Календарь | ||
3 октября
Венчание на царство императрицы Екатерины II. 22-го сентября 1762 года
1762 год. 3 октября (22 сентября ст.ст.) состоялась коронация императрицы Екатерины II. В этот же день была объявлена амнистия осужденным на каторгу и отменены вынесенные смертные приговоры.Венчание на царствие Екатерины II. 22 сентября 1762. Миропомазание. Гравюра А.Я. Колпашникова. Последняя четверть 18 века
«Коронование совершено было 22 сентября. Из внутренних покоев императрица вышла в Аудиенц-камеру, где находились приготовленыя заранее регалии. После обычнаго окропления святою водою царскаго пути, началось шествие с Краснаго крыльца к Успенскому собору. Императрица шла под балдахином, в ордене Андрея Первозваннаго, в парчевом платье, украшенном золотым позументом и вышивными двуглавыми орлами. Восемь камергеров несли ей шлейф. Во время священнодействия Екатерина первая из царствующих особ собственноручно надела на себя корону; после же миропомазания она, чрез царския врата, прошла к престолу и там приобщилась Св. Таин по чину царскому. Милости объявлены были в Аудиенц-зале преимущественно лицам, выказавшим преданность императрице при возшествии ея на престол, а также тем, которые отличились храбростью во время бывшей незадолго прусской войны. После обеда в Грановитой палате, вечером кремлевский дворец, колокольня Ивана Великаго и весь город были роскошно иллюминованы. Чтобы посмотреть на иллюминацию, императрица выходила инкогнито на Красное крыльцо, но была узнана народом и радостно им приветствована. Участвовавшим в этот день в строю нижним чинам было выдано на каждую роту 3 ведра вина, бочка пива, бык, 10 баранов и 80 хлебов. В этот же день были обнародованы два всемилостивейших манифеста. По первому из них повелено было освободить всех каторжных, исключая убийц и сосланных в безсрочную каторгу, и возвратить их на родину, отменена смертная казнь присужденным к ней, а равно и вечная ссылка с публичным наказанием для приговоренных к ней. Вместо этого повелено у осужденных дворян отнять чины и ни к каким делам их не допускать, а безчиновных сослать на поселение в отдаленныя места. Освобождены также содержавшиеся под караулом по раскольничьим, соляным, корчемным делам и прощены вины неисправно исполнявшим свои должности. Вторым манифестом подтверждались права и преимущества, дарованныя Елисаветой Петровной русскому войску, и учреждалась комиссия для разбора дел о лицах, несправедливо обойденных чинами и наградами и исключенных со службы. Заслуженным унтер-офицерам и нижним инам, участвовавшим в сражениях пальцигском и франкфуртском, повелено было выдать невзачет полугодовое жалованье». Цитируется по: Сказанiе о венчанiи Русскихъ царей и императоровъ. Составилъ П.П. Пятницкiй. М.: Типо-литографiя О.И. Лашкевичъ и К°, 1896. с.37-40
История в лицахИз записной книжки князя Никиты Трубецкого: 1762 год. Сентябрь 22. По высочайшему ее императорского величества великой государыни императрицы Екатерины Второй повелению, при высокоторжественной ее величества коронации в Москве, благополучно совершившейся, был я верховным маршалом. И для того ради приготовления всего потребного к тому торжеству, 9 июля поехал я из С.-Петербурга в Москву, куда 15 числа и приехал. Цитируется по: Журнал, собственный князя Никиты Трубецкого по возвращении в 1717 из немецкой земли // Русская старина, Том 1. 1870
Мир в это время
«В 1762 году монахом Паисием Хилендарским (1722—1798) была закончена «История славяноболгарская» — публицистический, опирающийся на исторические данные трактат, направленный прежде всего против греческого засилья и грозящей денационализации болгар. Паисий призывал к возрождению болгарского языка и общественной мысли. Талантливым последователем идей Паисия Хилендарского был врачанский епископ Софроний (Стойко Владиславов) (1739—1814). Выдающийся молдавский просветитель господарь Димитрий Кантемир (1673 — 1723) написал сатирический роман «Иероглифическая история», философско-дидактическое стихотворение «Спор мудреца с небом или тяжба души с телом» и ряд исторических сочинений. На развитие культуры молдавского народа большое влияние оказал также видный историк и лингвист Енакиц Векереску (ок. 1740 — ок. 1800). Национальное возрождение балканских народов приобрело более широкий размах в начале следующего века». Цитируется по: Всемирная история. Энциклопедия. Том 5. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958
|
даты
Конвертация дат материалы О календарях
|