Календарь


К. Лебежко. Суворов обучает солдат.

1773 год. 28 июня (17 июня ст.ст.) русскими войсками была взята крепость Туртукай.

Генерал-майор Александр Суворов дважды провел блестящую операция по взятию крепости, при этом первый раз – 21 мая 1773 года – самовольно, за что был предан суду. Однако императрица Екатерина II наложила резолюцию на приговор – «Победителей не судят». За второе взятие Туртукая Суворов был награжден орденом святого Георгия II степени.

«Еще во время борьбы с конфедератами разгорелась война с Турцией. Она шла пять лет — с 1769 по 1774 г. Первый год мы вели себя бесцветно, робко. Но в 1770 г. Румянцев победами у Ларги и Кагула почти полностью сокрушил сухопутные силы Турции, а в Чесменском бою мы разбили ее флот. Затем 1772-й и часть 1773 г. прошли в бесплодных переговорах, и пришлось снова взяться за оружие, вызвав из Польши и Суворова с назначением его начальником войск, дислоцированных у Негоештского монастыря (против крепости Туртукай), для связи дивизии Салтыкова (начальника Суворова) с Потемкиным.

Дабы перейти Дунай неожиданно, Румянцев решил мелкими нападениями приучить турок к тревоге. Первое нападение указано было сделать Суворову на Туртукай. У Суворова было всего 500 пехотинцев, в Туртукае — 4-тысячный гарнизон. Он просил усиления, ему отказали. Разведав силы противника, Суворов отдал приказ, где, в частности, говорилось: «Турецкие набеги отбивать наступательно. Подробности зависят от обстоятельств, разума и искусства, храбрости и твердости командующих».

В полночь 9 мая суворовцы сели в лодки, а в четыре часа ночи все было закончено: турки бежали, потеряв шесть знамен, 16 орудий, 30 судов, 21 лодку и более 1 тысячи убитыми и ранеными. Мы потеряли 88 человек. Суворов дважды был в опасности: разорвало турецкую пушку, осколком которой его ранило в ногу; и наскочил на него янычар.

«Слава Богу, слава вам, Туртукай взят, и я там», — писал Суворов Салтыкову, причем получалась игра слов: Ятам — название селения у Туртукая.

Бой у Туртукая замечателен еще и тем, что Суворов внес новые начала в действия войск. Несмотря на малое их число, он выстраивает две колонны и организует поддержку, а колонны прикрывает стрелками. Такое построение было тогда совершенно новым, и его стали применять шире лишь, через 50 лет после Суворова.

4 июня Суворов, больной лихорадкой, получил приказ Румянцева вторично идти на Туртукай, где 4 тысячи турок снова сильно укрепились. Как Суворов ни был слаб, он все же решил снова овладеть Туртукаем и в ночь с 16 на 17 июня произвел нападение. Всего у него было до 3 тысяч воинов, в том числе 680 солдат, едва обученных. Приказ был очень прост, в нем сказано: «Командиры частей и колонны ни о чем не докладывают, а действуют сами собой с поспешностью и благоразумием». К рассвету турки были обращены в бегство и, преследуемые пять верст, оставили 14 орудий, 35 судов, продовольствие, 600–800 убитых. Мы потеряли 102 человека.

В самом бою Суворов явил образец силы воли: истощенный лихорадкой, он передвигается с помощью двух человек, а для повторения приказаний — при нем особый офицер. Однако под конец боя Суворов все же сел на коня.

Что касается тактики, оба боя у Туртукая — образцы наступательной переправы».


Цитируется по: История русской армии от зарождения Руси до войны 1812 г. — СПб.: Полигон, 2003. С.356-358


К.К. Штейбен. Портрет А.В.Суворова. 1840-е годы
В первых числах месяца мая 1773 года прибыл Суворов в Яссы, где тогда была главная квартира генерал-фельдмаршала графа Румянцева, к которому он явился. На третий день отправился в Валахию к корпусу, который под командою генерал-поручика графа Салтыкова стоял лагерем под Журжею. Осмотря окрестности, на другой день поехал он к монастырю Нигоешти и принял там начальство над деташаментом, в котором были карабинерный и пехотный Астраханские полки, из коих последним командовал он за 10 лет до того, будучи полковником; сверх того четыре полковые пушки и до 100 человек Донских казаков, под командою храброго их начальника Сенюткина.

К оному же деташаменту принадлежало еще до 17 порожних лодок. Нигоешти лежит в 10 верстах от берега, против находящегося на другой стороне Дуная города Туртукая. По правую сего монастыря сторону течет впадающая в Дунай речка Артыш. Против устья ее на другой стороне поставил неприятель большие свои пушки, которые, защищая оное, могли выстрелами своими доставать вокруг на некоторое расстояние лежащего по сю сторону поля. Войска наши разными отрядами неоднократно покушались к сему месту, но не могли удержаться на оном и принужденны были отступить назад.

Дунай имеет в сем месте не больше 1000 шагов в ширину и весьма крутые берега. Намерение Суворова клонилось к тому, чтобы посадить на каждую из 17 лодок по 20 или 30 человек, снабдить их всем нужным и на другой стороне учинить нападение внезапно. Предприятие cиe произведено в действо с возможною скоростию. Споспешествуя оному, отобрал он несколько человек солдат и приказал поручику Палкину приучать их к гребле. Лодки сии должно было около семи верст вниз к тому месту на берегу Дуная, которое было способнее для переправы, везть быками на телегах таким образом, чтобы неприятель того не приметил.

Когда было все изготовлено, то, пользуясь ночною темнотою, выступил в поход сей корпус, который состоял из 4 рот пехоты, одного карабинерного полка и 100 человек казаков; вооруженные лодки плыли вниз по Артышу, а телеги ехали близ берега по закрытой кустарником лощине.

Когда прибыли они до назначенного места, то Суворов, вознамерясь дожидаться тут следующей ночи, лег несколько отдохнуть недалеко от берега, одевшись плащом. Пред рассветом услышал он нечаянно, что около его кричат «Ала!», привставши, увидел нескольких турецких всадников, называемых Спаги, стремящихся с обнаженными саблями прямо на него. Едва имел он столько времени, чтобы сесть на лошадь и ускакать оттуда. Хотя Сенюткин тотчас ударил на них с своими казаками, но, несмотря на всю его храбрость, был турецкою конницею опрокидываем два раза, которая, однако, когда дошла до карабинерного полка, то двумя эскадронами, врубившимися в нее по приказанию Суворова, была напоследок опрокинута и от преследования нашими до самого Дуная спаслась на больших своих лодках, на которых торопливо переправилась обратно. Пехота наша, находясь в отдаленности, не была в сражении. Было в оном более 400 человек турков, из числа их убито 80 и несколько взято в полон; между пленными находился престарелый и сединами украшенный Бим-Баша.

Вот первый случай, при котором познакомился с турками Суворов, коего имя сделалось потом столь страшным для сего народа, и приобретенная тут над ними поверхность была предзнаменованием столь многих побед, одержанных им после того. Поелику движение наших войск сделалось известным для турков и Суворов лучше обозрел местоположение, то, переменя план своего действия, отослал телеги назад, а пехоте приказал в следующую ночь пуститься вниз по Артышу чрез устье оного прямо в Дунай. За пехотою следовали вплавь 100 карабинер с их полковником и Донские казаки. Весьма мало людей и лошадей потонуло при сем случае.

При жестоком неприятельском огне из пушек вышли наши войска на другой стороне Дуная на берег. Майору Ребоку приказано было овладеть редутом, который был на правой стороне и прикрывал турецкую флотилию. А подполковник Муринов должен был с ротою, построенною кареем, напасть на таковый же редут, находившийся влеве, и занять оный. Середняя часть войск под командою полковника Батурина нечаянно нашла впервые на один редут, в котором совсем не было неприятелей, и, скорыми шагами идучи вперед, дошла до шанцев. На дороге стояла большая пушка, из которой когда выстрелили, то разорвало ее на мелкие куски, отчего многих ранило и Суворов получил на правом берце сильную контузию. Поелику не должно было терять времени, то Суворов, лишь отдохнул от удара, прежде всех вскочил в амбразуру и, оттолкнув от себя бородатого янычара, который там находился, и приставив ружье к его груди, приказал своим солдатам следовать за собою. В то время как наши войска, вытесня турков, овладели шанцами, Суворов в нескольких стах шагах оттуда увидел одно возвышенное место, которое господствовало над всею страною и турками укреплено не было, и когда на всем бегу достигли до оного наши солдаты, то он закричал: «Стой!»

Конница и казаки гналися за бегущим неприятелем в темноте сколько можно было. Ребоку удалося овладеть флотилиею, а Муринову, по взятии редута, городом Туртукаем. Никому не позволено было выходить для грабежа особо, но Суворовым сделано такое заведение, чтобы в подобных случаях высылать из каждого капральства по 4 человека, которым и принадлежала вся полученная добыча. Суворов не пробыл и часа на вышеупомянутом возвышенном месте, где беспрестанно кричали «Ура!». Почти рассветать уже начинало, а две тысячи Запорожских казаков, которых обещал прислать на лодках стоявший против Силистрии генерал-поручик Потемкин (тот самый, который после того был князем), приехали не тотчас, но спустя уже полдня после сражения.

И так по данному сигналу войска наши пошли обратно к берегу, сели в свои лодки и на взятые у турков суда; шесть метальных пушек, которые отняли у неприятеля, взяли с собою, а восемь тяжелых орудий, коих за скоростию не могли поставить на суда, затопили в Дунае. Туртукай объят был пламенем, и около 10 часов подорвало большой пороховой магазин, отчего треск был слышен почти за 60 верст.

Суворов рапортовал тотчас генерал-фельдмаршалу графу Румянцеву о одержанной им победе. Донесение его написано столь особливым и лаконическим образом, что достойно быть предано потомству. Состоит оно в двух следующих стихах:

Слава Богу, слава вам; -
Туртукай взят, Суворов там.
Цитируется по: Антинг И.Ф. Жизнь и военныя деяния генералиссимуса, князя Италийскаго графа Суворова Рымникскаго: С виньетами и планами: В 3 ч.: Ч. 1. СПб.: Тип. Гос. медицинской коллегии, 1799. С.108-115

История в лицах


А.В.Суворов, письмо И. П. Салтыкову от 14 июня 1773 года об улучшении состояния здоровья и намерении начать поиск на Туртукай:
м. Негоешти
Мне немного лутче. Хочу начать попытку в завтрашнюю ночь. Ежели бог благословит доброй успех, не повелите ли с судами и людьми, оставя немного в Нигоешти, поднятца к Журжеву? Команды г. Потемкина есть здесь полк карабинерной Астраханской, не пришлете ли ему тако ж опять быть к вашему сиятельству. Только не стоит труда, он 300 человек, а там сотня-другая арнаут.

Остаюсь с совершенным почтением. Милостивый государь, вашего сиятельства покорнейший слуга

Александр Суворов

Мир в это время


    В 1773 году в Великобритании выходит «Чайный закон» предоставлявший Ост-Индской компании льготы на торговлю чаем в североамериканских колониях. Это ущемляло интересы торговцев чаем в Новом Свете и лишний раз подчеркивало зависимость колоний от метрополии. В декабре 1773 года активисты организации «Сыны свободы» пробирается на три британских торговых судна и выбрасывает за борт около 45 тонн чая. В историю этот эпизод вошел под названием «Бостонского чаепития».

    Натаниэль Кюрье. Уничтожения груза чая в Бостонской гавани. Литография 1846 года.


    «Поселения англичан в Северной Америке состояли прежде всего из ссыльных и диссидентов, которых религиозные гонения нередко побуждали искать убежища за Атлантическим океаном, и, наконец, из колонистов, привлеченных возможностью приобрести большие земельные владения. Плодоносные земли Нового Света были заняты племенами краснокожих индейцев; но они, еще не знавшие огнестрельного оружия, не могли выдержать борьбы с европейцами и постепенно отступали все дальше на Запад. Таким образом в течение XVII века английские колонии заняли восточное побережье Северной Америки. Северная часть этих колоний (Новая Англия), по преимуществу населенная английскими и шотландскими пуританами, которые вместе со строгими нравами принесли сюда мечту о свободе и равенстве, стремилась к республиканскому устройству. Главным занятием в этих провинциях стало выращивание зерна, а на юге, где поселились многие английские аристократы, начали процветать плантации табака и хлопка. Так как недоставало рук для обработки плантаций и притом белые работники были дороги, то колонисты стати покупать негров из Африки.

    В.Д.Купер. Бостонское чаепитие. 1789 год.


    Первоначально колонисты пользовались полной свободой торговли, но мало-помалу правительство эту свободу ограничило, так что в XVIII веке они могли торговать исключительно с Англией. Это обстоятельство вызывало неудовольствие. К торговым притеснениям присоединились распри о налогах и пошлинах. Во время Семилетней войны Англия увеличила свои североамериканские колонии, завоевав Канаду, но вместе с тем ее государственный долг возрос до огромных сумм. Чтобы облегчить бремя долгов в самой Англии, парламент начал вводить в колониях косвенные налоги на гербовую бумагу, на привозные товары (сахар, кофе, чай, вино, шелковые изделия). Колонисты отказывали парламенту в праве налагать на них подати, так как в нем не было представителей от колоний. Спор этот продолжался несколько лет. Наконец дело дошло до открытого возмущения. Однажды в американский город Бостон прибыло три корабля с грузом чая, обложенного пошлиной. Молодые бостонцы, переодетые американскими индейцами, напали на эти корабли и выбросили в море весь груз. Английское правительство приказало запереть Бостонскую гавань и ввести в город войска. Тогда представители американских провинций, или штатов, собрались на конгресс в городе Филадельфии и постановили прекратить торговые сношения с Англией. Вслед за тем колонисты взялись за оружие. Так началась война за независимость Северной Америки».
    Цитируется по: Иловайский Д. И. Древняя история. Средние века. Новая история. М.: Современник, 1997
даты

Июнь 2025  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17

  • 18

  • 19

  • 20

  • 21

  • 22

  • 23

  • 24

  • 25

  • 26

  • 27

  • 28

  • 29

  • 30

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"