Календарь


Взятие Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году Г. Угрюмов. Начало 1800-х гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

1552 год. 16 июня войско Ивана IV выступает на Казань против крымского хана Девлет-Гирея

Поход Ивана Грозного на Казань. Июнь—август 1552


«Государь то присутствовал в Думе, то смотрел полки и снаряд огнестрельный, изъявляя нетерпение выступить в поле. Боярин Князь Иван Федорович Мстиславский и Князь Михайло Иванович Воротынский, названный тогда, в знак особенной к нему милости Иоанновой, слугою Государевым, пошли с главною ратию в Коломну. Передовую дружину вели Князья Иван Пронский-Турунтай и Дмитрий Хилков, правую руку - Боярин Князь Петр Щенятев и Князь Андрей Михайлович Курбский, левую - Князь Дмитрий Микулинский и Плещеев, стражу - Князь Василий Оболенский-Серебряный и Симеон Шереметев, а собственную Царскую дружину - Князь Владимир Воротынский и Боярин Иван Шереметев. Уже полки стояли от Коширы до Мурома; Окою, Волгою плыли суда с запасами и пушками к Нижнему Новугороду: но в Царском совете было еще несогласие: многие думали, что лучше идти на Казань зимою, нежели летом; так в особенности мыслил Шиг-Алей: Иоанн призвал его из Касимова в Москву, осыпал милостями, дал ему несколько сел в Мещере и дозволил жениться на вдове Сафа-Гиреевой, Царице Сююнбеке. Будучи не способен к ратному делу, ни духом слабым, ни телом чрезмерно тучным, Алей славился умом основательным. "Казань, - говорил он, - заграждена лесами, озерами и болотами: зима будет вам мостом". Иоанн не хотел ждать и, сказав: "войско готово, запасы отправлены и с Божиею помощию найдем путь к доброй цели", решился ехать немедленно в стан Коломенский. 16 Июня Государь простился с супругою. Она была беременна: плакала, упала к нему в объятия. Он казался твердым; утешал ее; говорил, что исполняет долг Царя и не боится смерти за отечество; поручил Анастасию Богу, а ей всех бедных и несчастных; сказал: "милуй и благотвори без меня; даю тебе волю Царскую; отворяй темницы; снимай опалу с самых виновных по твоему усмотрению, и Всевышний наградит меня за мужество, тебя за благость". Анастасия стала на колена и вслух молилась о здравии, о победе, о славе супруга; укрепилась душою и в последнем нежном целовании явила пример необыкновенного в юной жене великодушия. Государь пошел в церковь Успения: долго молился; просил Митрополита и Епископов быть ревностными ходатаями за Россию пред Богом, утешителями Анастасии и советниками брата его, Юрия, который оставался главою Москвы. Святители, Бояре, народ, проливая слезы, обнимали Государя. Вышедши из церкви, он сел на коня и с дружиною Царскою поехал в Коломенское, где обедал с Боярами и Воеводами; был весел, ласков; хотел ночевать в любимом селе своем Острове и на сем пути встретил гонца с вестию из Путивля, что Крымцы густыми толпами идут от Малого Дона Северского к нашей Украйне. Не знали, кто предводительствует ими: Хан или сын его. Государь не оказал ни малейшего беспокойства; ободрял всех бывших с ним чиновников и говорил им: "Мы не трогали Хана; но если он вздумал поглотить Христианство, то станем за отечество: у нас есть Бог!" Иоанн спешил в Коломну, взяв с собою Князя Владимира Андреевича, коего он хотел было отпустить назад в Москву из Острова. В Коломне ожидали Государя новые вести: Крымцы шли к Рязани. Иоанн немедленно сделал распоряжение: велел стать Большому полку у Колычева, Передовому у Мстиславля, а Левой Руке близ Голутвина; советовался с Шиг-Алеем: отправил его в Касимов; вместе с Князем Владимиром Андреевичем осмотрел войско на берегах Оки; говорил речи сановникам и рядовым; восхищал их своею милостию, одушевлял бодростию и везде слышал восклицания: "мы готовы умереть за Веру и за тебя, Царя добродетельного!" Избрав место для битвы, он возвратился в Коломну и написал в Москву к Царице и к Митрополиту, что ждет Хана без ужаса, надеясь на благость Всевышнего, на их молитву и на мужество войска; что храмы в Москве должны быть отверсты, а сердца спокойны».
Цитируется по: Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2006.

История в лицах


Казанский летописец:
О пошествии на Казань царя и великого князя, и о пришествии Крымского царя на Рускiя пределы, и о прогнани его. И повелеваетъ привести къ себе великии свои конь и вседаетъ нань, глаголющи протчее слово: ревнуя яко поревновахъ по Господе, Бозе своемъ, вседержителе. Вседаетъ же на своя коня силная вси князи, и воеводы, и храбрыя воины, и седше вскоре, яко высокопарнии орли, полетевше изо очию безчисленного множества народа Московского, борзо идучи и другъ друга женущи, и другъ друга состизающи, яко на царевъ пиръ позвани и царемъ радующеся, идяху. Выеждятъ же царь князь великии изъ великого своего града столного, славныя Москвы, въ лето 7060-го, месяца июня, въ первую неделю Петрова поста, въ 10 часъ дни, 22-е лето отъ рожения возраста своего. И поиде съ Москвы на Коломну, и слыша тамо буяго варвара, нечистивого царя Крымского Девлетъ-кирея, пришедшаго со многими Срацыны своими на Руския пределы, на Тулу, отаи и неведомо, яко тать въ нощи, и хотя православие пленити. Аки два лва кровопиица изъ дубровы искочиста, и две огненныя главни пожигающи и попаляющи христьянъство, аки терние траву, едномысленно совещашеся на стадо Христово Крымскии царь съ Казанскимъ царемъ, яко да кождо ихъ отъ своя си ны спадутъ, чаяху бо уже пошедше хъ Казани Московского самодержца со всеми вои Рускими, и мневше себе, окаянны, благополучно время изыскавше исполнити хотение свое невозбранно и некому стати мошно впреки ему, яко темъ смирятъ и устрашатъ царя и великого князя того лета не воевати Казань, да соберутца Казанцы съ Крымцы и могутъ съ нити братися. И не попусти имъ Богъ тако быти по воле ихъ. Царь же князь великии пришедъ на Коломну и входить во церковь соборную пречистыя Богородица, честнаго ея Успения, и повеле ту сущему епископу Феодосию со всемъ его соборомъ пети молебны; самъ же приходить къ пречистыя образу, иже была на Дону съ преславнымъ и великимъ княземъ, и тако припадаетъ и молится и милосердаго владыку и Господа нашего Исуса Христа, рожшую его Богоматерь, со многими слезами и воздыхани сердечными, о пособлении, и о помощи, и о победе на противныя Агаряны. И помолився изходитъ изъ церкви, взявъ благословение отъ епископа Феодосия и отъ всего свещенного собора, и отпущаетъ противъ царя Крымского великихъ воеводъ своихъ, князя Петра Щенятева, да князя Ивана Турантая Пронского со инеми со многими вои. Они же шедше и обретоша царя у Тулы града стояща. - И мало въ ту нощь не взя градъ, всехъ бо уже градныхъ боицевъ изби, и врата града изломи, но вечеръ приспе, и жены яко мужи охрабришася и съ малыми детми и врата граду камениемъ затвердиша. - Царь же очюти пришедшихъ воеводъ Московскихъ,. и паде на ны страхъ и трепетъ, вставъ и побежа нощию отъ града Тулы, и весь, нарядъ свои у града стоящи пометавъ, съ великимъ срамомъ, гонимъ Божиимъ гневомъ, и токмо единеми душами своими и телеса своя носящи, оставивъ катарги своя, и шатры, и велбуды, и колесница во станахъ в нихъ же бе все стяжание ихъ, сребряное, и златое, и ризное, и стенобитныя сосуды, - и бежаща исполнишася весь путь мечаще различныя своя оружия и ризы. Воеводы же последи царя женуще и победиша много силы его и весь Рускии пленъ назадъ отплениша, самого же царя прогнаша въ поле великое за Донъ, мало его жива не яша, и много Крымскии пленъ приведоша во градъ на Коломну, на уверение самодержцу и на показание всему народу. Онъ же прославль Бога о семъ, посрамльшаго лютаго врага, Крымского царя, и возвеселися по седмь днеи веселиемъ великимъ, со всеми князи и воеводами, и воздавая победителемъ почести великия комуждо по достоянию ихъ. Техъ же пленныхъ Крьмцовъ по велению его живыхъ всехъ въ реку вметаша.
Цитируется по: Полное собрание русских летописей. Том 19. История о Казанском царстве - М.: Языки русской культуры, 2000


Мир в это время


    В 1552 году возобновляется война между императором Карлом V и французским королем Генрихом II.

    Карл V на лошади. А.Ван Дайк. 1620 год
    «Следующие пять лет стали временем наивысшего могущества Карла: Франция была побеждена, в Испании и Италии он имел почти неограниченную власть, в Германии его слово имело решающее значение. Казалось, еще немного--и Карл восстановит древнюю императорскую власть в полном объеме. Но этого не случилось. С начала 50-х гг. противники стали наносить Карлу все более чувствительные удары и в конце концов уничтожили многие из его достижений. В 1552 г. французский король Генрих II возобновил войну с императором, перешел через Маас и занял города Верден, Тур и Мец. В это время Мориц Саксонский, который был до этого верным союзником Карла и осаждал протестантов в Магдебурге, внезапно примирился со своими единоверцами и повел протестантскую армию в Тироль. Эта измена оказалась для Карла полной неожиданностью. Он едва не попал в плен к Морицу и в мае бежал через покрытые снегом Тирольские горы в Каринтию. Из-за подагры он не мог сидеть на лошади, его несли на носилках. Несколько человек из его свиты сорвались в пропасть и разбились. Внезапное нападение Морица свело на нет все успехи Шмалькальденской войны. В июне Карл должен был согласиться на мирные переговоры, которые начались в Пассау. К этому времени обе партии, истомленные многолетней борьбой, были как никогда склонны к взаимным уступкам. Было решено, что каждый князь волен устанавливать в своих владениях то вероисповедание, которого придерживается сам, по принципу "чья власть, того и религия". Карл отказался подписать этот мир и отложил его утверждение до рейхстага. С имперским войском он двинулся против французов и с октября 1552 г. до января 1553-го безуспешно осаждал Мец. Когда морозы уничтожили половину его армии, он согласился снять осаду. Эта война совершенно обессилила его. Пишут, что с тех пор престарелый император перестал верить в свою звезду и начал подумывать о передаче власти в молодые руки. В 1554 году он повторил свой поход, но с тем же успехом. Тогда он согласился на условия Пассауского мира, которые были утверждены в следующем году на Аугсбургском рейхстаге».
    Цитируется по: Рыжов К.В. Все монархи мира. Западная Европа. М.: Вече, 1999
даты

Июнь 2024
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"