Календарь


Вид Большого Театра. А.Арну. 19 век

1825 год. 18 января (6 января ст.ст.) прологом «Торжество муз» Верстовского и Алябьева было открыто современное здание Большого театра.     


«В 1776 московский губернский прокурор князь П. В. Урусов и антрепренёр М. Г. Медокс сформировали постоянную труппу Московского российского театра, в которую вошли театральные труппы Н. С. Титова и Московского университета, а также крепостные актёры П. В. Урусова и др. С 1776 спектакли ставились в доме графа Р. И. Воронцова на Знаменке (здесь в 1779 была поставлена комическая опера М. М. Соколовского «Мельник — колдун, обманщик и сват»). В 1780 театр перешёл в здание, построенное на углу Петровки (на месте современного Б. т.), и стал именоваться Петровским. Это был первый в Москве постоянный театр. Участие певцов в драматических спектаклях способствовало развитию реалистического искусства русской оперной сцены. Среди первых актёров: И. И. и Н. Ф. Калиграф, Г. В. Базилевич, М. С. Синявская, И. М. Соколовская, А. Г. Ожогин, П. В. Злов, позже Е. С. Сандунова и др. В репертуаре театра были оперы первых русских композиторов: В. А. Пашкевича, М. М. Соколовского, Е. И. Фомина и др., а также популярные произведения крупнейших иностранных композиторов: В. Моцарта, Дж. Перголези, Д. Чимарозы, А. Гретри и др. В балетную труппу театра вошли воспитанники Московского воспитательного дома и крепостные актёры. В 1806 театр стал государственным (перешёл в ведение Дирекции московских императорских театров).

         В 1805 здание театра сгорело, и до 1825 спектакли шли на различных театральных площадках. Построенный (на старом месте) в 1824 новый театр (архитектор О. И. Бове, с использованием проекта А. А. Михайлова) получил название Большой Петровский. Монументальное здание с мощным 8-колонным портиком и медной квадригой Аполлона над фронтоном (скульптор П. К. Клодт) — выдающийся по красоте и внутреннему устройству памятник русского ампира. Театр был открыт 6(18) января 1825 прологом «Торжество муз» Верстовского и Алябьева. В эти годы в репертуаре театра всё большее место занимают произведения русских авторов: сначала оперы-водевили («Деревенский философ» Алябьева, «Хлопотун», «Забавы калифа» Верстовского и др.) и балеты-дивертисменты («Семик, или Гулянье в Марьиной роще», «Праздник жатвы» на музыку С. Давыдова и др.), позднее оперы Верстовского: «Пан Твардовский» (1828), «Вадим» (1832), «Тоска по родине» (1839) и др., лучшей из которых была «Аскольдова могила» (1835). Ведущее место на московской сцене занимали певцы: П. П. Булахов, А. О. Бантышев, Н. В. Лавров, Н. В. Репина и др.

         Среди балетов были популярны спектакли-дивертисменты с национальными сюжетами. Успехи балета связаны с приходом в 1812 в театр танцовщика и балетмейстера А. П. Глушковского. В балетной труппе выделялись: Т. И. Иванова, Д. С. Лопухина, А. И. Воронина-Иванова и др. С расцветом русской романтической оперы утверждается и романтический балет; был поставлен балет «Жизель» Адана (1843). Среди артистов балета: Е. А. Санковская, Е. И. Андреянова, К. Ф. Богданов и др.

         Историческим этапом в развитии театра и формировании реалистических принципов вокального сценического искусства явились постановки опер М. И. Глинки «Иван Сусанин» (1842) и «Руслан и Людмила» (1846) и оперы А. С. Даргомыжского «Русалка» (1859)».
Цитируется по: Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970-1977

История в лицах


А. Булгаков, воспоминания:
перед увертюрой поднялся ужасный шум; стали выкликать строителя: Бове, Бове! Он явился в ложе директора и его заглушили рукоплесканиями, и «браво» летали по зале!
Цитируется по: Люди русской науки: Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники / Под ред. С.И. Вавилова. — М., Л.: Гос. изд-во техн.-теоретической лит-ры, 1948


Мир в это время


    В 1912 году в Китае с отречением императрицы Лунъюй завершается правление династии Цинь

    Император Пу И в детстве. Примерно 1910 год
    «Принятие этой подлинно демократической конституции имело огромное историческое значение для развития идей демократии в Китае, для утверждения демократических институтов. Этот документ на долгие годы стал политическим ориентиром демократических сил страны.
    Однако в начале 1912 г. основное внимание президента и его правительства было обращено, естественно, на завершение борьбы с цинской монархией. Юань Шикай, узнав об избрании Сунь Ятсена временным президентом, дает указания Тан Шаои прервать переговоры в Шанхае, настаивая на возможности соглашения, с Югом только на основе признания конституционной монархии. Одновременно Юань Шикай пытается мобилизовать свои военные силы. В ответ на это правительство Сунь Ятсена объявляет о подготовке революционной армии для наступления на Пекин. Решимость республиканского правительства, углубление политического кризиса в Пекине заставляют, однако, Юань Шикая вскоре изменить свою тактику. Окончательно убедившись в прочности республиканских институтов, в невозможности возглавить китайское государство без отречения цинской династии, Юань Шикай решает принести в жертву своим честолюбивым расчетам монархический режим. 1 февраля он вынуждает вдовствующую императрицу поручить ему ведение переговоров с Нанкином на условиях отречения династии. Переговоры завершаются соглашением, которое предусматривало денежное содержание императорской семьи, сохранение ее имущества, ее титулов и гражданских прав. 5 февраля Национальное собрание утвердило условия отречения. 12 февраля вдовствующая императрица от имени малолетнего императора Пу И издает эдикты об отречении. В одном из эдиктов, в частности, говорилось: «Общее желание ясно выражает Волю Неба, и не нам противодействовать этим желаниям... Мы с императором с нашей стороны сим актом передаем суверенитет народу в целом и заявляем, что конституция отныне будет республиканской, тем самым удовлетворяем требования тех, кто ненавидит беспорядок и желает мира, кто следует учению мудрых, согласно которому Поднебесная принадлежит народу». После 267-летнего господства в последних числах года синъхай по традиционному календарю (поэтому революция и называется Синьхайской) рухнула власть маньчжурской династии».
    Цитируется по: История Китая. Под редакцией А.В. Меликсетова. М.: Изд-во МГУ, Изд-во Высшая школа, 2002. с.371-372
даты

Январь 2021
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.