Календарь


Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков. П. Чистяков. 1860 год

1610 год. 10 декабря (30 ноября ст.ст.) к патриарху Гермогену явились послы с прошением благословить народ на присягу королю Владиславу

«30 ноября Салтыков и Андронов, пришедши вечером к патриарху, просили его благословить народ на присягу королю. Так говорит казанская грамота, посланная в Хлынов; она прибавляет, что на другой день приходил к патриарху просить о том же деле и Мстиславский, что патриарх не согласился на его просьбу и у них с патриархом была ссора, патриарха хотели зарезать, тогда патриарх послал по сотням к гостям и торговым людям, чтобы приходили к нему в соборную церковь; гости, торговые и всякие люди, пришедши в Успенский собор, отказались целовать королю крест, несмотря на то что толпы вооруженных поляков стояли у собора. На приведенное известие нельзя во всем положиться, ибо это пишут казанцы, желающие оправдать свою присягу Лжедимитрию; ниоткуда не видно, чтобы Салтыков счел возможным и полезным так круто повернуть дело и прямо требовать присяги королю; соображаясь с намерениями Салтыкова, высказанными в его письмах к Сапеге, можно положить, что он вместе с Мстиславским ходил к Гермогену требовать его согласия на призвание короля в Москву и что патриарх не согласился. Как бы то ни было, народ видел ясно, что дело идет дурно относительно Владислава, и волнения в пользу вора усиливались. Схвачен был поп Харитон, который ездил в Калугу от имени всех москвичей звать самозванца к столице, на первой пытке он оговорил в сношениях с вором князей: Василия и Андрея Васильевичей Голицыных, Ивана Михайловича Воротынского и Засекина; на второй пытке он с князя Андрея Голицына сговорил, что тот с вором не ссылался: несмотря на то, и Голицына отдали под стражу вместе с Воротынским и Засекиным, потому что он еще прежде возбудил против себя ненависть поляков: однажды, когда Гонсевский сидел в Думе с боярами и явился туда дворянин Ржевский с объявлением, что король пожаловал ему окольничество, то Голицын обратился к Гонсевскому с такими словами: "Паны поляки! Кривда большая нам от вас делается. Мы приняли королевича в государи, а вы его нам не даете, именем королевским, а не его листы к нам пишут, под титулом королевским пожалования раздают, как сейчас видите: люди худые с нами, великими людьми, равняются. Или вперед с нами так не делайте, или освободите нас от крестного целования, и мы будем промышлять о себе". Дело Харитона и весть, что Иван Плещеев хочет напасть на поляков в Москве, дали Гонсевскому повод ввести немцев в Кремль и прибрать все к своим рукам».
Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том 8. М.: Мысль, 1991

История в лицах


Казанское сказание:
Егда же окаянный гетман хотя внити во царьствующий град, и тогда от вельможь князь Иван Микитичь Одоевской и мало избранных с ним от лутчих вои возглаголаша всем бояром и воем Московского государьства, глаголя: «вразумитеся, о людие, яко лестью сею гетман идет, егда убо целова святый крест возвратитися было из Московского государства королю и тем польским и литовским людем свою польскую и литовскую землю. Ныне же видит, яко лестью идет во царьствующий град и вручает его себе. Идем убо и мы вси единодушно и положим телеса своя на стенах градных. Лутче есть нам ныне умрети за веру свою и за образ чюдотворныя иконы пречистыя богородицы и за святыя божии церкви и за святыя чюдотворныя мощи, нежели живым сущи злая возприяти». Сия убо глаголы возвестит а святейшему Ермогену патриярху. Он же убо, твердый адамант и непоколебимый столп, святейший патриарх Ермоген Московский и всеа Русии, слыша сия и возлюби совет их и глаголя со слезами: «воистинну, сынове света, изыде на градния сте[ны] и возбраниите им, да не внидут во царствующий град волцы и не восхитят о[в]ца христовы и постойте мало во утвержении крепости своей и узрите милость божию совершенну. Аще ли же не послушаете совета нашего и внидут сии окаяньннии во град Москву, то злая восприимете». Мнозии же не послушаша совета их, но и глаголаша на них вельможам, седящим со урядники королевскими. И оскорбиша их вельможи, мало не смертию едва избыша. Первое убо сие зло сотвориша, окаянный гетман вшед во царьствующий град и отъя у вельмож сильно и у лутчих и у начальных и у старейших градцких дворы их, и ста ту множество воиньство польское. Потом же вручиша себе грады Московски я и начата творити по воли своей и не повелеша на патриархов двор никого же пускати и воем своим повеле твердо стрещи врат его, да никто же внидет к нему.
Цитируется по: Государственнй исторический музей, рукоп. отдел, Уваровское собрание, № 593, лл. 226 об.—287.


Мир в это время


    В 1610 году лидер чжурчжэней (маньчжуров) Айсиньгиоро Нурхаци отказался признавать власть китайского императора и платить ему дань

    Айсиньгиоро Нурхаци. Гравюра XVII века
    «Маньчжурские племена, являвшиеся потомками воинственных чжурчжэней, некогда завоевавших Китай, обитали за северными границами китайской империи и в начале XVII в. переживали процесс политической консолидации. Особую роль в этом сыграл видный маньчжурский военачальник Нурхаци, сумевшийв первые десятилетия XVII в. создать первое государство маньчжуров. Его сын и преемник хан Абахай провозгласил государство Цин (Чистое), став его первым правителем. К этому времени маньчжуры восприняли многие элементы китайской культуры, в первую очередь некоторые важнейшиепринципы государственного управления. Управление государством Цин было сосредоточено в шести ведомствах, подобных минским. Маньчжурские правители в своей завоевательной политике опирались на сильное войско, состоявшее главным образом из конницы, разделенной на восемь армий (знамен), в связи с чем оно получило название «восьмизнаменное». В ходе завоевательных походов против Китая, Монголии и Кореи в составе цинских войск были дополнительно созданы восемь армий, состоявших из монголов, а позднее — восемь армий из китайцев, желавших служить маньчжурским правителям. Общая численность маньчжурских вооруженных сил накануне решающего вторжения в Китай насчитывала около 200 тыс. человек».
    Цитируется по: История Китая. Под ред. А.В.Меликсетова. М.: Высшая школа, 2002
даты

Июль 2024  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"