Календарь


Триумфальные ворота к коронации Екатерины II на Тверской улице у Белого города (архитектор К.И.Бланк). Гравюра по рисунку М.И.Махаева.

1762 год. 24 сентября (13 сентября ст.ст.) состоялся торжественный въезд в Москву Екатерины, будущей российской императрицы, спустя 9 дней состоялась ее коронация.


Екатерина II на ступенях Казанского собора, приветствуемая духовенством в день воцарения 28 июня 1762 года. Неизвестный художник. Конец 18 века


«На приготовление к коронации Екатерины II было выдано князю Трубецкому 50000 рублей и гардеробмейстеру Шкурину – 20000. Бецкому поручено было изготовить новую императорскую корону, для чего в его распоряжение отданы были все бриллиантщики государства.

В Москве происходила очистка улиц, починка мостовых, крашение домов и фонарей. В различных местах города воздвигались триумфальные ворота с аллегорическими изображениями. В Успенском соборе все было отделано заново.

На пути императрицы из Петербурга в Москву ей были устроены торжественные встречи в Новгороде, Торжке т Твери.

9 сентября 1762 года Екатерина II прибыла в подмосковное село Петровское. Куда являлись к ней с поздравлениями члены синода, высшее духовенство, придворныя дамы, кавалеры и вообще знатныя особы.

Торжественный съезд в столицу происходил 13 сентября».
Цитируется по: Сказание о венчании Русскихъ царей и императоровъ. Составилъ П.П. Пятницкий. М.: Типо-литографİя О.И. Лашкевичъ и К°, 1896


Екатерина II. Гравюра Е.П. Чемесова. 1762 год
«В тридцатитрехлетнее царствование Екатерины II Москва видела много веселых и тяжелых дней. Веселые дни начались с приездом императрицы для коронации 13 сентября 1762 года. В этот день состоялся торжественный въезд государыни.

Улицы Москвы были убраны шпалерами из подрезанных елок, на углах улиц и площадях стояли арки, сделанные из зелени с разными фигурами.

Дома жителей были изукрашены разноцветными материями и коврами. Для торжественного въезда государыни устроено несколько триумфальных ворот: на Тверской улице, в Земляном городе, в Белом городе, в Китай-городе Воскресенские и Никольские в Кремле.

У последних триумфальных ворот встретил Екатерину II московский митрополит Тимофей с духовенством и скзаал императрице поздравительную речь. Въезд государыни был необыкновенно торжественен. Екатерина ехала в золотой карете, за ней следовала залитая золотом свита. Клики народные не смолкали».
Цитируется по: Пыляев М.И. Старая Москва. М.: Эксмо, 2008. с.17-18

История в лицах


Новгородский архиерей Димитрий:
Се царствующий град Москва вместо возженных светильников с горящими любовию сердцами усретает вожделенную матерь и государыню свою, преславная дела и заслуги отечеству и церкви показавшую. Гряди, защитница отечества, гряди, защитница благочестия, вниди во град твой и сяди на престоле предков твоих.
Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том 25, глава2. М.: Мысль, 1994. с. 121


Мир в это время


    В 1762 году состоялась премьера оперы «Орфей и Эвридика» австрийского композитора Кристофа Виллибальда Глюка, изменившего сам жанр оперы. Свою реформу оперы Глюк строил на трех принципах - простота, правда и естественность, стараясь переносить акцент с внешней виртуозности на внутренний драматизм произведения.

    Ж.С.Дюплесси. Кристоф Виллибальд Глюк. 1775 год
    «Кристоф Виллибальд Глюк (2.07.1714, Эрасбах, Бавария – 15.11.1787, Вена) - композитор, один из виднейших представителей музыкального классицизма. Автор 107 опер. Его произведения, созданные для Вены - "Орфей и Эвридика" (1762), "Альцеста" (1767), "Парис и Елена" (1770), и для Парижа - "Ифигения в Авлиде" (1774), "Армида" (1777), "Ифигения в Тавриде" (1779), сыграли выдающуюся историческую роль в коренном преобразовании оперы-сериа и создании нового типа оперы. Творчество Глюка явилось, по словам Г. Берлиоза, давно ожидаемой "радикальной революцией" в опере. Тенденции обновления оперы-сериа можно отметить у многих предшественников и современников Глюка (Г. Ф. Гендель, Т. Траэтта, Н. Йоммелли), но лишь "революция Глюка" (Р. Роллан) привела к созданию нового оперного стиля, воплощающего эстетические идеалы третьего сословия накануне Великой французской революции.

    Художественные принципы Глюка имели разнообразные истоки и сформировались в результате новой трактовки гуманизма античной греческой трагедии (Еврипид). Большую роль в подготовке оперных преобразований Глюка сыграли идеи французских энциклопедистов (в особенности Д. Дидро и Ж. Ж. Руссо) и немецких просветителей (И. И. Винкельман, Г. Э. Лессинг), образы современной Глюку литературы (Ф. Г. Клопшток). Свои музыкально-эстетические взгляды Глюк изложил в предисловиях к операм "Альцеста", "Парис и Елена", к парижской редакции оперы "Орфей и Эвридика", а также в ряде опубликованных писем, в том числе к академику Ж. Б. Сюару (1777). Решающим для творчества Глюка стало общение композитора с итальянскими сторонниками обновления оперы-сериа - интендантом Венской придворной оперы графом Дж. Дураццо и его художественным единомышленником Р. Кальцабиджи - итальянским поэтом и драматургом, либреттистом опер "Орфей и Эвридика", "Альцеста", "Парис и Елена". Деятельность Глюка и Кальцабиджи была направлена против схематизма либретто, стандартности форм. Глюк и его либреттист стремились к высокой идейности, к выражению в опере "сильных страстей", простоте и правдивости художественных образов. Глюк усматривал цель музыки в том, чтобы "сопутствовать поэзии, дабы усиливать выражение чувств и придавать большой интерес сценическим ситуациям". Повышая драматургическое значение музыки, Глюк стремился к органическому единству всех компонентов оперы. Постановка в Париже опер Глюка вызвала ожесточённую борьбу мнений. Против Глюка выступили приверженцы французской оперы (сформировавшейся в творчестве Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо) и сторонники итальянской оперы (представленной Н. Йоммелли, А. Саккипи, Н. Пиччинни). Приезд Н. Пиччинни в Париж (1776), специально приглашённого противниками Глюка, явился началом "войны глюкистов и пиччиннистов", которая в условиях 70-х гг. 18 века была отражением обострившейся идеологической борьбы во Франции. Эта борьба имела ряд аспектов: споры о "превосходстве" итальянской или французской оперы, о национальном своеобразии французской музыки, о законах оперного искусства, которые якобы "нарушил" Глюк. В борьбе с "пиччиннистами" победу одержал Глюк. Влияние "оперной революции" Глюка испытал в своём творчестве и Н. Пиччинни.

    Первая новаторская опера Глюка - "Орфей и Эвридика", воплотила традиционный оперный сюжет. Композитор трактовал его как сказание о величии любви и могуществе музыки в трагической борьбе человека с силами смерти. Ни в Вене, ни в других европейских городах эта опера не имела успеха, но поставленная в Париже в новой редакции она произвела там глубокое впечатление. В героической опере "Альцеста" Глюк продолжил развитие своих новаторских идей. В предисловии к ней композитор отстаивал принципы простоты, правдивости и естественности, подчёркивая, что "все в этой опере построено на природе". Опера отличается монументальностью, разнообразием хоров, развитыми музыкальными формами, что послужило углублению выражения трагического конфликта сюжета. Новый, высший этап оперного новаторства Глюка начинается с постановки в Париже "Ифигении в Авлиде" на либретто Ф. дю Рулле по трагедии Ж. Расина. Глюк создал произведение большой художественной силы, отличающееся разнообразием средств выразительности, ярко индивидуальными характеристиками действующих лиц и высоким драматизмом. Драматургической цельности и законченности оперы способствовало стройное либретто дю Рулле. Следующая парижская опера - "Армида", написанная на текст либреттиста Ф. Кино для одноименной оперы Люлли, была своеобразным вызовом консервативным приверженцам старой французской оперы.

    Особое место в этой опере занимают хоровые и танцевальные эпизоды и ставший знаменитым оркестровый финал. Глюк считал "Армиду" одним из лучших своих произведений. Опера "Ифигения в Тавриде", в которой композитор снова возвратился к античному миру, представляет завершающую ступень в создании нового стиля. Композитор достиг в опере органического единства всех музыкально-драматургических средств выразительности (арии, монологи, хоровые и оркестровые эпизоды). В этом произведении музыка всецело подчинена драматическому действию. Последняя опера Глюка - лирическая драма "Эхо и Нарцисс" (1779, по мифологической сказке). Сюжетно близкая к "Орфею и Эвридике", опера лишена монументальности, свойственной предшествующим произведениям композитора. Здесь проявились уже новые для Глюка предромантические элементы. В этой пасторальной драме композитор создал контрастные музыкальные образы - тоски, отчаяния, трагизма и счастья.

    Оперные произв. Глюка характеризуются глубоким идейным содержанием, стремлением к выражению сильных чувств, человечностью, сочетанием возвышенной простоты и монументальности, трагического пафоса и лиризма. Главным достижением композитора явилось подчинение всех средств выразительности оперного спектакля единому драматургическому замыслу. Стремясь преодолеть номерную структуру оперы, Глюк объединял отдельные эпизоды оперы в большие сцены, проникнутые единым драматическим развитием, усиливал в речитативных эпизодах декламационную выразительность, в ариях отказался от внешней виртуозности, значительно драматизировал и повысил роль хора и оркестра. По-новому трактовал композитор и увертюру, рассматривая её как "вступительный обзор содержания" (особенно показательна в этом смысле увертюра к "Ифигении в Авлиде"). В итоге коренных преобразований оперы-сериа Глюк создал классический тип музыкальной драмы.

    Глюк предвосхитил ряд важных черт последующего времени - интонации эпохи Великой французской революции и некоторые элементы музыкального романтизма. Он оказал влияние на творчество Л. Керубини, Г. Спонтини, Л. Бетховена, а затем Г. Берлиоза, Ф. Листа и особенно Р. Вагнера. Значение Глюка как оперного композитора неоднократно отмечал М. И. Глинка. Глюк был разносторонне одарённым музыкантом. Он играл на многих инструментах, пел, хорошо знал особенности балетного искусства. Вместе с венским балетмейстером и либреттистом Г. Анджолини он создал и поставил на сцене несколько хореографических драм. Глюк был также выдающимся оперным дирижёром. Деятельность Глюка способствовала повышению уровня оперного исполнительства, так как композитор ставил перед артистами сложные и ответственные задачи».
    Цитируется по: Музыкальная энциклопедия. В 6 томах. М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973
даты

Декабрь 2024  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

  • 5

  • 6

  • 7

  • 8

  • 9

  • 10

  • 11

  • 12

  • 13

  • 14

  • 15

  • 16

  • 17

  • 18

  • 19

  • 20

  • 21

  • 22

  • 23

  • 24

  • 25

  • 26

  • 27

  • 28

  • 29

  • 30

  • 31

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"