Календарь


Ольга, Елена, Евгения, Мария и Елизавета Гнесины. Фотография 1905 года

1895 год. 15 февраля (2 февраля ст.ст.) в Москве открылось музыкальное училище имени Гнесиных

"Путь училища им. Гнесиных – это славная история русского музыкального искусства. Хотелось бы, чтобы все, кто обратится к исторической панораме Училища, ощутил постоянное биение пульса этого замечательного старейшего учебного заведения, прикоснулся к событиям и фактам его жизни и жизни тех, кто был у истоков его становления, кто явился продолжателем славных традиций, кто вырастил не одно поколение музыкантов, создав собственные методические школы и направления, получившие признание во всем мире. Все музыканты, окончившие училище, всегда с благодарностью вспоминают тех, кто был «велик сердцем», кто через всю жизнь пронес неугасимую любовь к музыке и постоянно думал о процветании музыкального образования в России. Этими удивительными людьми, начавшими великое и новое дело, были сестры Гнесины.

Центр Москвы, улица Поварская. На излучине Калининского проспекта и Поварской стоит маленькая церквушка Симеона Столпника. Улица – с причудливыми по архитектуре стиля модерн зданиями посольств, строгим классическим особняком Шереметевых, где А.С. Пушкин в 1828 году читал свою поэму «Полтава», и обычными зданиями, некоторые из которых известны тем, что в них когда-то бывали или жили И.А. Бунин, Ю.К. Балтрушайтис. Одним из немногих многоэтажных современных зданий, возвышающихся над всей Поварской, и является здание Училища им. Гнесиных. Хранительницей Училища и расположенной по соседству Российской Академии Музыки им. Гнесиных является Фигура Музы, радующаяся тому, что музыка звучит здесь всегда, лишь ненадолго замолкая в поздние вечерние и ночные часы. Это здание Училища было построено в 1974 году. А история Училища начинается с зимнего февральского дня 1895 год, когда на маленьком деревянном домике в Гагаринском переулке появилась вывеска: «Музыкальное училище Е. и М. Гнесиных».

Во главе большой семьи Гнесиных, где было 12 детей (остались в живых 5 сестер и 4 брата), стояли Фабиан Осипович, человек образованный, горячо любящий музыку, и Белла Исаевна, яркая певица, ученица С. Монюшко.

Старшие сестры Гнесины начали свое музыкальное образование в Ростове-на-Дону, а затем поступили в Московскую консерваторию, которую закончили по классу фортепиано в 1889 году (Евгения) и в 1893 году (Елена).

В годы учения в консерватории сестры Гнесины общаются с талантливейшими музыкантами: С. Рахманиновым, А. Скрябиным, Ф. Бузони, В. Сафоновым. Тогда и уже после окончания консерватории сестры были организаторами музыкальных собраний, где звучала камерная музыка, обсуждались новые литературные и музыкальные произведения. Участниками их был А. Гречанинов и Вас. Калинников, Э. Розенов и И. Протопопов, Н. Метнер и А. Гольденвейзер. Все члены семьи Гнесиных славились необычайным гостеприимством, и в небольшой деревянный домик на Арбате, где тогда жило семейство Гнесиных, с радостью приходила молодежь. Когда на артистические вечеринки собирались музыканты, Елена Фабиановна готовила прекрасные глинтвейны и пироги. Однажды Елена Фабиановна приготовила в подарок С.В. Рахманинову, который был участником собраний в доме Гнесиных, подушку, где гладью вышила три ноты: ми, фа, соль – ее музыкальный автограф. Ответом стало музыкальное посвящение (три такта) С.Рахманинова, написанное на эти три ноты. Гнесины были частыми гостями в доме А. Скрябина, на письменном столе которого стояла лампа с игрушечной бумажной змеей вокруг абажура — подарок Елены Фабиановны.

Профессиональные интересы сестер (вслед за старшими в консерваторию вскоре поступили и младшие — Мария и Елизавета) определились еще в консерваторские годы. Ими стали проблемы музыкальной педагогики и музыкального образования. Эта область музыкального искусства не получила во второй половине ХIХ века должного развития, несмотря на то, что в 60-е — 80-е годы в России уже были открыты две консерватории, находившиеся в ведении РМО, около десяти школ и музыкальных классов, несколько училищ (1893 год — в Киеве и Харькове, 1897 год — Одесса). Силами передовых музыкантов России открывались народные университеты, филармонические общества, частные учебные заведения.<…>

Зачисление первой ученицы произошло 2/15 февраля. Принимали в училище и детей, и взрослых, многих учеников учили бесплатно. Первые ученики, среди которых были дети Скрябина, обучались у Елены, Евгении и Марии Гнесиных. Это были единственные преподаватели училища. Но с 1900 года, когда учеников стало больше, училище переехало на Собачью площадку, в дом № 5. В состав преподавателей вошли выпускники консерватории — Р.М. Глиэр, четвертая сестра Гнесиных – Елизавета, младшая сестра Ольга, ученица Елены Фабиановны, позднее – виолончелист М. Букиник (1905).

Старейшими отделами училища были отделы фортепиано и струнных инструментов. Первый выпуск фортепианного отдела состоялся в 1901 году, когда среди двух выпускников была Ольга, младшая сестра Гнесиных. Во главе струнного отдела, созданного в 1901 году (тогда это был только класс скрипки), стояла Елизавета Гнесина".
Цитируется по материалам официального сайта Государственного музыкального училища имени Гнесиных http://www.gnesin.ru

История в лицах


Музыкальный критик Н. Кашкин:
Смело беритесь за дело и организовывайте школу, это очень подходит вашей дружной семье, имеющей такое исключительно удачное сочетание музыкально всесторонне образованных и одаренных личностей. Сперва у вас будет 30 учеников, потом 60, а затем – 100!
Цитируется по материалам официального сайта Государственного музыкального училища имени Гнесиных http://www.gnesin.ru


Мир в это время


    В 1563 году между католиками и гугенотами был заключен Амбуазский мир.

    Разграбление церквей Лиона кальвинистами. А.Карон. 1562 год


    «Протестантизм в форме кальвинизма распространился во Франции в первой половине 16 в. Королевская власть, первоначально терпимо относившаяся к Реформации, с 1534 перешла к политике репрессий против ее сторонников. Тем не менее при Генрихе II (1547–1559) к кальвинизму примкнули многие представители дворянства и городских слоев южной и юго-западной Франции. Французских кальвинистов, называвших себя с 1532 гугенотами (от Юга Безансона, лидера женевских кальвинистов, и западно-швейцарского «эйдгенот» – «сообщник»), возглавили принцы крови Антуан Наваррский и Луи Конде из дома Бурбонов, боковой ветви династии Валуа, и три брата Колиньи – адмирал Гаспар де Колиньи, Франсуа д"Андело и кардинал де Шатийон.

    После смерти Генриха II и восшествия на престол Франциска II (1559–1560) власть оказалась в руках аристократического рода Гизов – герцога Франсуа Гиза и его брата кардинала Шарля Лотарингского, которые усилили гонения на гугенотов, введя смертную казнь за тайные религиозные сборища. Был предан суду и повешен советник Парижского парламента кальвинист А. де Бур (1559). На недовольство гугенотов наложилась неприязнь к Гизам высшей аристократии – принцев крови (Бурбоны), ближайших соратников Генриха II (коннетабль А. де Монморанси и маршал Сент-Андре) – и той части дворянства, которая оказалась не у дел после окончания в 1559 Итальянских войн. В 1560 оппозиционеры составили заговор, руководителем которого стал перигорский дворянин Ла Реноди; они планировали захватить короля и арестовать Гизов (Амбуазский заговор). Узнав о заговоре, Гизы пошли на уступки: 8 марта 1560 они издали эдикт, запрещающий религиозные гонения. Это не удовлетворило рядовых заговорщиков, которые стали собираться в окрестностях Амбуаза, где находился королевский двор. Однако они были разбиты правительственными отрядами. Гизы отменили Мартовский эдикт и сурово расправились с мятежниками. Принц Конде был арестован и приговорен к смерти. Его спасла только внезапная кончина Франциска II 5 декабря 1560.

    На престол взошел несовершеннолетний Карл IX, а реальная власть оказалась в руках его матери регентши Екатерины Медичи. Гизы утратили свое влияние, Конде был освобожден и приближен ко двору, а Антуан Наваррский назначен генерал-лейтенантом Французского королевства. Екатерина при поддержке канцлера М.Л"Опиталя, главы партии «политиков» (поборников веротерпимости во имя высших интересов государства), пыталась проводить курс на примирение враждующих конфессий (Генеральные штаты в Орлеане 1560 и Понтуазе 1561, диспут в Пуасси 1561). В январе 1562 был издан Сен-Жерменский (Январский) эдикт, позволивший гугенотам исповедовать свою веру за городскими стенами или в частных городских домах. Но Гизы и бывшие соратники Генриха II, недовольные уступками кальвинистам и ростом влияния принца Конде, образовали «триумвират» (Ф.Гиз – Монморанси – Сент-Андре). Триумвиры вступили в переговоры с католической Испанией о совместной борьбе против протестантов и даже привлекли на свою сторону Антуана Наваррского.

    Первая религиозная война (1562–1563). 1 марта 1562 Франсуа Гиз напал на совершавших богослужение гугенотов в местечке Васси (Шампань). Триумвиры захватили Карла IX и Екатерину Медичи в Фонтенбло и добились от них отмены Январского эдикта. В ответ Конде и Ф. д’Андело заняли Орлеан, сделав его своим оплотом; они заключили союз с английской королевой Елизаветой I и немецкими протестантскими князьями. Триумвиры взяли Руан, помешав объединению сил англичан и гугенотов в Нормандии; при его осаде погиб Антуан Наваррский. Получив подкрепление из Германии, Конде подошел к Парижу, но затем двинулся в Нормандию. 19 декабря 1562 у Дре он был разбит войсками триумвиров и взят в плен; в свою очередь католики потеряли маршала Сент-Андре и коннетабля Монморанси (первый убит, второй попал в плен). Возглавивший гугенотов адмирал Колиньи укрылся в Орлеане. Ф.Гиз осадил осадил город, но вскоре погиб под его стенами от руки убийцы. Смерть Гиза открыла путь к переговорам. В марте 1563 лидеры гугенотов и католиков при посредничестве Екатерины Медичи заключили Амбуазский мир, в своих основных пунктах подтвердивший Январский эдикт».
    Цитируется по: Из истории социальных конфликтов и народных движений в средневековой Европе. М., Пятигорск, 2001
даты

Февраль 2021
  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

  • 5

  • 6

  • 7

  • 8

  • 9

  • 10

  • 11

  • 12

  • 13

  • 14

  • 15

  • 16

  • 17

  • 18

  • 19

  • 20

  • 21

  • 22

  • 23

  • 24

  • 25

  • 26

  • 27

  • 28

Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"