Календарь


М.В. Нестеров. 1890 год. Святое видение отроку Варфоломею. ГТГ.

1337 год. 7 октября отрок Варфоломей был пострижен в монахи с именем Сергий. Впоследствии он стал известен как Сергий Радонежский, величайший подвижник Русской земли.

М.В.Нестеров. 1899 год. Преподобный Сергий Радонежский.


Дионисий. Сергий Радонежский в житии. 15 век
«Ранее всех и более всех святых, явившихся в московской земле, приобрел народное уважение всей Руси преподобный Сергий, основатель знаменитой Троицко-Сергиевской Лавры, получивший в глазах великорусского народа значение покровителя, заступника и охранителя государства и церкви. Кроме того, личность Сергия представляется исторически важной потому, что он был отцом множества обителей; некоторые из них были основаны при его жизни, а еще больше возникло их после смерти Сергия, основанных его сподвижниками и учениками, или же учениками его учеников.

Жизнь Сергия, можно сказать, служит самым полным образцом жизни и деятельности всех подобных ему основателей монашеских общин его времени. Все они в главных чертах представляют с ним подобие, при всех отличиях личных характеров и условий местности и времени. Замечательно, что этот святой муж, сделавшийся впоследствии покровителем Москвы и ее властителей, происходил из рода, искавшего спасения в бегстве из родной земли от начинавшихся проявлений московской власти. В биографии "братьев Даниловичей" мы говорили о притеснениях, которые терпел при Иване Калите подчиненный Москве Ростов. Тогда в числе бежавших от начальства москвичей был боярин Кирилл, человек знатного и богатого рода, обедневший подобно многим от поборов, от платежа выходов, от разорительных посещений ханских послов и невольных путешествий с князьями в Орду. Кирилл с супругою своею Мариею и сыновьями: Стефаном, Варфоломеем и Петром перешел в Радонеж (в 12-ти верстах от нынешней Лавры), удел, оставленный Иваном Калитой сыну своему Андрею. В тот век владельцы старались привлечь к себе население из других волостей и давали пришедшим разные льготы; так поступал и князь Андрей. Двое сыновей Кирилла, Стефан и Петр, женились, но средний Варфоломей, одаренный поэтическим воображением и наклонностью к созерцательной жизни, с отрочества порывался в монастырь. Тяжелые труды подвижника, неустанная молитва и внутренняя борьба с искушениями молодой жизни представлялись привлекательными его горячей и крепкой натуре. Родители удерживали его: "Потерпи немного, - говорили они ему, - мы стары, бедны и немощны, братья твои более заботятся о своих женах, нежели о нас. Послужи нам, проводи нас в гроб, а там делай, что хочешь". Вскоре они, чувствуя приближение кончины, постриглись и умерли. Старший брат Стефан лишился жены и пошел в монастырь. Варфоломей уступил женатому брату Петру свою часгь наследства, покинул отцовский дом и отправился по окрестностям искать места для пустынного житья. Он сначала уговорил идти с собою брата своего Стефана и, вместе с ним, построил деревянную келью и церковь в лесу, на том месте, где теперь стоит богагый Троицкий собор Сергиевской Лавры; по просьбе Стефана митрополиг Феогност отправил священников освятить новую церковь во имя Св. Троицы. Но вскоре Стефан оставил своего брата: ему тяжело показалось одинокое житие. Он уехал в Москву в Богоявленский монастырь и скоро сделался там игуменом, затем духовником великого князя Симеона, тысячского и разных бояр. Варфоломей обратился к какому-то игумену Митрофану, принял от него пострижение под именем Сергия, так как в день, когда совершилось это пострижение, праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха. Ему было тогда двадцать три года. Событие это совершилось в первых годах княжения Симеона.

Сергий остался один в лесу, пробыл там более года, подвергаясь чрезвычайным лишениям, опасности быть растерзанным зверьми, страдая от видений, неразлучных с мукою подобного уединения. Между тем сделалось известным, что в таком-то месте в лесу спасается труженик, начали приходить к нему монахи один за другим и строили около него келии. Они служили в деревянной церкви заутреню, вечерню и часы, для литургии приглашали по временам соседнего священника, а через несколько времени убедили Сергия принять игуменство над ними, угрожая разойтись, если он не согласится. Сергий, после долгих отказов, был рукоположен в священники и назначен игуменом от переяславского епископа Афанасия. Так положено было начало Троицко-Cepгиевского монастыря».
Цитируется по: Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: Эксмо, 2009

История в лицах


Епифаний Премудрый, из Жития Сергия Радонежского:
Обошли они по лесам многие места и наконец пришли в одно место пустынное, в чаще леса, где была и вода. Братья осмотрели место и полюбили его, а главное — это Бог наставлял их. И, помолившись, начали они своими руками лес рубить, и на плечах своих они бревна принесли на выбранное место. Сначала они себе сделали постель и хижину и устроили над ней крышу, а потом келью одну соорудили, и отвели место для церковки небольшой, и срубили ее.

И освящена была церковь во имя святой Троицы. Стефан недолго прожил в пустыни с братом своим и увидел, что трудна жизнь в пустыни — во всем нужда, лишения. Стефан ушел в Москву, поселился в монастыре святого Богоявления и жил, весьма преуспевая в добродетели.

В то время Варфоломей хотел принять пострижение монашеское. И призвал он к себе в пустыньку священника, игумена саном. Игумен постриг его месяца октября в седьмой день, на память святых мучеников Сергия и Вакха. И дано было имя ему в монашестве Сергий. Он был первым иноком, постриженным в той церкви и в той пустыни. Порой его смущали демонские козни и ужасы, а иногда зверей нападения— ведь много зверей в этой пустыни тогда жило. Некоторые из них стаями выли и с ревом проходили, а другие не вместе, но по два или по три, или один за другим мимо проходили; некоторые из них вдалеке стояли, а другие близко подходили к блаженному и окружали его, и даже обнюхивали его.

Среди них один медведь имел обыкновение приходить к преподобному. Преподобный, видя, что не из злобы приходит к нему зверь, но чтобы взять из еды что-нибудь немного для пропитания себе, выносил зверю из хижины своей маленький кусок хлеба и клал его или на пень, или на колоду, чтобы, когда придет, как обычно, зверь, готовую себе нашел пищу; и он брал ее в пасть свою и уходил. Когда же не хватало хлеба и пришедший по обыкновению зверь не находил приготовленного для него привычного куска, тогда он долгое время не уходил. Но стоял медведь, озираясь туда и сюда, упорствуя, как некий жестокий заимодавец, желающий получить долг свой. Если же был у преподобного лишь один кусок хлеба, то и тогда он делил его на две части, чтобы одну часть себе оставить, а другую зверю этому отдать; не было ведь тогда в пустыни у Сергия разнообразной пищи, но только хлеб один и вода из источника, бывшего там, да и то понемногу. Часто и хлеба на день не было; и когда это случалось, тогда они оба оставались голодными, сам святой и зверь. Иногда же блаженный о себе не заботился и сам голодным оставался: хотя один только кусок хлеба был у него, но и тот он зверю этому бросал. И он предпочитал не есть в тот день, а голодать, нежели зверя этого обмануть и без еды отпустить.

Блаженный же все посылавшиеся ему испытания с радостью терпел, за все благодарил Бога, а не протестовал, не унывал в трудностях.
Цитируется по: Хрестоматия по истории России: Т. 1. С древнейших времен до XVII века / Сост. И.Л. Бабич, В.Н. Захаров, И.Л. Уколова. — М., 1994


Мир в это время


    В 1337 году в Средней Азии вспыхивает восстание сербедаров против монгольского владычества. В этом же году сербедары захватывают город Себзевар, который становится столицей, созданного ими государства.

    «Сербедары, сарбадары (перс, букв. - висельники, обреченные), - участники народно-освободительного движения в Иране и Средней Азии в 14 веке против монголо-тюркской кочевой знати. Движение сербедаров, в котором участвовали крестьяне, ремесленники, мелкие землевладельцы, проходило под идеологической оболочкой шиизма в сочетании с суфизмом. Идеологами были шейх Халифэ, проповедовавший в мечети г. Себзевара под видом суфийских поучений "новшества" и "мирские дела" (идею нар. восстания), а после его убийства в 1335 году (по наущению суннитского духовенства) - шейх Хасан Джури. Последний придал организации сербедаров форму дервишеского ордена; каждый, вступавший в орден, обязывался скрывать свою принадлежность к нему, держать наготове оружие и выступить по первому призыву шейха. Много ремесленников и крестьян стало муридами (учениками) шейха. 16 марта 1337 года вспыхнуло стихийное восстание сербедаров: возмущенные вымогательствами монгольского чиновника восстали крестьяне селения Баштин (муриды Хасана Джури, сам Xасан Джури был схвачен монгольским эмиром Хорасана). На сходке они заявили: "...мы прекратим насилия и устраним тиранов, либо пусть будут наши головы на виселице" ("голова на виселице" - перс. сербедар; отсюда название). В августе 1337 года сербедары овладели г. Себзеваром, который стал столицей основанного ими государства (1337-81). Под предводительством Веджих ад-дина Масуда (1338-44) сербедары разбили ополчения монголо-тюркской кочевой знати и овладели г. Нишапур. Веджих ад-дин Масуд принял титул султана. В 1353 году сербедары нанесли поражение последнему монгольскому ильхану Туга Тимуру в Горгане и убили его. Горган с городом Астрабад вошел в состав государства сербедаров. В это время государство сербедаров включало весь Западный Хорасан и Горган.

    В государстве сербедаров шла борьба между умеренным течением (мелкие землевладельцы, которые стремились лишь избавиться от монгольского ига) и левым течением, представленным дервишами ордена Джури, опиравшимся на ремесленников и, может быть, на беднейших крестьян и добивавшимся уравнения имущества. Борьба эта принимала форму переворотов и вооруженных столкновений. И хотя чаще правили эмиры из мелких землевладельцев ("сербедарская знать"), давление со стороны левого крыла вынуждало их считаться с требованиями дервишей: крестьяне платили подать не свыше 1/3 урожая; эмиры и их приближенные одевались в одинаковые простые одежды; при доме эмира ежедневно устраивалась общая трапеза и т. п. Ополчение сербедаров, состоявшее из крестьян и мелких землевладельцев (в разное время от 12 до 22 тыс. чел.), получало жалованье натурой. Победа умеренного крыла, расправившегося в 1364 году с дервишами, ослабила государство сербедаров, и оно было ликвидировано Тимуром в 1381 году. Восстания сербедаров против Тимура (1383 год) и его преемника Шахруха (1405-06) были жестоко подавлены. Восстания сербедаров произошли и в Самарканде (1365 год), где сербедары захватили власть и удерживали ее почти год, и в Кермане (1373-74), где восстание сопровождалось казнями владетелей икта и высшего духовенства. Оба восстания были подавлены феодалами». Цитируется по: Советская историческая энциклопедия. М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1973-1982.
даты

Ноябрь 2020  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.