Календарь


Разворот книги "Апостол". Львов, 1574 год

1564 год. 1 марта в типографии Ивана Федорова была напечатана первая на Руси книга - «Апостол»

«К царствованию Иоанна IV относится и введение того могущественного средства, которое окрылило мысль человеческую-введение книгопечатания. Еще в XV веке появилось книгопечатание в славянских странах: именно в Кракове с 1491 года; с 1525 года видим книгопечатание и в Вильне. Царь Иоанн в 1548 году между другими мастерами выписал из Германии и типографов; но их не пропустили в Россию. В 1552 году датский король Христиан III присылал в Москву Ганса Миссенгейма с предложением царю принять протестантизм; Миссенгейм привозил с собою библию и две другие книги, в которых содержалась сущность христианской веры по новому учению. Если бы царь согласился на предложение королевское, то Миссенгейм, переведя привезенные им книги на русский язык, должен был напечатать их в нескольких тысячах экземпляров. Неизвестно, как принят был Миссенгейм Иоанном; невероятно, чтоб царь поручил устроение типографии человеку, присланному явно с целию распространения протестантизма. По русским известиям, царь, нуждаясь в церковных книгах для вновь строящихся многих церквей, велел скупать их на торгах, но оказалось очень мало исправных; это привело Иоанна к мысли о необходимости книгопечатания; митрополит Макарий одобрил эту мысль, и с 1553 года приступили к делу, построили дом царскою казною, в котором только с 1563 года начали заниматься книгопечатанием два мастера - дьякон от Николы Гостунского, Иван Федоров, да Петр Тимофеев Мстиславец; кроме них, мы уже прежде встречали имя мастера печатных книг Маруши Нефедьева под 1556 годом. 1 марта 1564 года окончено было печатание первой книги-Деяний апостольских и соборных посланий с посланиями апостола Павла. В XVII веке ходили слухи, что эти первые мастера печатного дела научились своему искусству у немцев:, некоторые же говорили, что сначала русские мастера печатали книги малыми и неискусными начертаниями, а после выучились печатать лучше у немцев (у фрягов).

Хотя книгопечатание было заведено с целью прекратить порчу книг, однако при тогдашнем состоянии просвещения не было средств поверить славянского текста греческим и из славянских текстов выбрать лучший. Доказательством отсутствия просвещения служит то, что издатели текст Нового Завета называют текстом 70 толковников! Правописание в первой печатной нашей книге очень плохое, но внешность, по времени, очень удовлетворительна. Первые мастера, напечатавши в 1565 году Часовник, принуждены были бежать из Москвы за границу, обвиненные в ереси; они сами потом объясняли это гонение завистию многих начальников, священноначальников и учителей, которые на них многие ереси умышляли, желая благое претворить во зло, не потому, чтобы навыкали грамматической хитрости или были исполнены духовного разума, но так, понапрасну злое слово пронесли. Есть известие, что типографский дом был сожжен неблагонамеренными людьми. В 1568 году была напечатана Андроником Невежею псалтирь в Москве, в 1578 она же напечатана в Александровской слободе; но в известии XVII века о книгопечатном деле говорится, что Андроник Невежа с товарищами печатал часовники и псалтири, апостолы и евангелия, триоди, октоих и прочие божественные книги. Московские изгнанники Иван Федоров и Петр Тимофеев, удалившись в Литву, напечатали там много книг: оба трудились в Заблудове, у гетмана Ходкевича; потом Иван Федоров печатал во Львове, Петр Тимофеев-в Вильне, наконец, Иван Федоров перешел в Острог к князю Константину, и в 1581 году напечатал там целую славянскую библию. Хотя к этому важному изданию приступлено было, по-видимому, с достаточным приготовлением, однако острожская библия заключает в себе важные ошибки; князь Константин жалуется, что у него было мало помощников, а один из этих немногих помощников сознается, что никогда не видел училища.

Первая книга-Апостол, была напечатана на плотной голландской бумаге. Летописцы оставили нам известия о дороговизне бумаги, что, разумеется, должно было их занимать: так, в новгородской летописи под 1545 годом находим известие: в этом году была бумага дорога, десть два алтына книжная; под 1555: бумага дорога была, лист полденьги писчей».
Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. том 7, глава 1. М.: Мысль, 1989. .181-182

История в лицах


Иван Федоров:
По воле отца, с помощью сына и свершением святого духа, повелением благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси и благословением преосвященного Макария, митрополита всея Руси, типография эта создана в царствующем граде Москве в лето 7071 [1563 год], в тридцатое лето его царствования.

Не случайно начал я рассказывать это Вам, а потому, что великие беды испытали мы от озлобления людского, не от самого царя, но от многих гражданских и духовных начальников и учителей, которые из зависти обвиняли нас в различных ересях, желая благое превратить во зло и божье дело вконец погубить, как это бывает у злонравных и неученых и неискусных в разуме людей, не обучавшихся грамматической хитрости, не исполненных духовного разума, а только, как водится, злословящих. Уж такова природа зависти и ненависти не понимающих, куда ведут и на чем основываются. Потому из нашей земли и отечества от рода нашего мы были изгнаны и переселились в иные, неведомые нам страны. Когда же мы пришли оттуда, по благодати богоначального Исуса Христа, господа нашего, желающего судить мир по правде, принял нас любезно благочестивый государь Сигизмуид Август, король польский и великий князь литовский, русский, прусский, жемайтийский, мазовецкий и иных [земель] со всеми своими сановниками. Тогда, упросив со тщанием государя, вельможный пан Григорий Александрович Ходкевич, пап виленский, наивысший гетман Великого княжества Литовского, староста гродненский и могилевский, принял нас с любовью под свое покровительство и всем необходимым снабжал долгое время. И этого еще было мало ему, что так устроил нас, он даровал мне немалую весь [селение] для моего пропитания. Мы трудились по воле господа нашего Исуса Христа, рассевая слово его по вселенной. Но вот пришел в глубокую старость наш покровитель, голова его стала страдать от частой боли, и повелел нам прекратить книгопечатание, художество наших рук оставить, заняться земледелием и проводить жизнь свою в здешнем мире за этим занятием. Но не земледелие дано мне в жизненный удел, владею не плугом, а искусством иных орудий, вместо хлебных семян сеять по вселенной семена духовные и всем по чину раздавать духовную сию пищу. Более всего страшился я владыки моего Христа, непрестанно вопрошающего меня: “Лукавый и ленивый раб, почему не дал серебра моего торгующим? Я пришел и взял бы свое с лихвою”. И когда я в уединении углублялся в себя, то не раз постель свою многими слезами омочил, размышлял в сердце своем, дабы но сгубить талант свой, дарованный от бога, не зарыть его в землю. И оттого, тужа в душе, говорил себе: “Неужто оставит меня господь, не пошлет благословения, отсечет милость свою к человеку, напрасно попирающему землю, словно в притче о смоковнице бесплодной?” И из-за всего этого ушел я оттуда и па пути многие скорби и беды обрел, не только потому, что долго странствовал, но и потому, что случилось тогда моровое поветрие, сильно стеснявшее мое передвижение; а прямо и ясно говоря — все самое злое, что случается в мире. И так благодаря человеколюбивому промыслу божию добрался я до богоспасаемого града, нарицаемого Львов…
Цитируется по: Русское историческое повествование XVI-XVII веков. М.: Советская Россия, 1984


Мир в это время


    В 1564 году умирает император Священной Римской империи Фердинанд I, ему наследует его старший сын Максимилиан
    Император Фердинанд I. Г.Боксбергер. Середина XVI века
    «Фердинанд I. Из рода Габсбургов. Король Чехии и Венгрии в 1526--1502 гг. Король Немецкий и 1531-1562 гг. Император "Священной Римской империи" в 1556- 1564 гг. Сын Филиппа I и Хуаны Арагонской. Женат с 26 мая 1521 г., Анна, дочь короля Венгрии и Чехии Владислава (род. 1503 г. Умер 1547 г.). Родился 10 марта 1503 г. Умер 25 июля 1564 г.

    Фердинанд, родившийся тремя годами позже своего брата Карла V, гораздо ранее него развился умственно. Между тем ему приходилось постоянно уступать Карлу как старшему; интересы их много раз сталкивались в течение их жизни. Так братья не без труда вошли между собой в соглашение касательно раздела отцовского наследства. По Вормскому договору 1521 г., Карл уступил брату австрийские владения Габсбургов. Эта часть наследства, доставшаяся Фердинанду, была сама по себе очень значительна, но не удовлетворяла его; он был очень заносчив в своем честолюбии, а нравы его времени, как и пример его брата, вовлекали Фердинанда в замыслы о гигантских предприятиях. Карл поручил ему охрану восточных границ империи. Фердинанд сначала был недоволен такой ролью, но скоро убедился, что она могла доставить ему и почет, и славу. После смерти в 1526 г. в битве при Могаче чешского и венгерского короля Людовика, Фердинанд предъявил права на его владения, так как был женат на сестре короля Анне. Сначала его кандидатура вызвала сопротивление со стороны местной знати, но подкупив многих вельмож и дав благожелательные обещания, Фердинанд в сентябре 1526 г. был избран королем чешским. В Венгрии соперник Габсбургов Янош Заполья был не в состоянии удержать в своих руках верховную власть, и собравшийся в Пеште сейм признал тогда же Фердинанда венгерским королем. Но одновременно токайский сейм избрал королем Заполью, под власть которого перешла Восточная Венгрия.

    Новый король был некрасив, невелик ростом, худ и бледен; его длинная шея вытягивалась вперед; нос был с горбом, а нижняя губа очень толстая, как у всех Габсбургов. Однако он нравился живостью своего характера, пылкостью своих желаний и своей юношеской неустрашимостью. Он был вспыльчив, но добродушен, разговорчив и щедр, нравился народу своей приветливостью, отсутствием тщеславных претензий и готовностью смягчить наказание виновным. Оставаясь католиком, он, в общем, никогда не имел ненависти к протестантам и даже своим австрийским подданным не мешал иметь протестантское богослужение. Как государь Фердинанд был очень деятелен. Обычно он вставал до рассвета и большую часть дня посвящал работе. Он немедленно постарался усилить в новых владениях свою власть и образовать настоящую монархию из этой конфедерации впавших в анархию королевств. Его благоразумие, энергия и стойкость обеспечили желанные результаты, и он заложил прочный фундамент для могущества австрийской династии. И Чехия, и Венгрия ревностно оберегали свою автономию и всегда были готовы отказаться от повиновения королю, которого возвели на престол под влиянием минутного упадка духа. Чтобы удержать их под своей властью, Фердинанду требовалось много терпения, ловкости и изворотливости. Он благополучно преодолел все эти трудности. В 1529 г. султан Сулейман вторгся в Австрию, осадил Вену, но все его приступы были отбиты. Наступление зимы заставило турок снять осаду. Фердинанд в это время ожидал в Линце помощи от императорских войск. Тогда он не дождался подмоги, но в 1532 г., когда религиозные распри в Германии были на время преодолены, Карл V привел в Австрию огромное войско. Сулейман, узнав об этом, не решился повторить вторжение».
    Цитируется по: Рыжов К.В. Все монархи мира. Западная Европа. Энциклопедия. М.: Вече, 2001
даты

Июнь 2019  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.