Календарь


Альбрехт. Битва за Смоленск, 18 августа 1812 года. Между 1815 и 1825 гг.

1812 год. 18 августа (6 августа ст.ст.) завершается сражение под Смоленском между русской и французской армиями. Французы сумели овладеть Смоленском, но понесли вдвое большие потери.





«Смоленское сражение. Битва за Смоленск между русскими и французскими войсками 4—6 августа 1812 г. После соединения 1-й и 2-й русских армий в районе Смоленска генерал М.Б. Барклай-де-Толли предпринял наступательное движение против фран¬цузов в направлении Рудни. Не имея точных сведений о противнике, российский главнокоманду¬ющий действовал осторожно. В двух переходах от города он остановил войска и пять дней простоял на месте, выясняя обстановку.

Воспользовавшись этим, Наполеон с главными силами (180 тыс. чел.) переправился через Днепр южнее расположе¬ния русской армии и двинулся к Смоленску, стремясь занять его и отрезать Барклаю пути к отходу. От этого русскую ар¬мию спасло героическое сопротивление под Красным диви¬зии под командованием генерала Д.П. Неверовского, кото¬рая на сутки задержала французский конный авангард под командованием маршала И. Мюрата. Узнав о маневре Наполеона, Барклай приказал начать отход к Смоленску.

Первым 3 августа вошел в Смоленск корпус генерала Н.Н. Раевского (15 тыс. чел.), который уже на следующий день вступил в бой с французским авангардом маршала М. Нея (22 тыс. чел.). Корпус Раевского сумел продержаться до ве¬чера 4 августа, когда к Смоленску подтянулись основные силы 1-й и 2-й армий (120 тыс. чел.). Они расположились север¬нее города. Командующий 2-й армией П.И. Багратион счи¬тал необходимым дать здесь генеральное сражение. Но Бар¬клай-де-Толли настоял на продолжении отступления. Он решил дать в Смоленске арьергардный бой, а основные силы отвести за Днепр. Ослабленный корпус Раевского заменили корпус Д.С. Дохтурова, дивизии Д.П. Неверовского и П.П. Коновницына (всего 20 тыс. чел.). Они должны были при¬крывать отход 1-й и 2-й армий на Московскую дорогу.

Весь день 5 августа русский арьергард геройски сдержи¬вал яростный натиск главных сил французской армии (140 тыс. чел.). Стены Смоленской крепости выдержали огонь 150 фран¬цузских орудий, но в самом городе от обстрела возникли по¬жары. По свидетельствам очевидцев, жар от огня был на¬столько силен, что испекал плоды прямо на деревьях, а го¬род представлял собой огромный костер из церквей и домов. В ночь на 6 августа русские покинули пылающий Смоленск. Ожесточение солдат было так велико, что их силой приходи¬лось уводить в тыл, так как они не хотели исполнять приказ об отступлении. Последней, ведя арьергардные бои, остави¬ла город вместе с населением дивизия генерала Коновницы¬на, которая взорвала пороховые склады и мост через Днепр.

Русские потеряли в этой битве 10 тыс. чел. Французы — 20 тыс. Когда наполеоновская армия вошла в город, где не осталось жителей и уцелело лишь 10% домов, «свидетелей ее славы тут не было». «Это было зрелище без зрителей, победа почти бесплодная, слава кровавая, и дым, окружающий нас, был как будто единственным результатом нашей победы», — писал французский генерал Ф. Сегюр. 7 августа Наполеон еще раз попытался отрезать пути отхода 1-й армии. Но и эта попытка была отражена у Валутиной Горы».

Цитируется по: Николай Шефов. Битвы России. М.: Военно-историческая библиотека, 2002.


Джордж Доу. Портрет М.Б.Барклая де Толли. 1829 год


Т.М.Белуччи. Портрет Луи Николя Даву. 1853 год
«Главные силы русских армий подошли было сначала к Смоленску, но затем начали отход на восток. Барклай не решился, однако, сдать город без боя, хотя он и считал это ненужным. В 6 часов утра 16 августа Наполеон приказал начать общую бомбардировку и штурм Смоленска. Разгорелись яростные бои, длившиеся до 6 часов вечера. Французы заняли предместья Смоленска, но не центр города. Корпус Дохтурова, защищавший город вместе с дивизией Коновницына и принца Вюртембергского, сражался с изумлявшей французов храбростью и упорством. Вечером Наполеон призвал маршала Даву и категорически приказал на другой день, чего бы это ни стоило, взять Смоленск. У него появилась уже раньше, а теперь окрепла надежда, что этот смоленский бой, в котором участвует якобы вся русская армия (он знал о состоявшемся наконец соединении Барклая с Багратионом), и будет той решительной битвой, от которой русские до сих пор уклонялись, отдавая ему без боя огромные части своей империи. 17 августа бой возобновился. Русские оказывали геройское сопротивление, солдат приходилось и просьбами и прямо угрозами отводить в тыл: они не желали исполнять приказов об отступлении.

После кровавого дня наступила ночь. Бомбардировка города, по приказу Наполеона, продолжалась. И вдруг раздались среда ночи один за другим страшные взрывы, потрясшие землю; начавшийся пожар распространился на весь город. Это русские взрывали пороховые склады и зажигали город: Барклай дал приказ об отступлении. На рассвете французские разведчики донесли, что город оставлен войсками, и Даву без боя вошел в Смоленск.

Трупы людей и лошадей валялись по всем улицам. Стоны и вопли тысяч раненых оглашали город: они были брошены на произвол судьбы. Часть города еще пылала. Наполеон медленно проезжал со свитой по улицам Смоленска, вглядываясь в окружающее, делая распоряжения о тушении пожаров, об уборке начавших разлагаться трупов и громко стонавших раненых, о подсчете найденных припасов. Наблюдатели передают, что он был угрюм и не разговаривал со свитой. Войдя после этой верховой прогулки по городу в дом, где ему была наскоро приготовлена квартира, император бросил свою саблю на стол и сказал; "Кампания 1812 года окончена". Но от мысли остановиться в Смоленске, прочно устроить тыл в Польше, Литве, Белоруссии, подтянуть подкрепления из Европы и возобновить движение на Москву или на Петербург весной 1813 г., от идеи разделить русскую войну на два похода пришлось отказаться там же, в Смоленске. Русские опять ускользнули. Наполеон не знал о тех трудностях, которые все в большей и большей степени возникали для Барклая при каждом его новом приказе об отступлении, не знал о громких обвинениях русского главнокомандующего в измене, о смятении и растерянности русского двора. Он видел только одно: генеральной битвы нет как нет, нужно идти дальше на восток, на Москву. А между тем чем больше он углубляется на восток, тем труднее становится закончить эту борьбу миром, простым дипломатическим соглашением. О полной, подавляющей победе над Россией Наполеон в Смоленске уже не думал. Многое ему теперь представилось совсем в другом свете, чем за три месяца до того, когда он переходил через Неман».

Смоленск в 1814 году. Неизвестный художник, первая половина19 века

Цитируется по: Тарле Е.В. Наполеон. М.: Наука, 1991. с.262-264

История в лицах


Барон Денье, воспоминания:
Стены города были снабжены большим количеством орудий, но самый сильный и уничтожающий огонь шел с батарей, поставленных русскими на высотах внутри города. Император сам поставил нашу артиллерию на позиции, и атака началась. Неприятель, силы которого совершенно не убывали, оказал упорное сопротивление геройским усилиям наших солдат. Их гранаты и картечь опустошали наши ряды, и русские, то нападая, то отступая, отстаивали шаг за шагом каждую пядь земли до тех пор, пока уже к вечеру они быстрым натиском не были отброшены к стенам города; тогда наши метко направленными выстрелами усилились по всей линии, хотя все-таки не смогли пробить стен. Наконец наступила ночь, и, вместо того чтобы хоть немного успокоить нервы от всех пережитых сцен, она только усилила весь ужас дня, и вид горящего города, от которого скоро останутся только груды пепла, был благодаря темноте ночи еще ужаснее. Покидая город, русские подожгли его и оставили после себя только одни развалины. Итак, исчезла надежда завладеть городом, который мы не без основания считали снабженным всем необходимым.

Вечером дивизии Морана и Гюдена расположились в предместье и смогли войти в город лишь на следующее утро.

Между тем русские, отступая, сожгли мост, соединяющий петербургские предместья с городом, и заняли выгодные позиции по пути к Москве и Петербургу. Взятие Смоленска стоило жизни 12 000 человек: теперь необходим был продолжительный отдых после такого урона...
Цитируется по: Французы в России. 1812 г. По воспоминаниям современников-иностранцев. Составители А.М.Васютинский, А.К.Дживелегов, С.П.Мельгунов. Части 1-3. М.: Задруга, 1912


Мир в это время


    22 июля 1812 года объединенная армия Англии, Испании и Португалии под командованием британского полководца Артура Веллингтона разбивают французские войска маршала Огюста Мармона у Саламанки.





    «Когда сражение у Саламанки подходило к концу, солдаты армии Веллингтона были измотаны настолько, что уже не могли преследовать французов в густом лесу, в котором тысячи охваченных паникой французских пехотинцев спасали свои жизни. У самого Веллингтона имелся четкий план, в каком направлении и какими частями нужно организовать преследование разгромленного неприятеля; но при этом он, в частности, полагал, что испанские войска под командованием Карлоса де Эспанья сохраняют контроль над единственной реально доступной переправой через реку Тормес у Альба де Тормес. Испанцы были оставлены в этом месте Веллингтоном, когда он двинулся на север из Саламанки, еще до начала сражения. Однако, испанский генерал позволил себе настолько разнервничаться перед лицом неосуществившихся угроз со стороны французов, что впал в настоящую панику и отвел свои войска. Еще более ухудшил положение тот факт, что он даже не стал информировать Веллинтона относительно этого несанкционированного отхода, справедливо опасаясь гнева главнокомандующего. В результате, вместо того, чтобы увидеть остатки разбитой французской армии окруженными на левом берегу Тормеса, изумленный и разъяренный Веллингтон обнаружил, что они просто переправились через реку по мостам и бродам, спокойно продолжив отступление. Веллингтону оставалось только отвести свои дивизии на север, к Уэрте, где солдаты смогли наконец-то отдохнуть после всех испытаний дня битвы.

    Сражение у Саламанки оказалось сравнительно непродолжительным, но имело решающие последствия и обошлось очень дорого для французов. Армия Веллингтона потеряла не менее 5214 человек, включая почти 700 убитых. Из-за отсутствия документов французские потери затруднительно точно установить, но историк сэр Чарльз Оман определил их величину примерно в 14000 человек, включая Мармона, Клозея и Бонне (то есть всех командующих французской армией в ходе сражения). Кроме того, было захвачено 20 орудий, а шесть трофейных знамен тем вечером находились рядом с двумя императорскими «Орлами» среди ликующих победителей».
    Цитируется по: Гайсинский П. Битва при Саламанке//Новый солдат, №17. Артемовск: Военно-исторический клуб "Ветеран", 2002. с.51-52
даты

Апрель 2024  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"