Календарь | ||
2 августа
![]() 1377 год. 2 августа на реке Пьяне русское войско было захвачено врасплох и разбито ордынцами под предводительством царевича Араб-шаха Музаффара (Арапши). Победа помогла монголам разорить Нижегородское княжество и взять Рязань.![]() Великий князь Дмитрий Иванович узнаёт от пленного татарина о планах хана Мамая завоевать Русь. Миниатюра 17 века
В то же время Моголы взяли нынешнюю Рязань: Князь Олег, исстреленный, обагренный кровию, едва мог спастися. Впрочем, они желали единственно грабить и жечь: мгновенно приходили, мгновенно и скрывались. Области Рязанская, Нижегородская были усыпаны пеплом, в особенности берега Суры, где Арапша не оставил в целости ни одного селения. Многие Бояре и купцы лишились всего имения; в том числе Летописцы именуют одного знаменитого гостя, Тараса Петрова: Моголы разорили шесть его цветущих, многолюдных сел, купленных им у Князя за рекою Кудимою; видя, что собственность в сих местах ненадежна, он навсегда переехал в Москву. - Чтобы довершить бедствие Нижнего Новагорода, Мордовские хищники по следам Татар рассеялись злодействовать в его уезде; но Князь Борис Константинович настиг их, когда они уже возвращались с добычею, и потопил в реке Пьяне, где еще плавали трупы Россиян. Сей Князь Городецкий вместе с племянником, Симеоном Димитриевичем и с Воеводою Великого Князя, Феодором Свиблом, в следующую зиму опустошил без битвы всю землю Мордовскую, истребляя жилища и жителей. Он взял в плен жен и детей, также некоторых людей чиновных, казненных после в Нижнем. Народ в злобном остервенении влачил их по льду реки Волги и травил псами». Цитируется по: Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2006. с.366-367
История в лицахПовесть о побоище на реке Пьяне: Въ лѣто 6885. <...> Того же лѣта перебѣжа из Синие Орды за Волгу нѣкоторый царевичь именем Арапша, и въсхотѣ ити ратью к Новугороду к Нижнему. Князь же Дмитрей Костянтинович посла вѣсть къ зятю своему къ князю великому Дмитрею Ивановичю. Князь же великий Дмитрей събравъ воя многы и прииде ратью к Новугороду к Нижнему въ силѣ тяжцѣ. И не бысть вѣсти про царевича Арапшу, и възвратися на Москву. А посла на них воеводы своя, а с ними рать володимерскую, переяславскую, юрьевскую, муромскую, ярославскую. А князь Дмитрей Суждальскый посла сына своего, князя Ивана, да князя Семена Михайловичя, а с ними воеводы и воя многы. И бысть рать велика зѣло, и поидоша за рѣку за Пиану, и прииде к ним вѣсть, повѣда имъ царевичя Арапшю на Волчьи Водѣ. Они же оплошишася и небрежением хожаху, доспѣхи своя на телѣги своя въскладаху, а инии — в сумы, а у иных сулици еще не насажены бяху, а щиты и копья не приготовлены. А ѣздят, порты своя с плечь спущав, а петли розстѣгавъ, аки роспрѣли, бяше бо им варно, бѣ бо в то время знойно. А гдѣ наѣхаху в зажитьи мед или пиво, и испиваху до пьяна без мѣры и ѣздят пьяни. Поистиннѣ — за Пьяною пьяни! А старѣйшины их или князи их, или бояре старѣйшиа, велможи, или воеводы, тѣ всѣ поѣхаша ловы дѣюще, утѣху си творяще, мнящеся, аки дома. А в то время погании князи мордовьстии подведоша втаю рать татарскую из Мамаевы Орды на князей наших. А князем не вѣдущим, и про то им вѣсти не было. И доидоша на Шипару, абие погании борзо раздѣлишася на 5 полковъ, и внезапу из невѣсти удариша на нашу рать в тылъ, бьюще и колюще и сѣкуще без вести. Наши же не успѣша ничтоже, что бы им сътворити, побѣгоша к рѣцѣ ко Пьянѣ, а татарове послѣ, бьюще. И ту убиша князя Семена Михайловичя и множество бояръ. Князь же Иван Дмитреевич прибѣгоша в оторопѣ к рѣцѣ ко Пьянѣ, гоним напрасно, и вержеся на конѣ в рѣку и ту утопе, и с ним истопоша в рѣцѣ множество бояръ и слугъ и народа безчислено. Сиа же злоба съдѣяся мѣсяца августа въ 2 день, на память святаго мученика Стефана, в недѣлю, въ 6 час дне от полудне. Татарове же одолѣвше христианом, и сташа на костех, полонъ весь и грабеж оставиша ту, а сами поидоша к Новугороду к Нижнему изгоном, без вести. Князю же Дмитрею Костянтиновичю не бысть силы стати противу ихъ на бой, но побѣжа в Суждаль. А люди горожане новогородстии разбѣжашася в судѣх по Волзѣ к Городцу. Татарове же приидоша к Новугороду к Нижнему мѣсяца августа въ 5 день, въ среду, на память святаго мученика Еусегниа, в канунъ Спасову дни, остаточных людей горожанъ избиша, а град весь и церкви и монастыри пожгоша, и згорѣло церквей въ градѣ 32. Отъидоша же погании от града в пятницу иноплеменници, волости новогородстии воюючи, а села жгучи и множьство людей посѣкоша, а жены и дѣти и дѣвици в полонъ без числа поведоша. Того же лѣта пришед прежереченный царевичь Арапша и пограби Засурье и огнем пожже и тогда. Того же мѣсяца августа приѣха князь Василей Дмитреевич из Суждаля в Новъгород в Нижний, посла и повелѣ выняти из рѣкы изо Пьяны брата своего, князя Ивана. И привезоша его в Новъгород, и плакашася над ним, и положиша его въ церкви каменой святаго Спаса, в притворѣ, на правой сторонѣ, за недѣлю по Оспожинѣ дни, в той же день мѣсяца августа въ 23. Цитируется по: Полное собрание русских летописей. Т.18. М.: Знак, 2007
Мир в это время
В том же 1377 году папа Григорий XI выпускает буллы, в которых осуждает заявления Виклифа. ![]() Форд Мэдокс Браун. Суд над Виклифом, 1377 год.
«Джон Виклиф - (Wycliffe или Wyclif) — английский реформатор, родившийся около 1320 года. Образование получил в одной из коллегий Оксфордского университета; между 1356 и 1360 годами был избран начальником этой коллегии (Master of Balliol); с 1361 года был священником близ Оксфорда, не прекращая своих научных занятий и профессорской деятельности. Последние годы жизни был настоятелем в Лэттерворте (Lutterworth) в Лэстершире. Сначала Виклиф приобрел известность как автор нескольких чисто философских сочинений, схоластического характера. В 1366 году Папа Урбан V потребовал от английской короны уплаты недоимки: еще в 1333 году Эдуард III перестал платить Римскому двору ежегодную подать, наложенную на Англию с согласия Иоанна Безземельного. Парламент наотрез отказался исполнить требование Папы, авиньонского пленника и союзника Франции, заявляя, что Иоанн не имел права ставить Англию в зависимые отношения. Какой-то монах протестовал против решения парламента, и это дало повод Виклифу впервые выступить на арену общественной деятельности в качестве выразителя национальных стремлений. В ответ на протест монаха он написал "Determinatio quaedam de Dominio", доказывая, что в случае нужды государство имеет право лишить церковь ее владений. Исходная точка его аргументации — идея о службе (ministerium) как основе власти (dominium), а следовательно, и права взимать подати и налоги; так как Папа не оказывает никаких услуг английскому королевству, а, напротив, помогает его врагам, то и парламент имеет полное право не платить ему подати. В 1374 году Виклиф был назначен одним из членов комиссии, отправлявшейся в Брюгге для переговоров с представителями от римской курии по вопросу о праве Папы назначать своих кандидатов на церковные должности в Англии; парламент давно уже жаловался на злоупотребления, которые позволяла себе римская курия в этом деле. Как со стороны Папы, так и со стороны короля были сделаны временные уступки, но в общем переговоры не привели, по-видимому, ни к каким осязательным результатам. Часто посещая Лондон, Виклиф говорил здесь проповеди, которые, даже по отзывам его врагов, оказывали сильное влияние на знать и горожан. При дворе он сошелся со вторым сыном Эдуарда III, Джоном, герцогом Ланкастерским, так называемым Джоном Гентским (John of Gaunt); герцог Ланкастерский был представителем партии, стремившейся отнять у духовенства его огромные владения, и ему был очень полезен Виклиф, влиятельный проповедник и ученый, теоретически развивавший ту же мысль в своих трактатах. Идеи Виклифа были теперь развиты им в форме стройной системы, в книгах "De Dominio Divino" и "De Civili Dominio". На отношения человека к Богу Виклиф переносит феодальные понятия своего времени; каждый человек "держит" непосредственно все свое от Бога; необходимым условием этого "держания" является "милость" Божья, которой лишается человек, совершающий смертный грех, так что грех лишает человека права владеть чем бы то ни было; вся собственность должна находиться в общем владении; духовная власть во всех мирских делах подчиняется гражданской юрисдикции; церковь не должна владеть собственностью; отлучение не имеет силы, если не вызвано грехом того, против кого направлено; ни в каком случае оно не может быть произнесено за проступок чисто светского характера; верховным судьей человеческой совести является не Папа, а Бог.
![]() Портрет Джона Виклифа. Неизвестный художник. 1548 год. Источник - Europas litteraturhistoria. Från medeltiden till våra dagar
Цитируется по: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Спб: Издательское общество Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон. 1890-1907 гг.
|
даты
Конвертация дат материалы О календарях ![]()
|