Календарь


Яков Турлыгин. Митрополит Филипп и Иван Грозный. Начало 19 века

1566 год. 25 июля митрополитом Московским и всея Руси становится Филипп, в миру - Федор Колычев.

Митрополит Филипп отважился выступить против расправы, учиняемой над людьми опричниками и обвинить царя Ивана IV в совершаемых им злодействах. За это Филипп был лишен сана митрополита, а в 1569 году был умерщвлен Малютой Скуратовым по указанию царя.

«Среди хладных волн Белого моря, на острове Соловецком, в пустыне дикой, но знаменитой в России святостию своих первых тружеников Савватия и Зосимы сиял добродетелями Игумен Филипп, сын Боярина Колычева, возненавидев суету мира в самых цветущих летах юности, и служа примером строгой жизни для Иноков-отшельников. Государь слышал о Филиппе: дарил его монастырю сосуды драгоценные, жемчуг, богатые ткани, земли, деревни; помогал ему деньгами в строении каменных церквей, пристаней, гостиниц, плотин: ибо сей Игумен был не только мудрым наставником братии, но и деятельным хозяином острова, дотоле дикого, неприступного: очистил леса, продолжил дороги, осушил болота каналами; завел оленей, домашний скот, рыбные ловли, соляные варницы; украсил, сколько мог, пустыню; смягчил суровость климата: сделал воздух благораствореннее. Бессмертный Сильвестр кончил дни свои в монастыре Соловецком, любимый, уважаемый Филиппом. Вероятно, что они вместе сетовали о перемене Иоаннова нрава; вероятно, что первый открывал Игумену свою душу, некогда блаженную исправлением юного Царя, устройством и счастием Царства: сии беседы могли приготовить Филиппа к великому его подвигу, хотя он, ревностию труженика удаленный на край вселенныя, и не мог ожидать такой славы. Никто без сомнения не мыслил об нем, кроме Иоанна: отвергнув Германа, Царь вздумал - мимо Святителей, мимо всех Архимандритов - возвести Филиппа на Митрополию, желая изъявить тем свое особенное уважение к Христианским добродетелям, и показать, что самые отдаленные пустыни не скрывают их от глаз его. Филипп, Царскою милостивою грамотою призываемый в Москву для совета духовного, отслужил Литургию, причастил всю братию, и со слезами выехал из своей любимой обители, как бы предчувствуя, что одно мертвое тело его туда возвратится. За три версты от Новагорода встретили смиренного Соловецкого Игумена все жители сей древней столицы с приветствием, с дарами и с молением, да ходатайствует за них пред троном: ибо носился слух, что Иоанн угрожает им гневом. Царь принял Филиппа с отменною честию, обедал, беседовал с ним дружелюбно, и наконец объявил, что ему быть Митрополитом. Пустынный Инок изумился, плакал, не хотел сей блестящей тягости; убеждал его не вверять бремени великого ладии малой. Царь был непреклонен. Тогда Филипп предложил условие; сказал Царю: "Повинуюся твоей воле; но умири же совесть мою: да не будет опричнины! да будет только единая Россия! ибо всякое разделенное Царство, по глаголу Всевышнего, запустеет. Не могу благословлять тебя искренно, видя скорбь отечества". Иоанн имел власть над собою: остановил движение гнева в сердце своем; ответствовал тихо: "Разве не знаешь, что мои хотят поглотить меня; что ближние готовят мне гибель?" и доказывал необходимость сего учреждения; но скоро выведенный из терпения смелыми возражениями старца, велел ему умолкнуть. Все думали, что Филипп, подобно Герману, будет удален с бесчестием: увидели проттивное. Иоанн на сей раз не хотел дать ему славы гонимого за добродетель: желал склонить его к безмолвию, явить слабым в глазах России, сделать как бы соучастником в новых правилах своего Царствования. Главные Пастыри церковные служили для того орудием. Повинуясь воле Иоанновой, они убеждали Филиппа принять сан Митрополита без всякого условия, думать единственно о благе Церкви, не гневить Государя дерзостию, но утолить гнев его и пременить в милосердие кротостию; доказывали, что мнимая твердость Филиппова в сем случае будет действием гордости, несогласной с духом истинного слуги Христова; что долг Святителя есть молиться и наставлять Царя единственно во спасении души, а не в делах Царства. Некоторые из Святителей внутренно одобряли Филиппову смелость, но сами не имели ее; другие - именно, Пимен Новогородский, Филофей Рязанский - искали мирской чести и раболепствовали страстям Иоанновым. Убеждения их поколебали Филиппа, не устрашенного Царским гневом, не ослепленного блеском Архипастырства, как доказало следствие, но, может быть, смятенного мыслию отвергнуть сей верховный сан действительно по внушению тайной гордости, по упрямству и недоверенности к Провидению, которое властвует над Царями и не дает им выступать за черту Его вышних уставов, без сомнения мудрых, хотя и неизъяснимых для ума человеческого. Филипп ответствовал: "Да будет, что угодно Государю и Церковным Пастырям!"

Написали грамоту, в коей сказано, что новый, избираемый Митрополит дал слово Архиепископам и Епископам не вступаться в опричнину Государеву и не оставлять Митрополии под тем предлогом, что Царь не исполнил его требования и запретил ему мешаться в дела мирские. Святители утвердили сию хартию своими подписями, и Филипп, заявленный враг опричнины, был немедленно [25 Июля] возведен на Митрополию, к общему удовольствию народа, к досаде развратных любимцев Иоанновых. Казалось, что Государь одержал счастливую победу над собою, воздав честь добродетели. Митрополит уступил, но обнаружив свою важную мысль: Россияне узнали, чего он желает, и могли надеяться на будущее, имея такого Первосвятителя. Все добрые слушали с восторгом приветственную речь нового Митрополита к Иоанну, истинно Пастырскую: о долге державных быть отцами подданных, блюсти справедливость, уважать заслуги; о гнусных льстецах, которые теснятся к престолу, ослепляют ум государей, служат их страстям, а не отечеству, хвалят достойное хулы, порицают достохвальное; о тленности земного величия; о победах невооруженной любви, которые приобретаются государственными благодеяниями и еще славнее побед ратных. Казалось, что сам Иоанн внимал с умилением гласу наставника, уже давно молчавшему в сем храме, что сей некогда любезный для него глас напомнил ему время счастливое и дал вкусить сладость, им забвенную. - Первые дни и месяцы протекли в мире, в надеждах для столицы. Затихли жалобы на кромешников: чудовище вздремало. Царь ласкал Митрополита; а сей добродетельный старец, как бы опасаясь забыть Соловецкую пустыню и строгий обет своей юности, начал строить в Москве церковь во имя ее Святых Зосимы и Савватия».
Цитируется по: Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2006. c.695-696


Рождество святого Филиппа. Конец 17 века


Святой Филипп покидает родительский дом. Конец 17 века


Феодор Колычев у стен Соловецкой обители. Конец 17 века


«Когда Филипп из своей отдаленной обители прибыл в Москву, Иоанн принял его с великою честию, удостоил своей царской трапезы и щедро одарил. Но как только предложил ему в присутствии всего освященного Собора и бояр митрополитскую кафедру, то Филипп сначала смиренно отказывался, ссылаясь на слабость своих сил и уподобляя себя малой ладье, неспособной носить великой тяжести, а потом, будучи "понуждаем" царем и Собором на митрополию, смело "сказал, чтобы царь и великий князь отменил опричину; а не отменит - ему, Филиппу, митрополитом быть невозможно; а если его и поставят в митрополита, он затем оставит митрополию". Царь прогневался; но по челобитью архиепископов и епископов отложил свой гнев и велел сказать Филиппу, чтобы он "в опричину и в царский домовый обиход не вступался, и на митрополию ставился, и после поставления не оставлял ее из-за того, что царь не отменил опричины, и не велел ему вступаться в царский домовый обиход, а советовал бы с царем, как прежние митрополиты советовали с отцом его и дедом". И Филипп "дал свое слово архиепископам и епископам, что он по царскому слову и по их благословлению соглашается стать на митрополию, что в опричину и в царский домовый обиход ему не вступаться, а по поставлении из-за опричины и царского домового обихода митрополии не оставлять". В таких выражениях составлен был приговор и 20 июля подписан нареченным на митрополию соловецким игуменом Филиппом и за ним двумя архиепископами и пятью епископами. Через пять дней совершилось в Успенском соборе поставление митрополита Филиппа при соучастии всех святителей Русской земли (и именно: Пимена Новгородского, Германа Казанского, Никандра Ростовского, Елевферия Суздальского, Филофея Рязанского, Симеона Смоленского, Варлаама Коломенского, Галактиона Сарского и Иоасафа Пермского), кроме двух: Полоцкого, пред тем скончавшегося, и Тверского Акакия, находившегося в тяжкой болезни. Сам Иоанн присутствовал при торжестве с своими детьми и двоюродным братом Владимиром Андреевичем».
Цитируется по: Макарий, митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. — СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1857-1883


История в лицах


Соловецкий летописец 2-й половины 16 века:
В лето 7072. Преставися князь Юрьи Васильевич, брат государя царя, в филипов пост. Того же году преставися Макарей митрополит в филипов же по/л.1105об./ст. Того же году поставлен на митрополию Афанасей митрополит.

В лето 7074-го. Игумена Филипа Соловецкаго взяли к Москве на митрополию. Того же году на преображение спасово свящали храм на Соловках каменной большой Преображение господне и пределы. Того же году свящали храм преподобных чюдотворцов Зосимы и Саватия и мощи перенесли.

В лето 7075. Поставлен бысть на Соловки на игуменство Паисея. Того же году в Великом Новегороде и во многих градех мор был.
Цитируется по: Малоизвестные летописные памятники // Исторический архив. Т. VII. М-Л., 1951


Мир в это время


    Нидерландская буржуазная революция 16 века - буржуазная революция 1566-1609 гг. в Нидерландах, сочетавшая нациоанльно-освободительную войну против абсолютистской Испании с антифеодальной борьбой революционных сил; закончилась победой на севере страны (территория современных Нидерландов), где образовалась первая в Европе буржуазная республика, и поражением на юге (в основном территория современной Бельгии), оставшемся под властью феодально-абсолютистской Испании.

    Предпосылки революции и складывание революционной ситуации. В 1-й половине 16 века в Нидерландах шел процесс т. н. первоначального накопления, быстро развивались капиталистические отношения. Рушились традиционные устои хозяйственной жизни, что особенно отчетливо отразилось на старых центрах цехового производства Фландрии и Брабанта, приходивших в упадок. В то же время во вновь развивающихся отраслях производства и новых промышленных центрах, не связанных с цеховой системой, быстро развивались капиталистические мануфактуры (в Антверпене, Хондсхоте, Льежской области, Валансьенне и другие); большого прогресса достигли металлургия и горнодобывающая промышленность (Намюр, Льеж); в Голландии капиталистическое предпринимательство распространилось в сукноделии, пивоварении, рыболовстве, кораблестроении и смежных с ними отраслях; ведущее место среди капиталистически развивающихся городов занял Амстердам. Перестраивалась на капиталистический лад и торговля; нидерландские купцы заняли ведущее место в международной торговле. Происходили коренные изменения и в структуре аграрных отношений. Сложились районы торгового земледелия, в Голландии и некоторых других районах возникло высокопродуктивное молочно-животноводческое хозяйство. В экономически развитых районах отмерла барщина, распространилась денежная рента, разные виды краткосрочной аренды; сложилась небольшая количественно, но экономически сильная прослойка фермеров, ведших хозяйство на чисто предпринимательской основе. Формировался класс буржуазии, зарождался пролетариат. Главным тормозом дальнейшего развития капитализма был гнет испанского абсолютизма, эксплуатировавшего экономически и угнетавшего политически Нидерланды в интересах реакционного испанского дворянства и династии Габсбургов. Поскольку религиозного идеология была в то время господствующей, а католическая церковь служила главной опорой испанского абсолютизма и феодального строя, социально-политические требования революционной части нидерландской буржуазии и народных масс облекались в форму кальвинизма (широко распространившегося в стране с 50-х гг.).



    Абсолютистский гнет стал особенно нетерпим при испанском короле Филиппе II (с 1556). Экономике Нидерландов был нанесен ряд тяжелых ударов: введена разорительная для нидерландской шерстоткацкой промышленности пошлина на ввозимую испанскую шерсть, нидерландским купцам был закрыт доступ в испанские колонии; конфликт Испании с Англией прервал важные для Нидерландов торговые связи с этой страной и т. д. В Нидерландах начали вводиться испанские абсолютистские порядки, а в целях подчинения страны там были расквартированы испанские войска. Реакционная внутренняя и внешняя политика испанского правительства разрушала экономику страны, обрекала народные массы на голод, нищету и бесправие. Народные массы волновались. В 60-х гг. кальвинистские проповеди собирали тысячи людей. Аресты и публичные казни "еретиков" вызвали ряд волнений в городах и местечках Фландрии и Брабанта. Кальвинистские консистории, которыми руководили революционно настроенные буржуа, вели агитацию в народе против католической церкви и испанского абсолютизма. Против политики Филиппа II выступили и оппозиционно настроенные слои нидерландского дворянства, руководимые принцем Вильгельмом I Оранским, графами Эгмонтом, Горном, Людовиком Нассауским, Бредероде и др.

    Адриан Томаш Кей. Портрет Вильгельма I, принца Оранского. 2-я половина 16 века


    Тициан. Дон Фернандо Альварес де Толедо, великий герцог Альба. 16 век.
    Дворянство было недовольно засильем испанцев и верной им бюрократии, реформой епископств, отнимавшей у дворян доходные пребенды, надеялось путем проведения умеренной реформы церкви поживиться ее конфискованными имуществами, но больше всего боялось, что политика Филиппа II вызовет народное восстание, которое сметет феодальные порядки. Оппозиционные дворяне организовались в Союз соглашения ("Компромисс") и 5 апреля 1566 года подали в Брюсселе испанской наместнице Маргарите Пармской петицию с требованием прекратить релегиозные гонения, нарушения вольностей страны и созвать Генеральные штаты. Правительство не исполнило этих требований; союз дворян вступил в переговоры с консисториями о совместных действиях. Все это говорило о возникновении революционной ситуации, чреватой взрывом.

    Начало революции и войны за независимость (1566-67). В августе 1566 года во Фландрии началось мощное народное восстание, быстро распространившееся почти по всей стране. Оно было обращено прежде всего против католической церкви (подверглось погромам около 5500 церквей и монастырей). Власти оказались парализованными. Маргарита Пармская вынуждена была согласиться приостановить преследование "еретиков" и ввести ограниченную свободу кальвинизма. Иконоборческое восстание явилось первым актом Нидерландской буржуазной революции. Размах восстания напугал не только правительство, но также дворян и буржуазию. Дворяне объявили свой союз распущенным и помогли властям подавить восстание, консистории отрекались от участия в нем.

    Террористический режим герцога Альбы. Летом 1567 года в Нидерланды вступили испанские войска под командованием герцога Альбы, установившего режим кровавого террора. За время его пребывания в стране (1567-73) было подвергнуто репрессиям свыше 11 тысяч человек. (в т. ч. казнены бывшие лидеры дворянской оппозиции Эгмонт и Горн). Народные массы ответили героическим сопротивлением. Укрывшиеся в лесах партизаны (лесные гёзы) истребляли испанских солдат, прислуживавших испанцам чиновников и католических священников. В Голландии и Зеландии морские гёзы громили испанские флотилии и опорные пункты на побережье. Вильгельм Оранский, бежавший с кучкой приверженцев в Германию, также начал борьбу с Альбой, опираясь на помощь немецких протестантских князей и французских гугенотов. Но вторжения войск принца в Нидерланды (1568, 1572) неизменно кончались поражениями, т. к. навербованные им наемники сражались неохотно, грабили крестьян, население относилось к ним с недоверием и враждебностью. Лишь морские гёзы, которым принц прислал своих офицеров и выдал каперские свидетельства на ведение войны против Альбы, совершили ряд удачных операций.

    Восстание 1572 и зарождение буржуазной республики на севере (1572-76). В 1571 году Альба ввел налог - алькабалу, приведший в Нидерландах, где господствовали товарные отношения, к полному расстройству экономики: закрылись мануфактуры, лавки, обанкротились многие банки, наступила массовая безработица. В провинции Утрехт начались волнения, и испанские гарнизоны из ряда городов, в т.ч. из приморского города Брила, были переброшены туда. В стране вновь назревала революционная ситуация. Этим умело воспользовались морские гёзы, овладевшие 1 апреля 1572 года Брилом, что послужило сигналом к всеобщему восстанию в Голландии и Зеландии. Руководимые революционно настроенными буржуа и дворянами гор. беднота, крестьяне, рыбаки создавали воен. отряды, свергали сотрудничавшие с испанцами местные власти, истребляли испанцев и их пособников, громили церкви и монастыри. Штаты Голландии и Зеландии, собравшиеся летом 1572 года в Дордрехте, приняли ряд важных решений по организации власти в восставших провинциях, а синод, проведенный там же в 1574 году, заложил прочные организационные основы кальвинистской церкви в восставших провинциях. Революционная часть буржуазии и народные массы боролись под знаменем кальвинизма за ликвидацию испанского господства и феодального произвола. Но богатое купечество выступало лишь против "крайностей" испанского режима, поддерживало союз с оппозиционным дворянством; лишь под натиском народных масс, в условиях наступления испанцев и измен католиков оно пошло на запрещение католического культа в восставших провинциях. Одновременно, с целью "наведения порядка", оно вручило высшую исполнительную власть и верховное военное командование принцу Оранскому, получившему почти диктаторские полномочия (осень 1572 года). Испанцы бросили все силы на борьбу с восстанием и одержали ряд временных побед, но в конце концов их усилия разбились о героическое сопротивление революционных сил (оборона Гарлема в декабре 1572 - июле 1573, Алкмара в 1573, Лейдена в окт. 1573 - октября 1574, изгнание испанцев из Амстердама в 1578 года).

    Восстание 1576 на юге и борьба народных масс за углубление революции. Успехи революции на севере, провал террористической политики Альбы, бесчинства и мятежи испанских солдат усилили антииспанское движение и в южных провинциях. 4 сентября 1576 года в Брюсселе произошло восстание, свалившее испанское владычество и на юге страны. 8 ноября 1576 года было обнародовано соглашение между северными и южными провинциями - т. н. "Гентское умиротворение", восстановившее мир внутри страны и ее политическое единство. Власть перешла к собравшимся в 1576 года Генеральным штатам. Однако в них преобладали дворянство и консервативное бюргерство, боявшиеся дальнейшего развития революции; они договорились с новым испанским наместником Доном Хуаном Австрийским о примирении с испанским королем ("Вечный эдикт", 12 февраля 1577 года) на условиях признания им "Гентского умиротворения". Однако уже 24 июня 1577 года Дон Хуан с помощью реакционных заговорщиков захватил крепость Намюр и стал собирать силы для подавления революции. В ответ на происки дворянско-католической реакции летом и осенью 1577 года в Брюсселе, Генте, Ипре, Антверпене и других городах городские массы, подстрекаемые в ряде случаев оранжистами, встали на путь насильственных действий: они свергали реакционные магистраты, создавали свои вооруженные силы и революционные органы власти на местах - "Комитеты восемнадцати". Кальвинисты (на юге) явочным порядком устанавливали свободу своего вероисповедания. "Кальвинисты 18", ведавшие вначале лишь организацией обороны городов, постепенно, вместе с консисториями и городскими вооруженными отрядами, стали вмешиваться в управление всеми сторонами городской жизни. "Комитет 18" Брюсселя оказывал энергичное давление на Генеральные штаты, требуя демократизации государственного аппарата, изгнания из него реакционеров, всеобщего вооружения народа, революционные войны против Испании. Особенно острая классовая борьба развернулась в Генте, где в конце октября 1577 года, после ликвидации дворянского заговора, одержали победу демократические элементы. Гентцы арестовали дворянских заговорщиков, добились вывода из города войск Генеральных штатов, создали свои вооруженные силы, конфисковывали и распродавали церковное имущество, отказались платить налоги Генеральным штатам, мотивируя это нежеланием последних вести решительную борьбу с испанцами и их пособниками. В сентябре 1577 года в Брюссель из Голландии прибыл принц Оранский, призванный туда своими сторонниками и избранный рувардом (правителем) Брабанта; он взял в свои руки руководство политической жизнью страны. В 1578-79 гг. во Фландрии, Брабанте, Гронингене, Дренте, Фрисландии стало развертываться мощное крестьяское движение. Восстававшие крестьяне, которых нещадно грабили и "свои" и испанские солдаты, прекращали выплату налогов Генеральным штатам, феодальных повинностей своим господам, принимавшим сторону испанцев, захватывали земли дворян и католические церкви, громили замки, истребляли мародеров.

    Укрепление власти богатого купечества и образование Республики Соединенных провинций; поражение революции на юге (1579-85). Дворянско-католическая реакция, увидев, что ее ставка на захват власти и достижение соглашения с испанцами бита, сбросила маску. Первыми подняли открытый мятеж осенью 1578 года реакционно-католические дворяне провинции Геннегау ("недовольные"), к ним присоединились дворяне Артуа, Дуэ и Орши. 6 января 1579 года они заключили между собой Аррасскую унию, отложились фактически от революционных провинций, а 17 мая 1579 года заключили сепаратный договор с Филиппом II. Революционные провинции севера ответили на это подписанием 23 января 1579 года ранее подготовлявшегося соглашения, получившего название Утрехтской унии. Позднее к нему присоединились и те города Фландрии и Брабанта, где победило демократическое движение. Эфемерного и до тех пор единства Нидерландов более не существовало. До сих пор восстание шло формально против "плохих советников короля"; и фикция суверенитета Филиппа II над Нидерландами сохранялась. Теперь наступило время покончить и с этой фикцией. Но принц Оранский и Генеральные штаты упорствовали в проведении уже полностью обанкротившейся политики "объединения всей страны" путем компромисса с феодально-католической реакцией. Поэтому они отвергли идею создания революционной армии из вооруженного народа, делали ставку на использование иноземных военных наемников, а вместо Филиппа II подыскали нового кандидата в суверены в лице беспринципного авантюриста герцога Анжуйского, брата французского короля. Непопулярность политики принца, продолжавшиеся происки реакции вызвали новую волну крестьянских и городских восстаний, которые были жестоко подавлены войсками Генеральных штатов. В городах принц Оранский вводил в состав "Комитетов 18" своих агентов и проводил через них угодную ему политику. Благодаря этому в южных провинциях феодально-католическая реакция все больше поднимала голову, силы революции и освободит. движения были подорваны, революционная буржуазия и плебс переселялись на север. Но и в северных провинциях народные низы, их вооруженные силы и консистории в 1581 году были лишены права вмешиваться в решение государственных дел; этим актом богатое купечество обеспечило себе здесь господствующее положение.

    Опубликование 15 июня 1580 года указа Филиппа II, объявлявшего принца Оранского вне закона как "главного бунтовщика" и назначившего большую награду за его убийство, побудило Генеральные штаты ускорить издание акта о низложении Филиппа II и объявлении Нидерландов независимыми от Испании (26 июля 1581 года). В феврале 1582 года в Антверпен прибыл герцог Анжуйский, новый суверен Нидерландов. Но народ ему не доверял, города отказались принять его войска; после провала попытки переворота, предпринятого герцогом в январе 1583 года, он вынужден был покинуть Нидерланды; авторитет принца Оранского и Генеральных штатов в южных провинциях был окончательно подорван. В этой обстановке искусный политик и полководец Александр Фарнезе (сменивший на посту исп. наместника Дона Хуана, умершего в октябре 1578 года) развернул планомерное наступление на Лимбург, Фландрию и Брабант и к 1585 году завершил их завоевание (в сентябре 1584 года был взят Гент, в марте 1585 года - Брюссель, в августе 1585 года - Антверпен). Революция оказалась территориально ограниченной северной провинциями. 10 июля 1584 года принц Оранский (переехавший вновь на север - в Голландию) пал от руки наемного убийцы.

    Война Соединенных провинций с Испанией за упрочение независимости (80-е гг. 16 в. - 1609). Военные силы северных провинций, возглавленные с 1589 года выдающимся полководцем статхаудером Морицем Оранским, нанесли испанцам ряд тяжелых поражений и отвоевали у них ряд. В 1609 году ослабевшая Испания была вынуждена заключить Двенадцатилетнее перемирие, по которому признавалась де факто независимость родившейся в огне революции и освободительной войны буржуазной Республики Соединенных провинций (как стало называться новое, образованное в результате революции государство на севере Нидерландов), получившей международное признание в 1648 году».
    Цитируется по: Историческая энциклопедия. - М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1973-1982
даты

Октябрь 2020  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.