Календарь | ||
28 сентября
Вера Федоровна Комиссаржевская
1904 год. 28 сентября (15 сентября ст.ст.) в Петербурге спектаклем по пьесе Гуцкова «Уриэль Акоста» открылся театр под руководством В.Ф.Комиссаржевской.Внешний вид театра Комиссаржевской
Зрительный зал театра Комиссаржевской
В.Ф.Комиссаржевская в пьесе "Дикарка"
«Театр Комиссаржевской – театр, основанный в 1904 год В.Ф.Комиссаржевской в Петербурге. Открылся 15 (28) сентября 1904 года спектаклем «Уриэль Акоста» Гуцкова. Комиссаржевская стремилась сделать его театром демократической интеллигенции, пропагандировать со сцены передовые идеи современности. Основу репертуара составляли произведения Островского, Чехова, Горького, Ибсена, пьесы современных русских драматургов, входивших в литературную группу «Знание» (С.А.Найденов, Е.Н.Чириков и другие). В театре работали режиссеры Н.Н.Арбатов, Н.А.Попов, И.А.Тихомиров, А.П.Петровский, актеры К.В.Бравич. Н.А.Буткевич, В.Р.Гардин, И.А.Слонов, Е.П.Корчагина-Александровская, И.М.Уралов, П.В.Самойлов, М.А.Ведринская, Н.Д.Красов, З.В.Холмская, А.А.Пивоварова и другие. В годы первой русской революции отдельные спектакли театра были восторженно встречены революционно настроенным зрителем и превращались в политические демонстрации. Здесь впервые была поставлена пьеса М.Горького «Дачники» (1904 год); спектакль этот после событий 9 января 1905 года был по приказу петербургского генерал-губернатора снят с репертуара. Возобновление спектакля в сентябре 1905 года подтвердило целеустремленную борьбу коллектива театра с силами реакции. Большой общественный успех имел также спектакль «Дети солнца» (1905 год). в 1904-1906 гг. в театре были поставлены спектакли: «Кукольный дом», «Привидения», «Дядя Ваня», «Чайка», «Бесприданница», «Авдотьина жизнь» Найденова и другие. В октябре 1905 года театр давал спектакли в пользу бастующих рабочих, а 13-14 октября, отменив представления, присоединился к всеобщей забастовке. Однако в период реакции, наступившей после подавления революции, театр не смог удержаться на прогрессивных позициях. Многочисленные цензурные ограничения тяжело отзывались на жизни театра (были запрещены уже подготовленные спектакли «Мужики» Чирикова, «Голод» Юшкевича, принятые к постановке пьесы «Ткачи» Гауптмана, Заговор Фиеско» Шиллера и другие.) Гонения цензуры, нежелание допустить на подмостки своего театра пустой развлекательный репертуар вызвали у Комиссаржевской стремление уйти в мир отвлеченной красоты, «вечных идей». Комиссаржевская увлеклась модными в те годы символизмом и стилизацией. Главным режиссером в театр был приглашен В.Э.Мейерхольд, утверждавший в этот период приемы условноэстетического театра. Изменился состав труппы. Из театра ушла актеры Попов, Градин, Корчагина-Александровская и другие. Вошли – Р.А.Унгерн, Е.М.Мунт, А.Я.Закушняк, А.А.Мгебров, Н.Н.Волохова, М.А.Бецкий и другие, художники Н.Н.Сапунов, С.Ю.Судейкин и другие. Большое внимание в спектаклях уделялось стилизованным декорациям. Актерское исполнение отличалось манерностью. В театре в это время шли пьесы: «Сестра Беатриса», Пелиас и Мелисанда», «Чудо святого Антония» Метерлинка, «Балаганчик» Блока, «Гедда Габлер» Ибсена, пьесы Пшибышевского, Ф.Сологуба и других». Цитируется по: Театральная энциклопедия. Глав. Ред. П.А.Марков. Т.3. М.: Советская энциклопедия, 1964. с.163-165
История в лицахК.С.Станиславский: На первую очередь встал вопрос о найме помещения для студии. Огромную роль в этом сыграл Владимир Иванович, который, будучи в это время единоличным директором театра с неограниченными полномочиями, своей властью разрешил для студии кредит, летом нарочно приехал из деревни, чтобы найти для нее помещения. Чтобы избегнуть на первых порах излишнего расширения, он снял лишь одну большую и при ней две маленький комнаты на верхнем этаже дома на Тверской (где прежде был кинематограф «Люкс», а в последнее время помещался театр имени В.Ф.Комиссаржевской). По странной случайности, в этих комнатах когда-то жила сама В.Ф. Комиссаржевская, и они являлись частью прежнего большого помещения Общества искусства и литературы, в котором я начинал свою актерскую деятельность. Цитируется по: Станиславский К.С. Мое гражданское служение России. М.: Правда, 1990. с.216
Мир в это время
«В основе оперы «Чио-Чио-Сан» («Мадам Баттерфляй») лежит новелла американского писателя Джона Л.Лонга, переработанная Д.Беласко в драму. Увидев пьесу во время своего пребывания в Лондоне, Пуччини был взволнован ее жизненной правдивостью. По его предложению, либреттисты Л.Иллика (1859-1919) и Д.Джакозо (1847-1906) написали на основе драмы оперное либретто. Вскоре была создана музыка. На первом представлении, состоявшемся 17 февраля 1904 года в Милане, опера, однако, провалилась и была снята с репертуара. Публика не поняла ее содержания и была возмущена чрезмерной продолжительностью второго акта. Пуччини сократил некоторые номера, разделил второй акт на два самостоятельных действия. Исполненная с этими незначительными изменениями спустя три месяца, опера имела триумфальный успех и быстро завоевала прочную репутацию одной из популярнейших современных опер. Обращение к сюжету из жизни далекой Японии отвечало распространенному в европейском искусстве конца 19 и начала 20 веков тяготению к экзотике, стремлению художников обогатить свою творческую палитру новыми красками. Но Пуччини не ставил перед собой задачу точного воспроизведения в музыке национального японского колорита. Главным для него оставалось изображение трогательной человеческой драмы. В ее воплощении композитору удалось не только сохранить, но и углубить содержание литературно первоисточника». Цитируется по: 50 опер. Л.: Советский композитор, 1959. с.99-100
|
даты
Конвертация дат материалы О календарях
|