Календарь


Вид Большого Театра. А.Арну. 19 век

1825 год. 18 января (6 января ст.ст.) прологом «Торжество муз» Верстовского и Алябьева было открыто современное здание Большого театра.     


«В 1776 московский губернский прокурор князь П. В. Урусов и антрепренёр М. Г. Медокс сформировали постоянную труппу Московского российского театра, в которую вошли театральные труппы Н. С. Титова и Московского университета, а также крепостные актёры П. В. Урусова и др. С 1776 спектакли ставились в доме графа Р. И. Воронцова на Знаменке (здесь в 1779 была поставлена комическая опера М. М. Соколовского «Мельник — колдун, обманщик и сват»). В 1780 театр перешёл в здание, построенное на углу Петровки (на месте современного Б. т.), и стал именоваться Петровским. Это был первый в Москве постоянный театр. Участие певцов в драматических спектаклях способствовало развитию реалистического искусства русской оперной сцены. Среди первых актёров: И. И. и Н. Ф. Калиграф, Г. В. Базилевич, М. С. Синявская, И. М. Соколовская, А. Г. Ожогин, П. В. Злов, позже Е. С. Сандунова и др. В репертуаре театра были оперы первых русских композиторов: В. А. Пашкевича, М. М. Соколовского, Е. И. Фомина и др., а также популярные произведения крупнейших иностранных композиторов: В. Моцарта, Дж. Перголези, Д. Чимарозы, А. Гретри и др. В балетную труппу театра вошли воспитанники Московского воспитательного дома и крепостные актёры. В 1806 театр стал государственным (перешёл в ведение Дирекции московских императорских театров).

         В 1805 здание театра сгорело, и до 1825 спектакли шли на различных театральных площадках. Построенный (на старом месте) в 1824 новый театр (архитектор О. И. Бове, с использованием проекта А. А. Михайлова) получил название Большой Петровский. Монументальное здание с мощным 8-колонным портиком и медной квадригой Аполлона над фронтоном (скульптор П. К. Клодт) — выдающийся по красоте и внутреннему устройству памятник русского ампира. Театр был открыт 6(18) января 1825 прологом «Торжество муз» Верстовского и Алябьева. В эти годы в репертуаре театра всё большее место занимают произведения русских авторов: сначала оперы-водевили («Деревенский философ» Алябьева, «Хлопотун», «Забавы калифа» Верстовского и др.) и балеты-дивертисменты («Семик, или Гулянье в Марьиной роще», «Праздник жатвы» на музыку С. Давыдова и др.), позднее оперы Верстовского: «Пан Твардовский» (1828), «Вадим» (1832), «Тоска по родине» (1839) и др., лучшей из которых была «Аскольдова могила» (1835). Ведущее место на московской сцене занимали певцы: П. П. Булахов, А. О. Бантышев, Н. В. Лавров, Н. В. Репина и др.

         Среди балетов были популярны спектакли-дивертисменты с национальными сюжетами. Успехи балета связаны с приходом в 1812 в театр танцовщика и балетмейстера А. П. Глушковского. В балетной труппе выделялись: Т. И. Иванова, Д. С. Лопухина, А. И. Воронина-Иванова и др. С расцветом русской романтической оперы утверждается и романтический балет; был поставлен балет «Жизель» Адана (1843). Среди артистов балета: Е. А. Санковская, Е. И. Андреянова, К. Ф. Богданов и др.

         Историческим этапом в развитии театра и формировании реалистических принципов вокального сценического искусства явились постановки опер М. И. Глинки «Иван Сусанин» (1842) и «Руслан и Людмила» (1846) и оперы А. С. Даргомыжского «Русалка» (1859)».
Цитируется по: Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970-1977

История в лицах


А. Булгаков, воспоминания:
перед увертюрой поднялся ужасный шум; стали выкликать строителя: Бове, Бове! Он явился в ложе директора и его заглушили рукоплесканиями, и «браво» летали по зале!
Цитируется по: Люди русской науки: Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники / Под ред. С.И. Вавилова. — М., Л.: Гос. изд-во техн.-теоретической лит-ры, 1948


Мир в это время


    В 1912 году в Китае с отречением императрицы Лунъюй завершается правление династии Цинь

    Император Пу И в детстве. Примерно 1910 год
    «Принятие этой подлинно демократической конституции имело огромное историческое значение для развития идей демократии в Китае, для утверждения демократических институтов. Этот документ на долгие годы стал политическим ориентиром демократических сил страны.
    Однако в начале 1912 г. основное внимание президента и его правительства было обращено, естественно, на завершение борьбы с цинской монархией. Юань Шикай, узнав об избрании Сунь Ятсена временным президентом, дает указания Тан Шаои прервать переговоры в Шанхае, настаивая на возможности соглашения, с Югом только на основе признания конституционной монархии. Одновременно Юань Шикай пытается мобилизовать свои военные силы. В ответ на это правительство Сунь Ятсена объявляет о подготовке революционной армии для наступления на Пекин. Решимость республиканского правительства, углубление политического кризиса в Пекине заставляют, однако, Юань Шикая вскоре изменить свою тактику. Окончательно убедившись в прочности республиканских институтов, в невозможности возглавить китайское государство без отречения цинской династии, Юань Шикай решает принести в жертву своим честолюбивым расчетам монархический режим. 1 февраля он вынуждает вдовствующую императрицу поручить ему ведение переговоров с Нанкином на условиях отречения династии. Переговоры завершаются соглашением, которое предусматривало денежное содержание императорской семьи, сохранение ее имущества, ее титулов и гражданских прав. 5 февраля Национальное собрание утвердило условия отречения. 12 февраля вдовствующая императрица от имени малолетнего императора Пу И издает эдикты об отречении. В одном из эдиктов, в частности, говорилось: «Общее желание ясно выражает Волю Неба, и не нам противодействовать этим желаниям... Мы с императором с нашей стороны сим актом передаем суверенитет народу в целом и заявляем, что конституция отныне будет республиканской, тем самым удовлетворяем требования тех, кто ненавидит беспорядок и желает мира, кто следует учению мудрых, согласно которому Поднебесная принадлежит народу». После 267-летнего господства в последних числах года синъхай по традиционному календарю (поэтому революция и называется Синьхайской) рухнула власть маньчжурской династии».
    Цитируется по: История Китая. Под редакцией А.В. Меликсетова. М.: Изд-во МГУ, Изд-во Высшая школа, 2002. с.371-372
даты

Декабрь 2024  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17

  • 18

  • 19

  • 20

  • 21

  • 22

  • 23

  • 24

  • 25

  • 26

  • 27

  • 28

  • 29

  • 30

  • 31

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"