Календарь


Беседа Давыда Игоревича Волынского и Святополка Изяславича Киевского о «коварстве» Василька Теребовльского. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV век

1093 год. 24 апреля князь Святополк Изяславич прибывает в Киев, чтобы занять великокняжеский престол

«Владимир мог бы сесть на престоле родителя своего; но сей чувствительный, миролюбивый Князь уступил оный Изяславову сыну и, сказав: "Отец его был старее и княжил в столице прежде моего отца; не хочу кровопролития и войны междоусобной", объявил Святополка Государем Российским; сам отправился в Чернигов, а брат его, Ростислав, в Переяславль.

Святополк, княжив несколько лет в Новегороде, еще в 1088 году выехал оттуда, будучи, как вероятно, недоволен его беспокойными гражданами (которые тогда же призвали к себе юного Князя, Мстислава, сына Владимирова) и жил в Турове: он с радостию прибыл в Киев [24 апреля 1093 г.], и народ также с радостию встретил нового Государя, обещая себе мир и тишину под его властию. Сия надежда не исполнилась, и начало Святополкова княжения ознаменовалось великими несчастиями.

Половцы, узнав о кончине Всеволода, изъявили желание остаться друзьями России. Легкомысленный Святополк не посоветовался с Боярами отца своего и дяди: велел заключить Послов в темницу; но сведав, что мстительные варвары везде жгут и грабят в его области, вздумал сам просить их о мире. Половцы уже не хотели слушать сих предложений, и Великий Князь, собрав только 800 воинов, спешил выступить в поле. Едва благоразумные Бояре могли удержать его, представляя ему, что вопреки надменному самохвальству молодых людей, нужны не сотни, а тысячи для отражения врагов; что область Киевская, изнуренная войнами, истощенная данями, опустела и что надобно требовать помощи от мужественного Владимира. Князь Черниговский немедленно вооружился и призвал брата своего, Ростислава. Но Князья, соединив дружины, не могли согласиться в мыслях; стояли под Киевом и ссорились между собою. Наконец Бояре сказали им: "Ваша распря губит народ; смирите врагов и тогда уже думайте о своих несогласиях". Святополк и Владимир, приняв благой совет, обнялися братски и в знак искренней взаимной любви целовали святой крест, по тогдашнему обыкновению. Неприятели осаждали Торческ, город, населенный Торками, которые, оставив жизнь кочевую, поддалися Россиянам: Князья хотели освободить его, Святополк битвою, Мономах миром. Остановясь близ Триполя, они призвали Бояр на совет. Янь, Воевода Киевский, друг блаженного Феодосия, и многие другие были одного мнения с Князем Черниговским. "Половцы (говорили они) видят блеск мечей наших и не отвергнут мира". Но Киевляне, желая победы, склонили большинство голосов на свою сторону, и войско Российское перешло за Стугну. Святополк вел правое крыло, Владимир левое: Ростислав находился в средине. Они поставили знамена между земляными укреплениями Трипольскими и ждали неприятеля, который, выслав наперед стрелков, вдруг устремился всеми силами на Святополка. Киевляне не могли выдержать сего удара и замешались. Великий Князь оказал примерную неустрашимость; бился долго, упорно и последний оставил место сражения. Средина и левое крыло, не умев искусным, быстрым движением спасти правого, еще несколько времени стояли, но также уступили превосходству неприятеля. Земля дымилась кровию. Россияне, спасаясь от меча победителей, толпами гибли в реке Стугне, которая от дождей наполнилась водою. Мономах, видя утопающего брата, забыл собственную опасность и бросился во глубину: усердная дружина извлекла его из волн - и сей Князь, оплакивая Ростислава, многих Бояр своих, отечество, с горестию возвратился в Чернигов, а Святополк в Киев. Несчастная мать Ростиславова ожидала сына: ей принесли тело сего юноши, коего безвременная смерть была предметом всеобщего сожаления»
Цитируется по: Карамзин Н.М. История государства Российского. М,: Эксмо, 2006

История в лицах


Лаврентьевская летопись:
В дн҃ь . антипаскъı . мс̑ца . априлѧ . въ . к҃д . дн҃ь . Приде Ст҃ополкъ Къıєву. [и] изидоша противу ѥму Киӕне с поклоном̑ . и приӕша и с радостью . [и] сѣде на столѣ ѡц҃а своѥго и строӕ своѥго . в се времѧ поидоша Половци на Русьскую землю . слъıшавше ӕко оумерлъ ѥсть Всеволодъ . послаша слъı къ Ст҃ополку ѡ мирѣ . Ст҃ополкъ же не здумавъ . с болшею дружиною ѡтнею . и строӕ своѥго . но свѣтъ створи с пришедшими с нимъ. [и] изъимавъ слъı всажа и в-ъıстобъку. слъıшавше же се Половци почаша воѥвати . и придоша Половци мнози . и ѡступиша Торциискъıи град̑ . Стополкъ же пусти слъı Половецьскъıѣ . хотѧ мира . и не всхотѣша Половци мира . и ступиша Половци воюючи. Ст҃ополкъ же поча сбирати воє хотѧ на не . и рѣша ѥму мужи смъıслении . не кушаисѧ противу имъ . ӕко мало имаши вои . ѡн же реч̑ имѣю ѻтрокъ своих̑ . ѱ҃ . иже могуть противу имъ стати . начаша же друзии несмъıслении гл҃ти. поиди кнѧже . смъıслении же гл҃ху . аще бъı [ихъ] пристроилъ и . и҃ . тъıсѧчь не лихо то ѥсть . наша землѧ ѡскудѣла ѥсть ѿ рати и ѿ продажь . но послисѧ к брату своѥму Володимеру . да бъı ти помоглъ . Ст҃ополкъ же послушавъ ихъ . посла к Володимеру . да бъı помоглъ ѥму . Володимеръ же собра вои свои и посла по Ростислава брата своѥго Переӕславлю. велѧ ѥму помагати Ст҃ополку .
Цитируется по: Полное собрание русских летописей. Т. 1. Лаврентьевская летопись. Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1926.


Мир в это время


    В 1093 году известный католический богослов Ансельм из Аосты становится архиепископом Кентерберийским

    Печать Ансельма Кентерберийского. XI век
    «(Anselm) (1033 — 1109) — теолог, представитель схоластики. С 1093 архиепископ Кентерберийский. Понимал веру как предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь». В противоположность умозаключениям к бытию Бога от бытия вещей развил т.н. онтологическое доказательство (онтологический аргумент) бытия Бога, выводящее его бытие из самого понятия Бога как всесовершенной сущности, необходимо включающей бытийственность. Проявившиеся в этом рассуждении понимание бытия как некоего «совершенства» и устремление к непосредственному интеллектуальному созерцанию Бога характерны для традиции августинианства. В полемике об универсалиях А. стоял на позициях схоластического реализма. Крайний теологический рационализм А. проявился в его трактате «Почему Бог вочеловечился?», где он пытался чисто логически доказать необходимость воплощения Бога в человеке».
    Цитируется по: Философия: Энциклопедический словарь. Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004
даты

Июль 2024  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"