Календарь | ||
5 декабря
Вид на Порт-Артур с Перепелочной горы. Открытка начала 20 века
1904 год. 5 декабря (22 ноября ст.ст.) японские войска после длительной осады, понеся большие потери, смогли овладеть горой Высокой – последним рубежом русской армии в Порт-Артуре. Карта второго, третьего и четвертого штурма Порт-Артура
«5 декабря саперы неприятеля вплотную приблизились к русским окопам. После артиллерийской подготовки до 8 тысяч солдат противника под командованием генерала Сайто появились между горами Плоской и Высокой. Начался бой. Высокую штурмовали два полка пехоты (27-й и 28-й), Плоскую — один полк (26-й), два полка находились в резерве. Японская артиллерия вела шквальный огонь. Высокая скрылась в густых клубах дыма. В самом начале боя русские понесли тяжелые потери. Вновь назначенный комендант, подполковник Бутусов, обратился в штаб крепости за резервами, но пока четыре выделенные роты, снятые со спокойных участков, шли на гору, японцы захватили редут на ее вершине. Контратака, предпринятая наличными силами, успеха не имела. Из занятого блиндажа противник повел наступление на седловину горы, но был отбит. Сражение возобновилось после 2 часов дня. К 4 часам, хотя положение сторон и не изменилось, на Высокой выбыли из строя почти все офицеры, погибло много солдат и стал ощущаться недостаток патронов. Генерал Кондратенко приказал командующему Восточным фронтом Горбатовскому срочно доставить к Высокой 100 тысяч патронов, двух офицеров и выслать две роты солдат. Командующему Северным фронтом Семенову было приказано также выслать две роты и, кроме того, двух офицеров. Одновременно Кондратенко обратился к коменданту крепости Смирнову с просьбой выслать на Высокую две роты моряков. Между тем японцы продолжали нажимать, их следующая атака была осуществлена силами, превосходившими во много раз оборону, и они окончательно захватили одну из вершин горы и часть седловины. 5 декабря на Высокой сменилось несколько комендантов. С утра комендантом был подполковник Бутусов, после его гибели — капитан Иващенко, за ним — подполковник Покровский. Последним комендантом был инженер-механик флота Лосев, который в 4 часа 30 минут по телефону доложил в штаб полка, что японцы находятся всего в нескольких шагах от последнего блиндажа. К этому времени противник уже почти занял обе вершины. Утомленные, израненные русские солдаты и матросы были не в состоянии более противостоять врагу; их короткие контратаки не имели успеха. В 5 часов 30 минут вечера Высокая гора пала. Генерал Кондратенко, считая, что еще есть возможность, пользуясь ночью, сбросить противника с горы, немедленно приступил к организации контратаки. К штабу 5-го стрелкового полка были подтянуты охотничья команда с укрепления № 4, рота моряков с крейсера «Баян» и две с половиной роты солдат. Всего с остатками войск, отступившими с горы, собралось до [194] тысячи человек. Командиром отряда был назначен полковник Ирман. Наступление велось тремя группами на обе вершины горы и на седловину между ними. Правая колонна отряда в темноте подошла к правой вершине и штыками выбила японцев из редута; левая колонна — рота моряков с боем поднялась к другой вершине, но дальше продвинуться не смогла. То же произошло и с другими подразделениями, которые потеряли во время сближения с противником своих командиров. Контратака по существу не удалась. Чтобы сбросить японцев с горы, нужны были резервы, а у Кондратенко их не было. Около 10 часов вечера он приказал Ирману отступить на линию фортов № IV и № V. Войскам, занимавшим горы Плоскую, Дивизионную, Фальшивую и Панлуншань, также было приказано отойти ночью на главную линию обороны. К утру 6 декабря передовые позиции Западного фронта были оставлены русскими. Японцы не преследовали, их артиллерия молчала. В боях за Высокую японская армия потеряла до 12 тысяч солдат и офицеров. Только 7-я дивизия не досчиталась 6 тысяч человек; командир ее генерал Осака после боев едва смог сформировать из оставшихся солдат два батальона. Велики были потери и оборонявшихся; вышли из строя 4500 человек, в том числе 1404 моряка. На другой день после занятия горы японцы оборудовали на ней наблюдательный пункт для корректировки артиллерийского огня и открыли стрельбу из 11-дюймовых гаубиц по кораблям Порт-артурской эскадры. Таким образом, была окончательно предрешена участь русских броненосцев и крейсеров. Но крепость была еще сильна: ни один форт и ни одно долговременное укрепление не были взяты врагом. Борьба за Высокую гору была кульминационным пунктом боевого напряжения сил с обеих сторон. Особенно эта борьба была тяжела для русских; малочисленные, измученные осадой, подчас голодные, с незажившими ранами, солдаты все же нашли в себе силы сражаться против озверелого от длительных неудач неприятеля, который от штурма к штурму наращивал мощь своих ударов». Цитируется по: Сорокин А. И. Оборона Порт-Артура. — М.: Воениздат, 1952.
История в лицахАнглийский корреспондент Эллис Бартлетт: История осады Порт-Артура — это, от начала до конца, трагедия японского оружия;...ни в области стратегии, ни в области военного искусства не было проявлено со стороны японцев ничего выдающегося или особенно замечательного. Все ограничивалось тем, что тысячи людей размещались как можно ближе к неприятельским позициям и бросались в непрерывные атаки. Цитируется по: Керсновский А.А. История Русской армии. М.: Голос, 1992-1994
Мир в это время
«Для Тибета надолго останется памятным 1904 год: чужеземцы с войском пришли в Лхасу, и далай-лама покинул свою столицу, чтобы не видеть врага. Энергичный и властный вице-король Индии Керзон улучил удобную минуту, когда единственная держава, которая могла поддержать Тибет, — Россия — оказалась занятой войною, и наглядно доказал Тибету настойчивое, а следовательно и победоносное, упорство английской политики. Начальство над политически-военной миссией, конвоируемой трехтысячным отрядом, до горной артиллерии включительно, было возложено на путешественника и знатока Центральной Азии полковника Йёнгхёсбенда, ближайшее же ведение войсками и вообще военная часть вверялись генералу Макдональду. (…) Заключение этого договора было вообще тяжелым и утомительным делом. Восемь или десять человек из тибетцев приходили к начальнику миссии; каждый должен был сказать свое слово с тем, чтобы он, по возвращении к себе домой, мог похвалиться, что он, со своей стороны, разговаривал с уполномоченным Британии. Каждого Йёнгхёсбенд терпеливо выслушивал и каждому отвечал. Так как ежедневно к начальнику миссии приходило несколько новых личностей, то таким образом он действовал на большинство передовых людей Лхасы, между тем как капитан О'Коннор, испытание которого было еще больше, чем г. Йёнгхёсбенда, принимал большее число людей в своем частном помещении. В общем, полковник Йёнгхёсбенд составил низкую оценку умственных способностей тибетцев. Невозможно смотреть на них иначе, как на детей. Разговоры начальника экспедиции с ними велись не только о главном деле, но и об общих делах и между прочим о религии. Ти-Римпочэ, которому далай-лама, при своем поспешном отъезде из Лхасы за несколько дней до английского прибытия, оставил печать, имел кафедру богословия в монастыре Галдань, был вообще почитаем как старейший главный лама в Лхасе. Он был признан правителем и считался главным лицом при переговорах с полковником Йёнгхёсбендом. “Но даже он, — замечает Йёнгхёсбенд, — этот приятный добрый и веселый старый господин, каким он был, имел в действительности очень малую силу ума и только самую крошечку религиозной духовной философии. И в том, и в другом, очевидно, он был ниже обыкновенного брамина в Индии. Он любил маленькие шутки, и мы всегда были с ним в самых лучших отношениях. Ти-Римпочэ был твердо убежден, что земля имеет форму треугольника. Его научные познания ограничивались знанием громадного количества стихов из священных книг, заученных в зубрёжку, без понимания их значения; сведения о том, отчего или почему все произошло, ограничивались простыми цитатами из св. писания, а его религия главным образом состояла в обрядах. Общий средний уровень настоятелей монастырей и главных лам был даже менее вышеприведенного. Один монастырь в Лхасе вмещает в своих стенах не менее десяти тысяч монахов, другой около семи тысяч; но я не думаю, чтобы каждый, кто видел этих монахов, не мог бы заметить, какими были они испорченными, грязными и сладострастными людьми. Совершенно ошибочно предполагать, что в Тибете можно встретить чистый и возвышенный вид буддизма. Буддизм и цивилизация китайцев, конечно, подняли грубое племя, жившее в Тибете шесть или семь веков тому назад, на несколько большую высоту, чем они были до появления этих последних. Но умственная и духовная жизнь подавляется суровым режимом монастырей. На все иностранные понятия и индивидуальные оригинальности смотрят с презрением. И в результате всего этого — народ неумолимой суровости, вполне неспособный приспособляться к изменяющимся условиям и без всякой интеллектуальной силы или духовного стремления. Мы искали, но не нашли у них того удивительного Mahatmas, который бы указал нам дорогу к более высшим областям знания и мудрости, которых бы мы прежде не знали. И хотя я не стану отрицать, что буддизм сделал многое для смягчения нравов и просветления варварского племени поклонников дьявола в Тибете, но я не могу не предостеречь тех, кто ищет в Лхасе высшего интеллектуального или духовного руководства, и скажу им, чтобы они лучше поискали у себя на родине того, в чем они нуждаются. Напитанные, как только тибетцы могут быть напитаны, тем бесстрашным довольством, вкореняемым в них верою в Будду, они и до сих пор остаются во всех отношениях поклонниками дьявола. Их религия забавна и есть самая испорченная, но не самая чистая форма буддизма”. К счастью, англичане имели возможность преодолеть то чувство обструкции, которое высшие представители тибетской церкви до сих пор выказывали им. Благодаря влиянию г. Уальтона на китайских должностных лиц и многолетними, постоянным его сношениям с тибетскими ламами в Сиккиме и его тактическим убеждениям их, англичане могли получить доступ почти во все монастыри и храмы, и прежде, чем оставить Лхасу, британские должностные лица входили и выходили из них с таким же малым беспокойством, с каким бы они это делали в церкви св. Павла. Йёнгхёсбенд настоял, чтобы договор был подписан в Потала, в самом лучшем его апартаменте, и как только ламы увидели, что от этого не произошло для них никакого вреда, а англичане неизменно обращались с тибетцами с почтением и уважением, то они совершенно прекратили обструкцию, и когда перед самым отъездом из Лхасы Йёнгхёсбенд формально посетил большой собор, называемый Джо-Канг, то был удивлен, увидев их искренно настаивающими на том, чтобы начальник английской миссии вошел внутрь решетки и обошел вокруг прекрасного изображения Будды. “Такой привилегии, — говорит полковник Йёнгхёсбенд, — я не получал никогда ни в одном из храмов в Индии”. Тибетские храмы с наружной стороны солидны и массивны, хотя и не совсем красивы. Внутри же они очаровательны и оригинальны, а иногда даже забавны и смешны. У некоторых членов миссии осталось впечатление о громадных, бесстрашных фигурах Будды, вечно спокойно и неподвижно смотрящих вниз, о стенах, разрисованных смешными демонами и драконами, о интересно украшенных деревянных колоннах и крышах, об общей грязи и нечистоте и о бесчисленных чашках с маслом, горящих днем и ночью, как горят свечи в римско-католических церквах перед изображениями святых. Скорее, чем англичане могли ожидать, договор с тибетцами был подписан, и они начали приготовляться к отъезду в Индию. Раз дело было кончено, тибетцы были настолько счастливы, насколько могли. Ни одно лицо не было ответственным; каждый имел свое слово, и если какое-нибудь порицание могло упасть на чью-либо голову, то оно должно было падать на все и на все одинаково. “Но в глубине сердец, — пишет полковник Йёнгхёсбенд, — тибетцы знали вполне хорошо, что они отделались замечательно дешево». Цитируется по: Английская экспедиция в Тибет // Исторический вестник. № 5, 1907
|
даты
Конвертация дат материалы О календарях
|