народом, который, разрубая во дворце двери, вламливается во оный; и в сей же погибельный час Отрепьев бросается из окна Царских палат, высотою от земли не менее шести аршин, и от сего падения разбил себе голову и переломил ногу; стрельцы приносят его опять в Царские покои, где находившиеся князь Василий Иоаннович Шуйский с прочими боярами учинили ему допрос. Самозванец признался, что он не есть сын царский, но обманщик, и Шуйский застрелил его из пистолета своею рукою. Хотя многие почитали его подлинным Димитрием, но государем, недостойным престола. И таким образом погиб сей злодей, причинивший бесчисленные бедствия в России. Самозванец Гришка Отрепьев, бывший прежде монахом и диаконом, как выше сего сказано, 17 мая 1606 года, в девятый день после его свадьбы, владел 11 месяцев без трех дней. Тело его три дня лежало в Кремле на площади для зрения народу; наконец труп его отвезен был в Убогий дом и по нескольких днях перевезен на Серпуховскую дорогу, и на место, называемое Котлы, отстоящее от Москвы в семи верстах, оной был сожжен, и пепел его развеян; жена его Маринка отпущена была после того в Польшу».Цитируется по: Филиповский Ефрем. Краткое историческое и хронологическое описание жизни и деяний великих князей российских. В 3 т. Т. 2. — М., 1807. С.180-181
Лжедмитрий I. Гравюра резцом. 1-я половина 1800-х гг
Карл Вениг. Последние минуты Дмитрия Самозванца. 1879
Цитируется по: Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2006. С.908-909.
История в лицахАлександр Гонсевский и Николай Олесницкий, польские послы, сообщение «Об умерщвлении Московского государя Димитрия»: По прибытии нашем в Москву мы по многим признакам видели, что жизнь Димитрия находится в большой опасности и, через кого только могли, наводили его на мысль о предосторожности. Так не раз мы говорили об этом с Сендомирским воеводой, который, в свою очередь, часто имел с ним разговор об этом. Предостерегали его и многие другие из нашего народа. Он не только не принимал этого с благодарностию, а напротив, обижался этим, и хотя сам знал об этих опасностях лучше, чем мы, но заботливо старался скрыть это от нас с тем, чтобы его королевская милость и Речь Посполитая не узнали об его домашнем неустройстве, а жизнь свою он думал тем обезопасить, что держал при себе 300 алебардников немцев; но некоторые из думных бояр приказали именем государя (о чем он ничего не знал) одним из этих алебардников вечером в пятницу, а другим утром в субботу разойтись по домам и оставили на страже не больше 30 человек. Алебардники, ничего не зная, охотно так сделали, оставив перед государевой комнатой только 30 алебардников, а из нашего народа было там лишь несколько малолетних прислужников и некоторое число музыкантов. В субботу утром Димитрий вышел в чамаре, из своих комнат на крыльцо и, увидев Афанасия Власьева и нашего пристава князя Григория Волконского, спрашивал последнего, что мы — послы — говорили. Наш пристав, который, должно быть, ничего не знал о том, что готовилось, дал ему ответ и сейчас же ушел от него с верху, а между тем думные бояре сходились, договорившись уже наперед убить государя. В то же время ворвалось в крепостные ворота до 200 человек московских бояр и дворян, вовлеченных в заговор, и ударили в колокол, называемый набат, в который обыкновенно звонят при всяком смятении. Димитрий, услышав звон, спросил князя Димитрия Шуйского, зачем звонят? Он ответил, что по случаю пожара. А между тем, когда ударили в колокол, то часть народа, вовлеченная в заговор, стала кричать другим, которые этого не знали, что паны режут думных бояр, т. е. что поляки и литва бьют московских сенаторов. И так, ударив во все колокола, сколько их было в Москве, бежали с великим криком к крепости, будто бы на защиту бояр, кто с чем мог — с рогатинами, ружьями, секирами, и пока чернь вбегала в крепость, князь Василий Шуйский с другими боярами вел дворян брать приступом покои государя и в пространной речи убеждал их оканчивать начатое, иначе, если они не убьют этого вора Гришку Отрепьева (так он называл его), то тот прикажет поснимать им самим головы. И так, с великим криком и силою все валили в государевы покои. Вышеупомянутые 30 немцев загородили было дорогу алебардами, но когда в них несколько раз выстрелили, то они бросили прочь алебарды. Петра Богдана [Басманова] и несколько других русских, защищавших Димитрия, убили. Димитрий, одевшись в обычную свою одежду, стал уходить от насилия и выскочил из окна вниз с большой высоты. Когда он уходил, то один русский, догонявший его, ранил его саблей в ногу, притом Димитрий сильно убился [когда выскакивал из окна]. К нему прибежало несколько десятков стрельцов; они подняли его с земли, облили водой и ввели на каменный фундамент, на котором стоял деревянный дом Бориса Годунова, разрушенный по приказанию Димитрия. Бояре и дворяне кинулись сюда к Димитрию. Он стал просить стрельцов, чтобы они защищали его. Стрельцы стали стрелять в бояр и поразили несколько дворян, так что все подались назад. Дворяне закричали: «Пойдем все в город, к стрелецким домам и вырежем всех их жен и детей». Стрельцы, смущенные этим, опустили ружья вниз. Видно, так угодно было Богу, не хотевшему долее терпеть гордости и надменности этого Димитрия, который не признавал себе равным ни одного государя в мире и почти равнял себя Богу. Бояре и дворяне, приблизившись к нему, стали его попрекать, что он не действительный Димитрий, а Гришка Отрепьев. Он ссылался на мать. На эти слова князь Голицын сказал от имени матери, что она сознается и говорит, что он не ее сын, что ее сын Димитрий действительно убит и тело его лежит в Угличе. Во время этих разговоров, боярский сын Григорий, протискавшись через толпу, [окружавшую Димитрия] выстрелил из-под армяка и убил Димитрия. Стрельцы разбежались, а [другие] русские кинулись рубить его тело. Потом приказали тащить его за ноги к воротам, подле которых при церкви жила старая царица — жена покойного князя Ивана Васильевича, которую Димитрий признавал или называл своею матерью. Русские спросили ее: ее ли он сын. Она будто бы так ответила: «Нужно было спрашивать меня об этом, когда он был жив, а теперь, так как вы его убили, то он уже не мой сын». Русские выволокли его за ворота, положили нагого посреди площади, а подле него у ног — Петра Басманова, и так они лежали три дня. Потом Басманова похоронили подле его предков при церкви, а Димитрия в поле за стрелецким посадом, но после вырыли и сожгли в поле, подле дороги, которою он въехал на государство.
Русская Историческая Библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. Т. 1. — СПб., 1872.
Мир в это время
Флаг Великобритании, принятый 12 апреля 1606 года «Юнион Джек является национальным флагом Соединенного Королевства. Свое название он получил благодаря тому, что в нем соединились изображения крестов трех стран, объединившихся под властью одного правителя – королевства Англии и Уэльса, королевства Шотландии и королевства Ирландии (хотя с 1921 года лишь Северная Ирландия является частью Соединенного Королевства) Флаг содержит в себе три геральдических креста: Крест святого Георгия, покровителя Англии с 1270 года – красный крест на белом поле, после прихода к власти Якова I в 1606 году он был объединен с крестом святого Андрея. Крест святого Андрея, покровителя Шотландии – белый крест на синем поле. Крест святого Патрика, патрона Ирландии – диагональный красный крест на белом поле. Последний был совмещен с объединенным флагом святого Георгия и святого Андрея после Акта об унии Ирландии с Англией (и Уэльсом) и Шотландией, заключенной 1 января 1801 года, и окончательно сформировал флаг в том виде, в котором тот существует по сей день. Дракон Уэльса не появился на Объединенном флаге. Причина заключается в том, что в 1606 году, когда создавался первый флаг, Уэльс уже был объединен с Англией и более не был отдельным королевством. Объединенный флаг был изначально королевским флагом. Когда в 1801 году он принял свой современный облик, по указу флаг должен был развеваться над всеми королевскими крепостями и замками, но не над другими зданиями. Сегодня он реет над Букигемским дворцом, Виндзорским замком и Сандригэм, когда королева находится в отъезде (…) …Объединенный флаг поднимается на правительственных зданиях по случаю дня рождения кого-либо из членов королевской семьи, Дня Содружества, коронации, дня памяти погибших и в дни открытия и роспуска на перерыв Парламента. Появление выражения «Юнион Джек» возможно относится к времени правления королевы Анны (1702-1714), однако достоверно это не установлено. Скорее всего, это слово происходит от «jack-et» - кожаной куртки английских или шотландских солдат, или возможно от имени Якова I (James I), при котором образовался первый союз в 1603 году. По другой версии происхождение названия флага связано с распоряжением Карла II размещать флаг лишь на судах Королевского флота в качестве гюйса, маленького флага на бушприте; термин «jack» означает также «маленький».
Цитируется по материалам официального королевского сайта Великобритании - http://www.royal.gov.uk/MonarchUK/Symbols/UnionJack.aspx
|
даты
Конвертация дат материалы О календарях
|