Календарь


Напутствие князя Михаила Ярославича Тверского. П.Н. Орлов. Середина XIX века

1318 год. 22 декабря в битве при селе Бортневе великий князь Михаил Ярославич со своей дружиной нанёс сокрушительное поражение московскому князю Юрию Даниловичу

«[1318 г.] Между тем Георгий жил в Орде, три года кланялся, дарил и приобрел наконец столь великую милость, что юный Узбек, дав ему старейшинство между Князьями Российскими, женил его на своей любимой сестре Кончаке, названной в крещении Агафиею: дело не весьма согласное с ревностию сего Хана к Вере Магометовой! Провождаемый Моголами и Воеводою их, Кавгадыем, Георгий возвратился в Россию и, пылая нетерпением сокрушить врага, хотел немедленно завоевать Тверь. Михаил отправил к нему Послов. "Будь Великим Князем, если так угодно Царю, - сказали они Георгию именем своего Государя: - только оставь Михаила спокойно княжить в его наследии; иди в Владимир и распусти войско". Ответом Князя Московского было опустошение Тверских сел и городов до самых берегов Волги. Тогда Михаил призвал на совет Княжеский Епископа и Бояр. "Судите меня с племянником, - говорил он: - не сам ли Хан утвердил меня на Великом Княжении? Не заплатил ли я ему выхода, или Царской пошлины? Теперь отказываюсь от сего достоинства и не могу укротить злобы Георгия. Он ищет головы моей; жжет, терзает мою наследственную область. Совесть меня не упрекает; но может быть, ошибаюсь. Скажите ваше мнение: виновен ли я пред Георгием?" Епископ и Бояре, умиленные горестию и добросердечием Князя, единогласно отвечали ему: "Ты прав, Государь, пред лицом Всевышнего, и когда смирение твое не могло тронуть ожесточенного врага, то возьми праведный меч в десницу; иди: с тобою Бог и верные слуги, готовые умереть за доброго Князя". - "Не за меня одного (сказал Михаил), но за множество людей невинных, лишаемых крова отеческого, свободы и жизни. Вспомните речь Евангельскую: кто положит душу свою за друга, той велик наречется. Да будет нам слово Господне во спасение!" Великий Князь, предводительствуя войском мужественным, встретил полки Георгиевы, соединенные с Татарами и Мордвою, в 40 верстах от Твери, где ныне селение Бортново. Началась битва. Казалось, что Михаил искал смерти: шлем и латы его были все исстрелены, обсечены, но Князь цел и невредим; везде отражал неприятелей и наконец обратил их в бегство. Сия победа [22 декабря] спасла множество несчастных Россиян, жителей Тверской области, взятых в неволю Татарами: смотря издали на кровопролитие, безоружные, скованные, они помогали своему Князю усердными молитвами и, видя его торжество, плакали от радости. Михаилу представили жену Георгиеву, брата его Бориса Данииловича и Воеводу Узбекова, Кавгадыя, вместе с другими пленниками. Великий Князь запретил воинам убивать Татар и, ласково угостив Кавгадыя в Твери, с богатыми дарами отпустил его к Хану. Сей лицемер клялся быть ему другом; обвинял себя, Георгия и говорил, что они воевали Тверскую область без повеления Узбекова».
Цитируется по: Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2006

История в лицах


Летопись по Типографскому списку:
В лѣто 6826 прииде посолъ на Русь лють, именемъ Кочка, и уби у Костромы 100 и 20 человѣкъ и, оттолѣ шедъ, пограби Ростовъ и церкви разграби, а люди плѣни. Тогда же и князь Юрьи поиде во Орду.
По преставлении великаго князя Андрѣа Александровича, по старѣйшеньству дошелъ бѣ степень сему князю Михаилу великаго княжениа, и поиде в Орду къ цареви, яко обычай есть взимати тамо великое княжение. Поиде же в то время во Орду и князь Юрьи Даниловичь. Бывшю же ему в Володимери, блаженный приснопамятный Максимъ митрополитъ со многою молбою браняше ему итти въ Орду, но глаголаше: "Азъ имаюся тебѣ с великою кнеинею Оксиниею, матерью княже Михайловою, чево въсхощеши изъ вочины своеа, то ти будеть невозбранно". Он же обѣщася, рекъ: "Хотя, отче, иду в Орду, но не хощу великого княжения". Бывшемъ же имъ въ Ордѣ, и дасть царь великое княжение князю Михаилу. Пришедшю же ему в Русь, и посаженъ бысть на столѣ великого княжениа въ Володимери блаженымъ митрополитомъ Максимомъ. И княжившю ему 8 лѣтъ на великомъ княжении, и сѣде въ Ордѣ инъ царь, именемъ Озбякъ, и въиде въ богомръзкую вѣру Срацинскую и оттолѣ наипаче не пощадѣти роду хрестьянскаго. А тогда нача быти вражда въ князѣхъ сихъ, аще бо и творяста миръ межь собою многажды, но врагъ нашь всепагубный диаволъ пакы рать въздвизаше. Поидоша же пакы к сему царю въ Орду оба князи великие. Бывши тамо прѣ велице межи ими, и остави царь въ Ордѣ у себѣ князя Юрья Даниловича, а князя Михаила отпусти на Русь. Минувшю же лѣту единому, и пакы безаконии Измалтяне, не сыти суща мздоимьства, егоже желаху, вземше много сребра и даша великое княжение князю Юрью Даниловичю и отпустиша с нимъ на Русь единого отъ князей своихъ, безаконьного и треклятаго, оканнаго Кавгадыа. Пришедъ же на Русь князь Юрьи, и поиде ратью къ Твери, съвокупивъ всю землю Низовскую и с кровопивцемъ Кавгадыемъ. С нимъ же 6ѣ множество Татаръ и Бесерменъ. И пришедше в землю Тверскую, много зла створиша. Бывъшемъ же имъ на Бертеневѣ, и ту срѣте ихъ князь Михаилъ Яраславичь съ своими полки. И сступившимся имъ, и бысть сѣча велика. И побѣди князь Михаилъ. И бысть избито множество ратныхъ. Великы же князь Юрьи, видѣ многы падающа вои его язвени, и отъеха в Торжекъ маломъ ратныхъ, а оттолѣ еха в Новъгородъ, а оканнаго Кавъгадыа и Тотара его не повелѣ князь Михаилъ избивати, в немже болшая послѣди бысть погибель. Сии же побѣда створися мѣсяца декебрия въ 22.
Цитируется по: Полное собрание русских летописей. Том 24. Летопись по Типографскому списку. Пг., 1921


Мир в это время


    В 1318 году был казнен крупный государственный деятель Персии Рашид-ад-дин

    Переговоры. Иллюстрация из рукописи Джами' ат-таварих Рашида-ад-дина. XIV век

    «В разработке проводимых Газан-ханом внутренних реформ руководящую роль сыграл Рашид-ад-дин Фазлуллах Хамадани — врач, ученый-энциклопедист, богослов и опытный финансовый чиновник. Войдя в милость к Газан-хану, Рашид-ад-дин вызвал опалу и казнь прежнего везира, «бумажного садра» Садр-ад-дина Халиди, после чего стал ближайшим советником и одним из двух везиров Газан-хана. Официально пост первого везира и хранителя государственной печати занимал Са'д- ад-дин Саведжи, фактически же в течение двадцати лет (1298—1318) всеми делами государства управлял Рашид-ад-дин. Помимо своей государственной деятельности, Рашид-ад-дин, как сказано выше, прославился как крупнейший персидский историк средних веков.

    Из переписки Рашид-ад-дина видно, что в основу реформ Газан-хана были положены политические идеи везира-историка: необходимость для ильхана и монгольской верхушки сближения с иранской феодальной знатью и усвоения традиций иранской государственности, укрепления центральной власти, борьбы с центробежными стремлениями монголо-тюркской кочевой знати, обуздания ее мятежей и своеволия; необходимость твердой фиксации размеров ренты-налога и оздоровления финансового аппарата в целях облегчения положения крестьян и горожан и поднятия их податной платежеспособности; возрождение разрушенных ирригационной системы и сельского хозяйства, ремесла, торговли и городской жизни. <…>

    Абу-Са'ид Бахадур-хан, сын Ольджайту-хана, вступил на престол в двенадцатилетнем возрасте и, естественно, не мог управлять государством. Фактическим правителем государства стал эмир Чобан, из монгольского племени сулдуз, улусный эмир и главнокомандующий. Ряд областей был отдан в управление монгольским эмирам. Везир Тадж-ад-дин Алишах усилился благодаря поддержке эмира Чобана. Алишах лишил Рашид-ад-дина, уже семидесятилетнего старика, которому было трудно бороться с придворными интригами, всякого влияния на государственные дела. Не удовлетворившись отставкой Рашид-ад-дина, Алишах ложно обвинил Рашид-ад-дииа в отравлении Ольджайту-хана, которого Рашид-ад-дин лечил, как врач. Кочевая знать, ненавидевшая Рашид-ад-дина за его участие в реформах Газан-хана, рада была случаю свести с ним счеты. Рашид-ад-дин был осужден и в июле 1318 года казнен: его разрубили мечом пополам, как некогда загубленного им Садр-ад-дина. Огромное имущество Рашид-ад-дина было конфисковано в казну. Построенный им в Тебризе квартал был разгромлен, учрежденные им вакфы и многочисленные благотворительные заведения были уничтожены».
    Цитируется по: История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1958
даты

Декабрь 2023
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"