Календарь


Смерть Самозванца. Гравюра. Начало 1870-х гг.

1606 год. 27 мая (17 мая ст.ст.) в Москве был свергнут и убит Лжедмитрий I – самозванец Григорий Отрепьев.

«Отрепьев, воображая, что он уже совершенно утвердился на престоле, дал полную волю своим страстям, как то: любострастию, пьянству и прочим порокам; крайне стал иметь пренебрежение к преданиям Греческой церкви; терские же и волжские казаки, в числе 4000 человек, несказанные чинили неистовства в пределах астраханских. 1606 года мая 8 числа, в четверток во время вечерни, накануне Св. чудотворца Николая в Московском Успенском соборе сочетался браком с Маринкою, польского воеводы сендомирского дочерью, в субботу же 17 мая, поутру на рассвете, вся Москва пришла в движение, увидев, что князь Василий Иоаннович Шуйский, предприняв истребить сего злодея, сам предводительствовал народом, который, разрубая во дворце двери, вламливается во оный; и в сей же погибельный час Отрепьев бросается из окна Царских палат, высотою от земли не менее шести аршин, и от сего падения разбил себе голову и переломил ногу; стрельцы приносят его опять в Царские покои, где находившиеся князь Василий Иоаннович Шуйский с прочими боярами учинили ему допрос. Самозванец признался, что он не есть сын царский, но обманщик, и Шуйский застрелил его из пистолета своею рукою. Хотя многие почитали его подлинным Димитрием, но государем, недостойным престола. И таким образом погиб сей злодей, причинивший бесчисленные бедствия в России. Самозванец Гришка Отрепьев, бывший прежде монахом и диаконом, как выше сего сказано, 17 мая 1606 года, в девятый день после его свадьбы, владел 11 месяцев без трех дней. Тело его три дня лежало в Кремле на площади для зрения народу; наконец труп его отвезен был в Убогий дом и по нескольких днях перевезен на Серпуховскую дорогу, и на место, называемое Котлы, отстоящее от Москвы в семи верстах, оной был сожжен, и пепел его развеян; жена его Маринка отпущена была после того в Польшу».
Цитируется по: Филиповский Ефрем. Краткое историческое и хронологическое описание жизни и деяний великих князей российских. В 3 т. Т. 2. — М., 1807. С.180-181

Лжедмитрий I. Гравюра резцом. 1-я половина 1800-х гг

Карл Вениг. Последние минуты Дмитрия Самозванца. 1879
«17 Маия, в четвертом часу дня, прекраснейшего из весенних, восходящее солнце осветило ужасную тревогу столицы: ударили в колокол сперва у Св. Илии, близ двора гостиного, и в одно время загремел набат в целой Москве, и жители устремились из домов на Красную площадь с копьями, мечами, самопалами, Дворяне, Дети Боярские, стрельцы, люди приказные и торговые, граждане и чернь. Там, близ лобного места, сидели Бояре на конях, в шлемах и латах, в полных доспехах, и представляя в лице своем отечество, ждали народа. Стеклося бесчисленное множество людей, и ворота Спасские растворились: Князь Василий Шуйский, держа в одной руке меч, в другой Распятие въехал в Кремль, сошел с коня, в храме Успения приложился к святой иконе Владимирской и, воскликнув к тысячам: "во имя Божие идите на злого еретика!" указал им дворец, куда с грозным шумом и криком уже неслися толпы, но где еще Царствовала глубокая тишина! Пробужденный звуком набата, Лжедимитрий в удивлении встает с ложа, спешит одеться, спрашивает о причине тревоги: ему ответствуют, что, вероятно, горит Москва; но он слышит свирепый вопль народа, видит в окно лес копий и блистание мечей; зовет Басманова, ночевавшего во дворце, и велит ему узнать предлог мятежа. Сей Боярин, духа твердого, мог быть предателем, но только однажды: изменив Государю законному, уже стыдился изменить Самозванцу и, тщетно желав образумить, спасли легкомысленного, желал по крайней мере не разлучаться с ним в опасности. Басманов встретил толпу уже в сенях: на вопрос его, куда она стремится? в несколько голосов кричат: "веди нас к Самозванцу! выдай нам своего бродягу!" Басманов кинулся назад, захлопнул двери, велел телохранителям не пускать мятежников и, в отчаянии прибежав к расстриге, сказал ему: "Все кончилось! Москва бунтует; хотят головы твоей: спасайся! Ты мне не верил!" Вслед за ним ворвался в Царские покои один Дворянин безоружный, с голыми руками, требуя, чтобы мнимый сын Иоаннов шел к народу, дать отчет в своих беззакониях: Басманов рассек ему голову мечом. Сам Лжедимитрий, изъявляя смелость, выхватил бердыш у телохранителя Шварцгофа, растворил дверь в сени и, грозя народу, кричал: "Я вам не Годунов!" Ответом были выстрелы, и Немцы снова заперли дверь; но их было только 50 человек, и еще, во внутренних комнатах дворца, 20 или 30 Поляков, слуг и музыкантов: иных защитников, в сей грозный час, не имел тот, кому накануне повиновались миллионы! Но Лжедимитрий имел еще друга: не находя возможности противиться силе силою, в ту минуту, когда народ отбивал двери, Басманов вторично вышел к нему - увидел Бояр в толпе, и между ими самых ближних людей расстригиных: Князей Голицыных, Михайла Салтыкова, старых и новых изменников; хотел их усовестить; говорил об ужасе бунта, вероломства, безначалия; убеждал их одуматься; ручался за милость Царя. Но ему не дали говорить много: Михайло Татищев, им спасенный от ссылки, завопил: "злодей! иди в ад вместе с твоим Царем!" и ножом ударил его в сердце. Басманов испустил дух, и мертвый был сброшен с крыльца... судьба достойная изменника и ревностного слуги злодейства, но жалостная для человека, который мог и не захотел быть честию России!»
Цитируется по: Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2006. С.908-909.

История в лицах


Александр Гонсевский и Николай Олесницкий, польские послы, сообщение «Об умерщвлении Московского государя Димитрия»:
По прибытии нашем в Москву мы по многим признакам видели, что жизнь Димитрия находится в большой опасности и, через кого только могли, наводили его на мысль о предосторожности. Так не раз мы говорили об этом с Сендомирским воеводой, который, в свою очередь, часто имел с ним разговор об этом. Предостерегали его и многие другие из нашего народа. Он не только не принимал этого с благодарностию, а напротив, обижался этим, и хотя сам знал об этих опасностях лучше, чем мы, но заботливо старался скрыть это от нас с тем, чтобы его королевская милость и Речь Посполитая не узнали об его домашнем неустройстве, а жизнь свою он думал тем обезопасить, что держал при себе 300 алебардников немцев; но некоторые из думных бояр приказали именем государя (о чем он ничего не знал) одним из этих алебардников вечером в пятницу, а другим утром в субботу разойтись по домам и оставили на страже не больше 30 человек. Алебардники, ничего не зная, охотно так сделали, оставив перед государевой комнатой только 30 алебардников, а из нашего народа было там лишь несколько малолетних прислужников и некоторое число музыкантов. В субботу утром Димитрий вышел в чамаре, из своих комнат на крыльцо и, увидев Афанасия Власьева и нашего пристава князя Григория Волконского, спрашивал последнего, что мы — послы — говорили. Наш пристав, который, должно быть, ничего не знал о том, что готовилось, дал ему ответ и сейчас же ушел от него с верху, а между тем думные бояре сходились, договорившись уже наперед убить государя. В то же время ворвалось в крепостные ворота до 200 человек московских бояр и дворян, вовлеченных в заговор, и ударили в колокол, называемый набат, в который обыкновенно звонят при всяком смятении. Димитрий, услышав звон, спросил князя Димитрия Шуйского, зачем звонят? Он ответил, что по случаю пожара. А между тем, когда ударили в колокол, то часть народа, вовлеченная в заговор, стала кричать другим, которые этого не знали, что паны режут думных бояр, т. е. что поляки и литва бьют московских сенаторов. И так, ударив во все колокола, сколько их было в Москве, бежали с великим криком к крепости, будто бы на защиту бояр, кто с чем мог — с рогатинами, ружьями, секирами, и пока чернь вбегала в крепость, князь Василий Шуйский с другими боярами вел дворян брать приступом покои государя и в пространной речи убеждал их оканчивать начатое, иначе, если они не убьют этого вора Гришку Отрепьева (так он называл его), то тот прикажет поснимать им самим головы. И так, с великим криком и силою все валили в государевы покои. Вышеупомянутые 30 немцев загородили было дорогу алебардами, но когда в них несколько раз выстрелили, то они бросили прочь алебарды. Петра Богдана [Басманова] и несколько других русских, защищавших Димитрия, убили. Димитрий, одевшись в обычную свою одежду, стал уходить от насилия и выскочил из окна вниз с большой высоты. Когда он уходил, то один русский, догонявший его, ранил его саблей в ногу, притом Димитрий сильно убился [когда выскакивал из окна]. К нему прибежало несколько десятков стрельцов; они подняли его с земли, облили водой и ввели на каменный фундамент, на котором стоял деревянный дом Бориса Годунова, разрушенный по приказанию Димитрия. Бояре и дворяне кинулись сюда к Димитрию. Он стал просить стрельцов, чтобы они защищали его. Стрельцы стали стрелять в бояр и поразили несколько дворян, так что все подались назад. Дворяне закричали: «Пойдем все в город, к стрелецким домам и вырежем всех их жен и детей». Стрельцы, смущенные этим, опустили ружья вниз. Видно, так угодно было Богу, не хотевшему долее терпеть гордости и надменности этого Димитрия, который не признавал себе равным ни одного государя в мире и почти равнял себя Богу. Бояре и дворяне, приблизившись к нему, стали его попрекать, что он не действительный Димитрий, а Гришка Отрепьев. Он ссылался на мать. На эти слова князь Голицын сказал от имени матери, что она сознается и говорит, что он не ее сын, что ее сын Димитрий действительно убит и тело его лежит в Угличе. Во время этих разговоров, боярский сын Григорий, протискавшись через толпу, [окружавшую Димитрия] выстрелил из-под армяка и убил Димитрия. Стрельцы разбежались, а [другие] русские кинулись рубить его тело. Потом приказали тащить его за ноги к воротам, подле которых при церкви жила старая царица — жена покойного князя Ивана Васильевича, которую Димитрий признавал или называл своею матерью. Русские спросили ее: ее ли он сын. Она будто бы так ответила: «Нужно было спрашивать меня об этом, когда он был жив, а теперь, так как вы его убили, то он уже не мой сын». Русские выволокли его за ворота, положили нагого посреди площади, а подле него у ног — Петра Басманова, и так они лежали три дня. Потом Басманова похоронили подле его предков при церкви, а Димитрия в поле за стрелецким посадом, но после вырыли и сожгли в поле, подле дороги, которою он въехал на государство.
Русская Историческая Библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. Т. 1. — СПб., 1872.


Мир в это время


    В 1606 году в Англии был утвержден Юнион Джек (Union Jack) – национальный флаг Великобритании, объединивший флаги Англии и Шотландии.
     
    Флаг Великобритании, принятый 12 апреля 1606 года

    «Юнион Джек является национальным флагом Соединенного Королевства. Свое название он получил благодаря тому, что в нем соединились изображения крестов трех стран, объединившихся под властью одного правителя – королевства Англии и Уэльса, королевства Шотландии и королевства Ирландии (хотя с 1921 года лишь Северная Ирландия является частью Соединенного Королевства)

    Флаг содержит в себе три геральдических креста:
     





    Крест святого Георгия, покровителя Англии с 1270 года – красный крест на белом поле, после прихода к власти Якова I в 1606 году он был объединен с крестом святого Андрея.

    Крест святого Андрея, покровителя Шотландии – белый крест на синем поле.

    Крест святого Патрика, патрона Ирландии – диагональный красный крест на белом поле.

    Последний был совмещен с объединенным флагом святого Георгия и святого Андрея после Акта об унии Ирландии с Англией (и Уэльсом) и Шотландией, заключенной 1 января 1801 года, и окончательно сформировал флаг в том виде, в котором тот существует по сей день.

    Дракон Уэльса не появился на Объединенном флаге. Причина заключается в том, что в 1606 году, когда создавался первый флаг, Уэльс уже был объединен с Англией и более не был отдельным королевством.
     

    Объединенный флаг был изначально королевским флагом. Когда в 1801 году он принял свой современный облик, по указу флаг должен был развеваться над всеми королевскими крепостями и замками, но не над другими зданиями.

    Сегодня он реет над Букигемским дворцом, Виндзорским замком и Сандригэм, когда королева находится в отъезде (…)

    …Объединенный флаг поднимается на правительственных зданиях по случаю дня рождения кого-либо из членов королевской семьи, Дня Содружества, коронации, дня памяти погибших и в дни открытия и роспуска на перерыв Парламента.

    Появление выражения «Юнион Джек» возможно относится к времени правления королевы Анны (1702-1714), однако достоверно это не установлено. Скорее всего, это слово происходит от «jack-et» - кожаной куртки английских или шотландских солдат, или возможно от имени Якова I (James I), при котором образовался первый союз в 1603 году. По другой версии происхождение названия флага связано с распоряжением Карла II размещать флаг лишь на судах Королевского флота в качестве гюйса, маленького флага на бушприте; термин «jack» означает также «маленький».

    Цитируется по материалам официального королевского сайта Великобритании - http://www.royal.gov.uk/MonarchUK/Symbols/UnionJack.aspx
даты

Июль 2024  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"