Календарь


Прощание с Шакловитым. И.Кривов. Начало 2000-х

1689 год. 17 сентября (7 сентября ст.ст.) фаворит царевны Софьи Алексеевны Федор Шакловитый был арестован и спустя 4 дня казнен

«У Софьи все еще оставались стрельцы; но когда разнеслась весть, что царевна не поедет к Троице, потому что ее туда не пустят, то стрельцы потеряли всякое терпение и вечером 6 сентября явились большою толпою в Кремль с челобитьем к царевне, чтоб выдала Федьку Шакловитого, которого они поведут к Троице. Сначала Софья отвечала, что не выдаст и чтоб они жили спокойно, не вмешивались в ссору ее с братом. В толпе раздался шум, послышались голоса, что нечего дожидаться, надобно приниматься за набатный колокол. Это сильно поразило Софью. Сцена 1682 года повторилась, только с переменою лиц: тогда стрельцы требовали у царицы Натальи выдачи брата ее, Ивана Нарышкина, и перетрусившие бояре уговаривали царицу пожертвовать братом, чтоб им всем не погибнуть из-за одного; теперь стрельцы, грозя бунтом, требуют у Софьи выдачи Шакловитого, и окружающие царевну уговаривают ее исполнить требование, иначе многим придется поплатиться жизнью. Софья выдала Шакловитого, но Медведев успел скрыться. В тот же день бояре, остававшиеся в Москве, по вызову Петра отправились к Троице: не поехал один Голицын, он удалился со своими приближенными в подмосковное село Медведково: весть о выдаче Шакловитого сильно поразила его.

7 сентября привезли Шакловитого в монастырь. На расспросы о преступных замыслах он отвечал: в 1687 году, в Великий пост в Казанском соборе за иконою богородицы вынули письмо с не пристойными словами на царевну Софью Алексеевну, и в то же время у государя Петра Алексеевича начали прибирать потешных конюхов, и от того возродилось опасение: царевна Софья сказала ему, Шакловитому, чтоб выбрал стрельцов радетельных и верных к ней и к царю Ивану, и он, призвав пятисотных, говорил, что если будет замешание, то чтоб государей оберегали. Стрельцы к нему прихаживали и говаривали, что их потешные конюхи везде обижают и побивают, говорят: вас-де станут за ноги таскать, и если с ними не управиться, то будет всем худо, и он им отговаривал. На первой пытке после 15 ударов он повинился во всем, что на него ни взводили; перед второю он обещал объявить все без утайки и написал, что на жизнь царя Петра Алексеевича никогда не умышлял; об убийстве царицы были разговоры с Кузьмою Чермным, который первый начал; князь В. В. Голицын жалел, что царицу не убили прежде, в 1682 году; намеревались произвести пожар в Преображенском; стрельцов собирали для собственной защиты, а не для бунта. Кто внушил царевне мысль венчаться на царство, он не знает, ни он, ни Голицын ей этого не советовали, и Голицын даже писал об этом из похода с ужасом; наконец, он, Шакловитый, писал последнюю сказку для народа об обидах царевне. В умысле на жизнь Петра Шакловитый не повинился, хотя Филипп Сапогов объявлял, что Шакловитый подговаривал его, как пойдет царь Петр в поход, бросить на дороге ручные гранаты или тайком положить их в сани, также убить государя во время пожара в Преображенском. Впоследствии, в 1699 году, стрелец Петрушка Кривой показывал: "После 1682 года я бывал в доме у Федьки Шакловитого и вместе с Федькою у князя Ивана Засекина, и Федька с князем Иваном при мне между собою говорили: ходит он (государь) на пожары не со многими людьми: убить бы его стрельцам".

Шакловитый был так тесно связан с Голицыным: участь обоих должна была решиться вместе. В тот же день, как привезли Шакловитого, 7 сентября, около 5 часов пополудни явился к Троице и князь В. В. Голицын со своими приближенными, известными своею военною и приказною деятельностию, окольничим Леонтием Неплюевым, Венедиктом Змеевым, думным дворянином Григорьем Косоговым и думным дьяком Емельяном Украинцевым. Их не пустили в монастырские ворота, велели стать на посаде и не съезжать без указа. Вечером Гордон навестил Голицына и нашел его в раздумье. Вечером 9 числа позвали Голицына с сыном Алексеем во дворец. Когда они поднялись на лестницу, навстречу вышел думный дьяк и прочел им указ, что они лишаются чести боярства, ссылаются с женами и детьми в Каргополь, имение отписывается на государя, за то что, во-1), они сестре великих государей о всяких делах докладывали мимо великих государей и писали ее с великими государями обще и в книгах и на деньгах обще ж с великими государями ее печатать велели, без указа их великих государей. Во-2), быв послан в 1689 году в Крымские юрты, князь Василий Голицын, пришед к Перекопу, промыслу никакого не чинил и отступил, каковым нерадением царской казне учинил великие убытки, государству разорение, а людям тягость.

За Голицына шла сильная распря между близкими к Петру людьми. Уничтожение местничества нанесло сильный удар родовому быту; но следствия этого удара еще не могли обозначиться в такое короткое время; все еще были пропитаны понятием о родовом единстве, вследствие которого честь одного члена рода поднимала целый род, а бесчестие одного падало на всех родичей. Вот почему князь Борис Алексеевич хлопотал изо всех сил, чтоб родич его князь Василий не был обвинен в измене, чем запятнался бы весь род Голицыных. Гордон рассказывает за достоверное следующее: после первой пытки и когда грозила вторая, Шакловитый обещал представить царю на письме самое правдивое изложение дела. Сам князь Борис пошел к нему, понес перо и чернила. Шакловитый исписал от 8 до 9 листов бумаги; время было уже за полночь, когда он кончил, царь лег спать, и князь Борис взял бумаги к себе домой, чтоб следующим утром показать царю. Но люди, злобившиеся на князя Бориса за его желание спасти князя Василия от обвинения в измене (т. е. Нарышкин с товарищами), следили зорко за всеми движениями князя Бориса, поспешили донести царю, что князь взял себе признание Шакловитого, верно, для того, чтоб прочесть и вырвать то, что клонилось к вреду князя Василья. Царь посылает к Шакловитому - написал ли он признание? Тот отвечает, что написал и отдал князю Борису. Но один из приятелей успел уже дать знать князю Борису о беде, и тот спешит с бумагами к царю, который встречает его грозным вопросом: зачем не подал бумаг сейчас же? Голицын отвечает, что было уже очень поздно. Петр удовлетворяется ответом и продолжает по-прежнему держать князя Бориса в приближении; но царица Наталья и друзья ее не мирятся с ним.

По прочтении приговора князю Василью Голицыну прочли приговор товарищу его Неплюеву: у него также отнято было окольничество, имение и назначена ссылка в Пустозерск (после в Колу). Вина - жестокие притеснения находившимся в его ведении комарицким солдатам, которых жалобам до сих пор не давали ходу в Москве друзья Неплюева. Змееву велено жить в его костромском имении, Косогов и Украинцев оставлены на прежних местах. Шакловитого с главными сообщниками осудили на смерть. Сохранилось любопытное известие, что Петр не соглашался на казнь их, и только патриарх уговорил его, и что когда разнеслась весть, что Шакловитого будут казнить без вторичной пытки, то многие из служилых людей собрались в монастырь, "служа великому государю", как они говорили, и били челом, чтоб велено было Шакловитого пытать еще раз: пусть объявит своих соумышленников. Царь выслал сказать им, что он доволен показаниями Шакловитого и что им не пригоже мешаться в это дело. 11 сентября Шакловитый, Петров и Чермный были казнены смертию»
Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том 14, глава 2. М.: Мысль, 1991. с.446-449

История в лицах


И.А.Желябужский, из «Дневных записок»:
В 197 (1688/89) году боярин и полковой воевода князь Василий Васильевич Голицын ходил с ратными людьми под Перекоп, с товарищами своими, полковыми воеводами:
боярином Алексеем Семеновичем Шейным;
боярином Борисом Петровичем Шереметевым с товарищем, с думным дворянином Аврамом Ивановичем Хитрым,
боярином князь Володимиром Дмитриевичем Долгоруким,
боярином князь Константином Осиповичем Щербатым,
стольником князь Яковом Федоровичем Долгоруким.
И как пришли на Черную долину, и на той долине с татарами бой был, и милостию великого Бога и заступлением Пресвятой Богородицы татар с той долины с поля сбили, и с тем к Москве к великим государям присланы от полковых воевод сеунщики. И после того боя с татарами дошли до Перекопа и вернулись назад.

А боярин князь Василий Васильевич Голицын у стольников и у всяких чинов людей брал сказки, а в сказках велено писать, что к Перекопу “приступать невозможно потому, что в Перекопе воды и хлеба нет”. И после тех сказок он, боярин князь Василий Васильевич Голицын, взял с татар, стоя у Перекопа, две бочки золотых, и после той службы те золотые явились на Москве в продаже медными, а были они в тонкости позолочены. В том же году Богдан Засецкий и с сыном кладены на плаху, и снем с плахи, биты кнутом нещадно, и сосланы были в ссылку, а поместья и вотчины розданы были в раздачу бесповоротно. Дело у него было с Петром Бестужевым.

В том же году в Земском приказе пытан Иван Петров сын Бунаков, по челобитью боярина князь Василья Васильевича Голицына, для того, что он вымал у него след. С пытки он, Иван, не винился, сказал: “Землю для того-де в платок взял и завязал, что ухватил его утин, и прежде сего то бывало, где его ухватит, тут-де землю он и берет”. В том же году бывший полковник Василий Кошелев вместо кнута бит батогами за неистовые слова и сослан был в ссылку в Киев.

В том же году пытан и казнен, по извету Филиппа Сапогова, ведомый вор и подыскатель Московского всего государства бывший окольничий Федька Шакловитый. А ведомый же вор и собеседник его, Федькин, полковник Сенька Резанов бит кнутом, и отрезан ему язык, и сослан в ссылку. А иные товарищи их стрельцы, Оброська с товарищи, казнены, а иные их товарищи сосланы в ссылку. А казнены у Троицы в Сергееве монастыре. Да в то же время, в том же монастыре, по ведомости и по сыску, отняты чести у бояр, у князь Василья Васильевича да у сына его князь Алексея Васильевича Голицыных, и написаны были в дети боярские по последнему городу, и сосланы в ссылку в Пустоозеро, с женами и с детьми. А в сказке им было сказано, что отняты чести за многие их вины. А поместья их и вотчины розданы в раздачу. А пристав у них был Павел Скрябин; дано ему государево жалованье сто рублев денег.
Цитируется по: Рождение империи. М. Фонд Сергея Дубова. 1997. с.268-269


Мир в это время


    В 1689 году в Англии завершается «Славная революция»

    Портрет Вильгельма III Оранского. В.Виссинг. конец XVII века
    «Славная революция 1688-89 (Glorious revolution) - государственный переворот в Англии, в результате которого господствующие классы передали королевскую власть штатгальтеру Голландии Вильгельму III Оранскому, зятю Якова II Стюарта, сместив последнего с английского престола. Переворот явился результатом компромисса между победившими в английской буржуазной революции 17 века буржуазией и "новым дворянством", представленными партией вигов и поддержанными англиканским духовенством, с одной стороны, и частью крупных консервативных землевладельцев, интересы которых выражала партия тори, - с другой. Причиной государственного переворота послужило недовольство вигов и части тори самодержавной и прокатолической политикой Якова II, грозившей подъемом народного движения и ущемлявшей интересы буржуазии и "нового дворянства".

    Вильгельм Оранский, которого оппозиция объявила "защитником свободы и протестантской веры", 30 июня 1688 был приглашен занять англ. престол. 5 ноября он высадился с войском в Англии; Яков II в декабре покинул страну. В феврале 1689 парламент признал Якова II низложенным и передал престол Вильгельму Оранскому. Соправительницей Вильгельма объявлялась его жена, дочь Якова II, Мария II Стюарт. Государственный переворот сыграл важную роль в истории Англии, окончательно устранив абсолютизм и закрепив в политической области успехи борьбы революционных сил страны в 40-60-е гг. Основным следствием переворота явилось установление в Англии конституционной монархии, в которой высшей властью, осуществлявшей волю значительной части земельной аристократии и крупной буржуазии, стал парламент.

    Английская буржуазно-дворянская историография окружила события 1688-89 ореолом славы. Этот узкоклассовый, "бескровный", "легальный" заговор без участия широких масс народа она всегда противопоставляла революции сер. 17 в., обнаружившей активность и энергию народных масс. Начиная с либерально-вигской концепции Д ж. Локка, видевшего в событиях 1688-89 идеальное воплощение "договора с народом" как основы порядка и справедливого общества, за государственным переворотом 1688-89 закрепилось название " Славная революция ". Превознесение этих событий находим (лишь в незначительных вариациях) как у консервативно-торийских историков (Д. Юм, позже Д. Н. Кларк), так и у историков либерально-вигского направления (Г. Галлам, Т. Маколей, Дж. Тревельян), а также у представителей бурж. объективизма (С. Р. Гардинер). " Славная революция " изображается как "последняя революция", якобы разрешившая "на вечные времена" все обществ. противоречия в стране».
    Цитируется по: Историческая энциклопедия. М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1973-1982
даты

Март 2024
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"