Календарь


Михаил Фёдорович на собрании боярской думы. А.Рябушкин. 1893 год. Третьяковская галерея, Москва

1613 год. 3 марта (21 февраля ст.ст.) решением собора российским царем был избран Михаил Федорович Романов

Коронование царя Михаила Феодоровича в Успенском соборе. Литография XIX века с гравюры XVII века


«Отступление Сигизмунда дало досуг заняться избранием царя всею землею. Разосланы были грамоты по городам с приглашением прислать властей и выборных в Москву для великого дела; писали, что Москва от польских и литовских людей очищена, церкви божии в прежнюю лепоту облеклись и божие имя славится в них по-прежнему; но без государя Московскому государству стоять нельзя, печься об нем и людьми божиими промышлять некому, без государя вдосталь Московское государство разорят все: без государя государство ничем не строится и воровскими заводами на многие части разделяется и воровство многое множится, и потому бояре и воеводы приглашали, чтоб все духовные власти были к ним в Москву, и из дворян, детей боярских, гостей, торговых, посадских и уездных людей, выбрав лучших, крепких и разумных людей, по скольку человек пригоже для земского совета и государского избрания, все города прислали бы в Москву ж, и чтоб эти власти и выборные лучшие люди договорились в своих городах накрепко и взяли у всяких людей о государском избранье полные договоры. Когда съехалось довольно много властей и выборных, назначен был трехдневный пост, после которого начались соборы. Прежде всего стали рассуждать о том, выбирать ли из иностранных королевских домов или своего природного русского, и порешили "литовского и шведского короля и их детей и иных немецких вер и никоторых государств иноязычных не христианской веры греческого закона на Владимирское и Московское государство не избирать, и Маринки и сына ее на государство не хотеть, потому что польского и немецкого короля видели на себе неправду и крестное преступленье и мирное нарушенье: литовский король Московское государство разорил, а шведский король Великий Новгород взял обманом". Стали выбирать своих: тут начались козни, смуты и волнения; всякий хотел по своей мысли делать, всякий хотел своего, некоторые хотели и сами престола, подкупали и засылали; образовались стороны, но ни одна из них не брала верх. Однажды, говорит хронограф, какой-то дворянин из Галича принес на собор письменное мнение, в котором говорилось, что ближе всех по родству с прежними царями был Михаил Федорович Романов, его и надобно избрать в цари. Раздались голоса недовольных: "Кто принес такую грамоту, кто, откуда?" В то время выходит донской атаман и также подает письменное мнение: "Что это ты подал, атаман?" - спросил его князь Дмитрий Михайлович Пожарский. "О природном царе Михаиле Федоровиче", - отвечал атаман. Одинакое мнение, поданное дворянином и донским атаманом, решило дело: Михаил Федорович был провозглашен царем. Но еще не все выборные находились в Москве; знатнейших бояр не было; князь Мстиславский с товарищами тотчас после своего освобождения разъехались из Москвы: им неловко было оставаться в ней подле воевод-освободителей; теперь послали звать их в Москву для общего дела, послали также надежных людей по городам и уездам выведать мысль народа насчет нового избранника и окончательное решение отложили на две недели, от 8 до 21 февраля 1613 года. Наконец Мстиславский с товарищами приехали, приехали и запоздавшие выборные, возвратились посланники по областям с известием, что народ с радостию признает Михаила царем. 21 февраля, в неделю православия, т. е. в первое воскресенье Великого поста, был последний собор: каждый чин подал письменное мнение, и все эти мнения найдены сходными, все чины указывали на одного человека - Михаила Федоровича Романова. Тогда рязанский архиепископ Феодорит, троицкий келарь Авраамий Палицын, новоспасский архимандрит Иосиф и боярин Василий Петрович Морозов взошли на Лобное место и спросили у народа, наполнявшего Красную площадь, кого они хотят в цари? "Михаила Федоровича Романова" - был ответ».
Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т.8, глава 8. М.: Мысль, 1989. с.668-670

История в лицах


Современники о Михаиле Федоровиче:
Не точию убо в телесных добротах сияше, но и душу мужествену являя и благодатми светящуюся отвсюду, бе бо всеми добрыми делы украшая себе, постом и молитвою, правдою и целомудрием, чистотою и смиреномудрием, правдосудием и благовеинством присно украшая себе, лети же и лукавства и всякого зла отнюдь всяк ненавистен бысть... и не храня вражды всякия, ниже злобе или гневу в сердце своем место даяше, ко всем бысть всегда тих и кроток
Цитируется по: Попов А.Н. Обзор хронографов русской редакции. Вып. 2. М. 1869, с. 204.


Мир в это время


    В 1613 году подписанием Кнередского мира завершается Кальмарская война между Данией и Швецией.

    Кальмарская война 1611 года. Гравюра XVII века


    «Кальмарская война - так называется война, начавшаяся в 1611 году между Данией и Швецией, в царствование Христиана IV и Карла IX. Причины, ее вызвавшие, лежали, прежде всего, в зундском и нарвском вопросах, которые оставались неразрешенными с самого Штеттинского мира 1570 г.; затем одним из мотивов к войне служило стремление Швеции к ее естественным границам, желание возвратить себе южные провинции, находившиеся под властью Дании. Постоянные споры происходили и из-за норвежских границ. Попытки уладить спорные вопросы мирным путем не удались; многочисленные конгрессы, созывавшиеся с конца XVI ст., сильнее только обнаруживали взаимную вражду обоих народов. Войну объявил Христиан IV и сам стал во главе войска. Гор. Кальмар скоро был взят датчанами, но крепость продолжала защищаться. Шведские войска явились к ней на помощь, и 17 июня под стенами крепости произошла одна из самых кровопролитных битв в северной истории. Она возобновлялась три раза; оба короля принимали в ней участие. Датчане вышли из нее победителями благодаря, главным образом, личной отваге Христиана. В начале августа крепость сдалась датчанам. 30 октября Карл IX умер; войну продолжал сын его Густав-Адольф. Посредниками явились Англия, Нидерланды и Бранденбург, имевшие в виду привлечь скандинавских государей к участию в общеевропейских делах. Переговоры о мире открылись зимой 1612 г. Все завоевания датчан были возвращены шведам за миллион талеров. Швеция отказывалась от своих владений в Лапмаркене; датчанам разрешалась беспошлинная торговля в Швеции, шведам — в Дании; торговля с Ригой и Курляндиею объявлена свободной; пленники были обменены, штеттинский мир восстановлен. Христиан подписал акт Кнередского мира 26 января 1613 г».
    Цитируется по: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Спб: Издательское общество Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон. 1890-1907 гг.
даты

Декабрь 2024  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

  • 11

  • 12

  • 13

  • 14

  • 15

  • 16

  • 17

  • 18

  • 19

  • 20

  • 21

  • 22

  • 23

  • 24

  • 25

  • 26

  • 27

  • 28

  • 29

  • 30

  • 31

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"