Календарь


Великий Сибирский путь, открытка 1907 года

1891 год. 31 мая (19 мая ст.ст.) в 10 часов утра в районе Куперовской Пади города Владивостока был проведена церемония торжественной закладки Транссибирской железной дороги и совершен молебен по этому случаю, с участием наследника престола Российской империи цесаревича Николая Александровича (будущий император Николай II).

«1891 год стал стартовым в судьбе Транссиба. В феврале кабинет министров принял решение одновременно начинать работы с противоположных концов — от Владивостока и Челябинска. Их разделяло расстояние более чем в восемь тысяч километров. Надо добавить: сибирских километров, когда в одну версту по трудоемкости работ могли уложиться десятки и сотни верст. “Глаза боятся, а руки делают” — сюда и эта поговорка не годилась: объять глазами эти неисчислимые дали, чтобы испугаться, объять их даже представлением было невозможно. Ступали в неизведанность и неизвестность.

Началу работ, первым шагам в постройке Сибирской дороги император Александр III пожелал придать смысл и ореол чрезвычайного события. Никогда еще в истории России не принимались за столь громоздкое, дорогое и великое дело, которое включало в себя одновременно и прокладку пути, и переселение из западных областей в восточные на свежие земли миллионов людей. Никогда еще Россия не приходила в столь энтузиастическое движение, обещавшее и выгоды, и подъем национального духа. Если этого не случилось, по крайней мере не случилось подъема национального духа, то лишь оттого, что и внутренние, и внешние силы вскорости втолкнули Россию в полосу исторических несчастий, которых тогда или нельзя было ожидать, или они не казались неизбежными.

17 марта того же 1891-го последовал, как тогда выражались, с высоты престола рескрипт на имя наследного цесаревича Николая Александровича, прибывающего во Владивосток после морского путешествия по восточным странам. В рескрипте торжественно провозглашалось:

Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей (целью) соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений. Я поручаю Вам объявить таковую волю мою, по вступлении вновь на русскую землю, после обозрения иноземных стран Востока. Вместе с тем возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки разрешенного к сооружению, за счет казны и непосредственным распоряжением правительства, Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути”.

Император Александр III, царь-миротворец. Августейший основатель Великого Сибирского пути
19 марта цесаревич Николай Александрович отвез первую тачку земли на полотно будущей дороги и заложил первый камень в здание Владивос­токского железнодорожного вокзала. Фигурально говоря, поезд тронулся, хотя до отправления реального поезда было еще далеко. Известие о начале строительства сквозной железной магистрали через Сибирь громогласно прозвучало по всему миру. Наше внутреннее дело вести по своей территории дорогу затрагивало интересы многих держав. Никто не желал усиления России; втуне лежащая земля, пустынная и непроходимая, недоступность природных богатств, связанная по рукам и ногам инициатива сибирского общества как нельзя более устраивали всех, кто торопливо заканчивал разделение мира на сферы влияния и не хотел лишнего соперничества. Интересы Англии как морской державы и одной из победительниц в Севастопольской кампании страдали оттого, что неостановимым делалось продвижение России к Мировому океану, и результаты Крымской войны уже не в состоянии были этому помешать. Япония считала Японское море, а также Корею и Китай сферой своих интересов, и вплотную приблизившаяся к ним Россия вызывала у островной страны крайнее раздражение. Подле Китая “паслись”, кроме того, пользуясь его слабостью, и Германия, и Франция, и Америка. В Америке, где от океана к океану проложены были к этому времени уже четыре железнодорожных магистрали, с восхищением отзывались о “фантастическом”, как повторялось там, проекте Транссиба, американцы, как народ предприимчивый и авантюрный, не могли сдержать восторга перед грандиозной задачей, однако политиков США не могла не тревожить Россия, в которой кровь начинает пульсировать по всему ее богатырскому телу. Японская война, а затем и послереволюционные события (после 1917 года) подтвердили эту общую нелюбовь к России и желание поживиться ее лакомыми кусками на севере и востоке (…)

От Владивостока повели пути в сторону Хабаровска сразу же после освящения строительства в присутствии наследника престола. А через год состоялась торжественная церемония начала встречного движения от Челя­бинска».
Цитируется по: Распутин В.Г. Сибирь, Сибирь… М.:Молодая гвардия, 1991

Карта района Уссурийской линии и прилегающих мест, 1903 год
«Наконец наступил торжественный день - 19 мая, воскресенье. С раннего утра горожане поспешили за город к месту закладки земляных работ. Здесь был уже сооружен специальный павильон. По левую сторону от него устроена небольшая платформа, у которой стояли локомотив и вагон, украшенные флагами и зеленью. В 10 часов прибыли наследник престола, сопровождавший его и поездке греческий принц Георг, приамурский генерал-губернатор барон А. Корф, губернатор Приморской области генерал- майор П. Унтербергер, командир порта контр-адмирал П. Николаев, комендант крепости генерал-майор Ю. Аккерман, начальник эскадры вице-адмирал П. Назимов, начальник штаба Приамурского военного округа генерал-майор Л. Юнаков, лейб-гвардии 2-й артиллерийской бригады генерал-майор Д. Арсеньев, начальник Окружного инженерного управления генерал-майор К. Геммельман, начальник войск на о. Сахалин генерал-майор В. Конопович. Наследник и сопровождающие его лица были встречены салютом батарей крепости и эскадры. У павильона были подготовлены тачка и лопата. Николай Александрович "собственноручно наложил землю и отвез ее на полотно будущей дороги. Затем они заняли места в вагоне, и поезд медленно двинулся к городу. По свежей насыпи он двигался медленно и тысячи людей шли рядом. По прибытии в город к строящемуся вокзалу Николай Александрович заложил в камень серебряную доску, свидетельствовавшую о том, что 19 мая 1891 г. началось сооружение Великого Сибирского пути".

Сооружение крупнейшей в мире стальной магистрали стало свидетельством высочайшего уровня инженерной подготовки, смелости, находчивости и мужества изыскателей и строителей. Оно означало качественно новый этап в экономическом развитии Сибири и Дальнего Востока, способствовало укреплению государства, создало новые возможности для защиты национальных интересов России».
Цитируется по: А.Сенин. «Русскую землю свяжет железный путь…». Предыстория Великого Сибирского Пути. Инженер, № 9, 2001 год

Участки Транссибирской железнодорожной магистрали

История в лицах


Николай Гарин-Михайловский, инженер, письмо в газету «Сибирский Вестник»:
М.г., г. редактор!

В N 67, от 14 июня 1891 г., вашей уважаемой газеты помещена передовая статья о предполагаемом направлении Сибирской магистрали. Во избежание недоразумений спешу изложить вам обстоятельства дела. Вопрос о направлении не предрешен еще. Мною будут сделаны два направления: на Томск и в обход его, согласно данным мне инструкциям. Выбор направления определяется общегосударственными целями, местными экономическими данными и техническими условиями проводимой линии. Задача инженера по предрешенным уже двум первым данностям - правильно осветить техническую сторону дела. Задача это чисто техническая, ничего не предрешающая. Претензий к инженерам в случае того или другого решения вопроса быть не может, так как такого рода дела и не могут быть и не составляют в действительности сферу их компетенции. Решаются такие вопросы правительством, государственными людьми, общественным мнением, печатью, а инженеры являются только скромными исполнителями технической стороны дела. Предъявлять к ним претензию - это только добровольно вводить себя в заблуждение.

Что касается причины, побудившей меня избрать Колывань, а не Томск сосредоточием нашей изыскательской деятельности, то она заключается в том, что в Колывани несравненно дешевле рабочие, подводы, а также жизнь, что при скромных, временных притом, окладах служащих составляет весьма существенную разницу.

Результаты изысканий, если бы редакция пожелала, с надлежащего разрешения, я с удовольствием сообщу ей.

Примите уверение в моем к вам, Милостивый Государь, истинном уважении, начальник 5-й партии Западно-Сибирских изысканий, инженер Михайловский 2-й.

Колывань, 19 июня 1891 г.
Цитируется по: Михайловский-2й. К вопросу о направлении Сибирской железной дороги: (Письмо в редакцию) // Сибирский Вестник. №78, 12 июля 1891 года. С.3.


Мир в это время


    В 1891 году в Швеции состоялось открытие музея «Скансен» - первого этнографического музея-заповедника под открытым небом.

    Карта современного путеводителя музея «Скансен»

    «Скансен – первый в мире музей под открытым небом, представляющий всю Швецию в миниатюре. Здесь можно пройтись от саамского стана на севере до усадьбы, типичной для провинции Сконе на юге.

    Скансен был основан в 1891 году исследователем и этнографом Артуром Хазелиусом и быстро завоевал большую популярность. Здесь представлена вся Швеция, т.к. на территории Скансена собрано более 160 домов и усадеб разных эпох со всех концов страны. Здесь же представлены разнообразные животные, как домашние, так и дикие представители шведской фауны. Здесь можно погулять по красивому парку, вкусно поесть, а летом и потанцевать, послушать концерт, увидеть ремесленников за работой и купить высококачественные товары в многочисленных сувенирных магазинчиках и мастерских. Скансен открыт во все дни года, кроме кануна Рождества».
     
    Артур Хазелиус, основатель «Скансена». Источник - Emil Hildebrand, «Sveriges historia intill tjugonde seklet», 1910.

    «Создание Скансена.

    Артур Хазелиус родился в Стокгольме в 1833 году и скончался в Скансене в 1901. Основав Скансен в 1891 году, он создал первый в мире музей под открытым небом. При создании Скансена Хазелиусом двигали романтические идеи и дух патриотизма, присущие второй половине 19 века. Артур Хазелиус учился в Упсальском Университете, где написал докторскую диссертацию по скандинавским языкам. Он часто отправлялся в долгие пешие прогулки по сельской местности и мог собственными глазами наблюдать перемены, происходившие в жизни традиционного общества Швеции.

    В начале 70-х годов 19 века три миллиона человек из четырехмиллионного населения в Швеции все еще жили в сельской местности. Однако жизнь страны сильно изменилась. Значительно уменьшилось количество независимых фермеров, росло число безземельных. Земельные реформы привели к гибели традиционного сельского общества, изменили образ жизни деревни, ее облик. Сельское хозяйство стало механизированным, индустриализация покончила с ремеслами, а новые средства сообщения открыли более эффективные способы распределения товаров.

    Лишившиеся земли фермеры оставляли свои дома, чтобы искать работу на железных дорогах, на верфях, фабриках и лесопилках северной Швеции. Развитие Швеции шло в духе урбанизации. Неурожай в конце 60-ых заставил более чем 100 тысяч шведов эмигрировать в Америку. Эмиграция достигла своего пика в 80-ых, когда 325 тысяч Шведов отправились в Америку и еще 52 тысячи в другие страны.

    Хазелиус понимал, что шведское общество изменяется. Он начал собирать одежду, домашнюю посуду, мебель и инструменты – предметы прежней культуры сельского хозяйства, всё, что было необходимо сохранить для потомства.

    В 1873 году Хазелиус открыл свой первый музей, скандинавскую Этнографическую Коллекцию, в Стокгольме. Музей представлял собой интерьер традиционного жилища, обставленного подлинными предметами, и куклами в человеческий рост, наряженными в народный костюм. На международной выставке в Париже в 1878 году Хазелиус представил свои разработки в области выставочной деятельности мировой общественности и был награжден золотой медалью.

    Успех в Париже и всё увеличивающиеся коллекции в Стокгольме заставили Хазелиуса в 1880 году изменить название музея на Nordiska Museet (Скандинавский музей). Позднее Хазелиус с гордостью отмечал, что «Скандинавский музей можно считать собственностью всех шведских людей”. Связи, которые приобрел Хазелиус по всей стране, привели к быстрому росту числа экспонатов. Возникла острая потребность в большем помещении, и в 1882 году, Хазелиусу удалось убедить правительство передать ему участок земли на Djurgården. Строительство здания было начато в 1888 году, но лишь в 1907 году, спустя шесть лет после смерти Хазелиуса, новый Скандинавский музей был открыт для посетителей.

    Но традиционные выставки и залы музея не могли соответствовали тем задачам, которые ставил перед собой Хазелиус.. Он хотел раскрыть показать историческую среду в целом – здания, живущих в них людей, которые носили бы костюмы той эпохи, домашних животных в естественной среде обитания.

    Открытка с видом Скансена, 1900 год

    Хазелиус, вероятно, давно вынашивал идею открытого музея, но с приобретением так называемого дома Моры в Даларне в 1885 году его планы приняли реальное основание. В 1891 году он смог приобрести первый участок земли в Скансене. По его собственным словам: “Отсюда взяли начало мои мысли об основании музея, который не был бы похож на все существующие и существовавшие до этого - музей по открытым небом, посвященный фольклору и истории человеческой цивилизации ”.

    11 октября 1891 года Скансен был открыт для посетителей, дом Моры стал первым зданием музея. Первые годы существования Скансен занимал площадь менее 30 тысяч кв. метров. В 1892 году Хазелиус приобрел башню Бредаблик с прилегающим к ней парком, что шестикратно увеличило площадь Хансена. Еще несколько земельных приобретений увеличили Скансен практически до современных размеров - приблизительно до 300 тысяч кв. метров».
    Цитируется по материалам официального сайта музея «Скансен» - http://www.skansen.se
даты

Апрель 2024  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"