Календарь


1882 год. 11 сентября (30 августа ст.ст.) в Москве открылся первый в России частный театр – театр Корша.


Федор Адамович Корш. Фотография 1907 года


Мария Потоцкая, актриса театра Корша (1889-1892)
«Русский драматический театр Корша (в Москве) — частный театр, открытый 30 августа 1882 года Ф. А. Коршем, сначала в наемном помещении, потом в специально построенном доме, в Богословском пер. Труппа театра на первых порах состояла из выдающихся артистических сил провинции и столиц. Многие из артистов театра Корша перешли впоследствии на императорские сцены, как например Свободин, Далматов, Писарев, Самойлова, Яблочкина. За первые 10 лет (1882-1892) в театре Корша дано русских драматических спектаклей вечерних 1545 и утренних 438. Платной публики перебывало 1452790 человек, бесплатных билетов разослано воспитанникам и воспитанницам закрытых учебных заведений 123500; пьес дано 504, из них старых драм и комедий оригинальных — 131, переводных — 73. Московская публика в театре Корша впервые ознакомилась в переводах со многими пьесами современных иностранных драматургов: А. Дюма, А. Додэ, Сарду, Пальерона, Зудермана. Несомненная заслуга театра Корша — введение утренних общедоступных спектаклей; по почину театра Корша такие спектакли стали устраиваться почти во всех театрах России. Труппа театра Корша посещала и другие города; так в 1890 году она имела успех в Варшаве, в 1891 году — в Варшаве и Киеве, весной 1895 года — в Санкт-Петербурге., на сцене Малого театра. В последние годы репертуар театра Корша зиждется почти всецело на фарсах и легкой комедии».
Цитируется по: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Спб: Издательское общество Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон. 1890-1907 гг.

История в лицах


С. Васильев (С. В. Флеров), рецензия на постановку пьесы «Горе от ума» в театре Корша:
Возобновление комедии Грибоедова совершалось на театре г. Корша при несколько исключительной обстановке. За неделю, а может, и более до представления в афишах начал печататься длинный список «материалов», какими воспользовалась дирекция, чтобы поставить «Горе от ума» соответственно достоинству этой пьесы. [...] Положим, что нет ничего необыкновеннее, как справиться при постановке пьесы известной эпохи с рисунками, воспроизводящими архитектуру, мебель, костюмы и всю обстановку данного времени; эта вещь, подразумевающаяся сама собою, настолько элементарна и общеизвестна, что про нее даже и не говорят. Тем не менее список «материалов» производил несомненный эффект. В печатании его на афише было нечто юношески наивное; но именно в этой юношеской наивности и заключалось что-то трогательное, располагающее в свою пользу. Было видно, что люди стараются и читают книжки, а для того, чтоб устранить все сомнения публики на этот счет, в день первого представления прочитанные книжки были даже торжественно выложены на особом столе в фойе. Возле этого стола сидела барышня, надзирала за порядком и продавала за 15 копеек печатные экземпляры «собственноручного» письма Грибоедова, «засвидетельствованного» г. Бартеневым и «принесенного в дар театру Корша» г. Шиловским. Самое письмо было торжественно выставлено посреди фойе в особой стеклянной раме, позволявшей читать «лицо» и «оборот» листа.

Не могу не сказать, что в этой выставке книг и рисунков, равно как и в перечислении на афише «материалов» для постановки, было нечто... комическое [...] но в то же время это было чрезвычайно мило. Молодой театр хотел показать, как серьезно 172 относится он к славному произведению отечественной литературы, к славному имени Грибоедова. [...]

Обстановка действительно делает честь г. Коршу. В особенности удачна декорация и меблировка «боскетной» в доме Фамусова. При самом поднятии занавеса вы сразу чувствуете себя перенесенным в старинный московский барский дом первой четверти нашего столетия. Полная меблировка из подлинного красного дерева с бронзовою отделкою как нельзя лучше гармонирует с архитектурой комнаты, с расписными стенами и потолками, между тем как в отворенные средние двери видна «анфилада» большой залы. Это отличная декорация. Очень хороши и «парадные сени с двухъярусною лестницей»; но, производя чрезвычайно приятное и полное впечатление верностью общего характера, эта вторая декорация оставляет желать по отношению к деталям. Она несколько груба в подробностях; скользя по ней, глаз встречается иногда с местами, где «намалеванный» холст так и остается намалеванным холстом. В качестве весьма милой подробности отмечу ледяные узоры на стеклах окна, находящегося в сенях. Но если эта подробность совершенно уместна в швейцарской, то я, наоборот, никак не могу согласиться с г. Яновым, когда он пишет те же ледяные узоры на окне «боскетной». Окно это должно быть совершенно чисто. Не позабудем, что через него Софья и Скалозуб видели, как упал с лошади Молчалин.

Роль Фамусова играет г. Давыдов, Софью исполняет г-жа Рыбчинская, Чацкого — г. Солонин, Лизу — г-жа Мартынова, Скалозуба — г. Киселевский, Молчалина — г. Шувалов.
Цитируется по: «Московские ведомости», 1886, 27 октября.


Мир в это время


    В 1882 году астрономы всего мира наблюдали за прохождением возле Земли «Большой кометы» - ярчайшей кометы 19 века и одной из самых ярких за последнее тясячелетие.

    Комета 1882 года. Фотография Дэвида Гилла


    1882 II (1882d) (в текущих журналах b) Блестящая комета, получившая название «сентябрьской». Была замечена на южном небе моряками итальянского корабля еще 1 сентября. 3 сентября комету видели в Окленде (Новая Зеландия). 6 сентября Гульд (Кордоба) был извещен об открытии и сам впервые видел комету 14 сентября. Крульс (Рио-де-Жанейро) получил известие о комете 10 сентября и наблюдал ее утром 12 сентября. Утром 8 сентября была открыта Финлеем (Капская обсерватория). В Австралии замечена моряками еще 7 сентября и с 8 сентября наблюдалась повсеместно.

    5 сентября комета находилась в Гидре, в 27’ от Солнца и была видна перед его восходом. 14 сентября была уже всего в 12’ от Солнца. В это время была так ярка, что наблюдалась с меридианным кругом в Мельбурне днем. С 16 сентября Теббат видел комету днем невооруженным глазом как блестящий, белый объект с хвостом в 20’. 17 сентября Финлей и Элкин (Капская область) наблюдали комету вплоть до ее вступления на диск Солнца, когда она мгновенно исчезла подобно звезде при покрытии Луной. В Европе в этот день комету наблюдали вблизи Солнца: Коммон – перед прохождением через перигелий и Толлон – после перигелия. При этом комета не могла быть слабее – 5-7m.

    В течение ряда месяцев комета представляла собой исключительное небесное явление и была видна невооруженным глазом до начала марта 1883 года. Комета находилась на небе южнее экватора. В конце сентября была в Секстанте, в октябре вошла в Гидру, в конце ноября была в Компасе, в декабре двигалась почти по параллели к западу, пересекла Корму и вошла в Большой Пегас. В январе 1883 года двигалась через Большой Пегас, в феврале была в Зайце. В марте вошла в Орион и медленно двигалась по границе Единорога, в мае и июне была в Единороге, медленно перемещаясь к востоку.

    Как отмечает Гульд, по отчетам наблюдателей, 5 сентября комета была столь же ярка, как Венера, с блестящим хвостом. 7 сентября Финлей (Кап) оценил в сумерках ядро 3m. 18 сентября утром комета была поразительно яркой, чисто желтой на темно-голубом небе при восходе. После восхода Солнца комета не ослабела и стала лишь резче; в меридиане наблюдалась 10 минут спустя после прохождения Солнца (-5m). 22 сентября ядро выглядело как звезда 3m при наблюдении днем; вся голова была вполне заметна (-2m). Само вхождение на диск Солнца Элкин и Финлей описывают как явление покрытия звезды Луной. С красным стеклом вхождение выглядело как покрытие звезды на 4m на светлом краю. Никаких следов темного ядра на солнечном диске не было замечено. Из оценки Элкина вытекает, что ядро кометы 7 сентября не могло быть слабее – 10m (…)

    С конца сентября наблюдались выдающиеся явления в ядре кометы. Вплоть по 28 сентября оно представлялось одиночным (Капская обсерватория); 30 сентября были отмечены двойственность ядра и его удлинение; 1 октября – вытянутость. В начале октября все европейские наблюдатели отмечали множественность строения ядра (четыре-пять сгущений), вытянутого почти в направлении хвоста. 17 октября линия ядер протягивалась почти на 40”. Вытянутость ядра с многими центрами яркости сохранялись в течении всей видимости кометы.

    9-11 октября Шмидт (Афины) наблюдал к юго-западу от кометы облачные образования, которые двигались от кометы приблизительно на 1’ в сутки. 9 октября Гартинг видел к юго-западу от кометы облако-спутник и определил его положение относительно звезд. Другие наблюдатели отмечали как бы туманную трубу или оболочку, протягивающуюся в сторону Солнца на несколько градусов. 14 октября Барнард отметил шесть-восемь объектов в 6’ южнее и западнее кометы; некоторые из них вытянутые и похожи на телескопические кометы. Эти туманные образования были видны в тот день и другими лицами. С 16 октября аномальный хвост, направленный к Солнцу был виден невооруженным глазом. 23 октября Готард (Эрени, Венгрия) оценил длину хвоста в 30’. Поляризация света кометы не была замечена.

    Длительное время комета была выдающимся объектом южного неба. Еще в середине января 1883 года хвост по Гульду (Кордоба) длиной до 15’ легко был виден простым глазом (3-4m). Теббат (Виндзор) наблюдал голову овальной формы, слабо конденсированную. Он видел комету глазом по 13 февраля Гульд отметил комету последний раз 7 марта (6-7m) Энгельгардт (Дрезден) в марте комету видел очень слабой (низкое положение); 5 марта только с трудом замечалась в 12-дюймовый телескоп в туманности видна яркая точка. До 8 февраля Шмидт (Афины) описывал комету как замечательный объект; множественность ядер видна в любое время со слабым окуляром. В конце марта видна в искатель; в апреле еще слабела, и 27 апреля оценивалось только гипотетически положение. 28 апреля со 123-мм объективом видна только в середине в середине поля, боковым зрением (9-10m)ю последний раз измерялась 1 июня Томом (Кордоба)».
    Цитируется по: Всехсвятский С.К. Физические характеристики комет. М.: Гос.изд физ-мат. лит-ры, 1958. с.259-260
даты

Сентябрь 2019  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • 1

  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

  • 8

  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14

  • 15

  • 16
  • 17
  • 18

  • 19

  • 20

  • 21

  • 22

  • 23

  • 24

  • 25

  • 26

  • 27

  • 28

  • 29

  • 30

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.