Календарь


Битва войска Болотникова с царской армией. Эрнест Лисснер. Начало XX века

1606 год. 12 декабря (2 декабря ст.ст.) состоялось сражение между войсками князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и восставшими под началом Ивана Болотникова

«Шуйский ободрился; он послал уговаривать Болотникова отстать от самозванца, но люди, из которых состояло войско Болотникова, бились не за самозванца, а за возможность жить на счет государства, от примирения с которым они не могли ожидать для себя никакой выгоды; Болотников не прельстился обещанием царя дать ему знатный чин и отвечал: "Я дал душу свою Димитрию и сдержу клятву, буду в Москве не изменником, а победителем". Надобно было решить дело оружием: молодой воевода, князь Михайла Васильевич Скопин-Шуйский, свел полки у Данилова монастыря и 1 декабря, дождавшись прихода смольнян, пошел к Коломенскому; Болотников вышел к нему навстречу и сразился у деревни Котлов: холопи и козаки бились отчаянно, но Истома Пашков с дворянами и детьми боярскими передался на сторону царя; причиною отступления Пашкова полагают то, что Болотников не хотел уступить ему первенства, а Пашков не хотел быть ниже холопа. Болотников, потерпев поражение, засел в своем укрепленном Коломенском стане; три дня воеводы били из пушек по острогу и не могли разбить, наконец сделали ядра огненные и зажгли острог. Тогда Болотников побежал к Серпухову, собрал мир и спросил, есть ли у них столько съестных припасов, чтоб могли целый год прокормить и себя и войско? Если есть, то он останется у них и будет дожидаться царя Димитрия; если же нет, то уйдет. Серпуховичи отвечали, то им нечем будет целый год и себя прокормить, не только что войско. Тогда Болотников пошел дальше и засел в Калуге, жители которой объявили, что могут содержать его войско в продолжение года; некоторые из его козаков засели в деревне Заборье, но принуждены были сдаться царским воеводам: Шуйский велел их взять в Москву, поставить по дворам, кормить и ничем не трогать, но тех, которые были пойманы на бою, велел посажать в воду; если в это число были включены те, которых взяли при Котлах, то их было немало, ибо летописец говорит, что им не находили места в тюрьмах московских.

Шуйский не терял времени для наступательного движения: пять воевод двинулись на юг для осады городов, верных самозванцу; брат царский, князь Иван Иванович Шуйский, осадил Калугу, несколько раз приступал к ней, но ничего не сделал; царь послал к Калуге последнее войско под начальством первого боярина, князя Мстиславского, Скопина-Шуйского и князя Татева, но Болотников отбил приступы и этих воевод. Также неудачны были приступы к Веневу и Туле; но боярин Иван Никитич Романов и князь Мезецкий разбили князя Василия Рубца-Мосальского, приближавшегося к Калуге на помощь Болотникову; сам воевода, князь Мосальский, был убит, и ратные люди его сели на пороховые бочки и взорвали сами себя на воздух. Порадовали Шуиского и вести с востока: там Арзамас был взят; Нижний освобожден от осады; на жителей Свияжска, присягнувших Лжедимитрию, казанский митрополит Ефрем наложил церковное запрещение, и они принесли повинную Шуйскому».
Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том 8. М.: Мысль, 1991

История в лицах


Конрад Буссов, московская хроника:
2 декабря, узнав от лазутчиков, что враг собирается сделать более решительную вылазку, чем это имело место прежде. Болотников послал к Истоме Пашкову сообщение об этом, призывая его выступить со своим войском, чтобы оказать помощь в сопротивлении врагу. Когда же враг вышел из Москвы со 100000 человек, а Болотников пребывал в надежде, что Истома Пашков, имевший под началом 40000 человек, окажет ему верную поддержку, Пашков с этим своим войском действительно подошел, делая вид, что он намеревается не на шутку сразиться с врагом. Болотников смело решился на сражение, имея в распоряжении 60000 ратников, так как надеялся, что Пашков нападет на врага с другой стороны. Но благородный герой был постыдно обманут, ибо его соратник, Истома Пашков, не только не оказал ему никакой поддержки, а на поле боя перешел с несколькими тысячами человек из числа имевшихся у него людей к неприятелю и очень помог ему, тоже напав на Болотникова, благодаря чему войско Болотникова настолько поредело, что он должен был обратиться в бегство, оставив на разграбление врагу весь свой лагерь со всем, что в нем было, 10000 казаков из его людей были полностью окружены врагом и, не имея возможности прорваться, вынуждены были.
Цитируется по: Конрад Буссов. Московская хроника. 1584-1613. М-Л.: АН СССР, 1961


Мир в это время


    В 1606 году после совершенного в поединке убийства художник Микеланджело Караваджо был вынужден бежать из Рима в Неаполь.

    Пишущий св. Иероним. М. Караваджо. 1605-1606. Рим, Галерея Боргезе

    «Годы с 1602-го по 1606-й были наполнены не только творческой работой, но и авантюрными приключениями, столкновениями со служителями закона, выплатами бесконечных штрафов. Например, некоего Джироламо Спампа художник ранил шпагой за оскорбительную оценку своих картин; немного позже его обвинили в сочинении и распространении порочащих стихов о живописце и будущем биографе Бальоне. Это случилось как раз в то время, когда Караваджо закончил картину Вознесение для римской церкви дель Джезу. За сочинение нашумевшего клеветнического пасквиля, а в Риме этот вид правонарушения не прощали, Караваджо был отправлен в тюрьму Торре ди Нона, где великий живописец также вел себя не лучшим образом. <…>

    Художник возобновил свои ночные похождения. Снова он скоро оказался в тюрьме Торре ди Нона. Но на этот раз речь шла уже о более серьезном преступлении. Один из папских стражников, которые следил за ним ночью, был найден мертвым: кто-то нанес ему сильный удар по голове. Караваджо пытался доказать свою невиновность: он утверждал, что камень случайно упал с крыши как раз в том мгновение, когда там проходил этот человек! Однако суд отклонил эту версию, и художник был заключен в тюрьму. Его подвергли допросу и даже некоторое время держали в кандалах, а затем он получил наказание в виде избиения. Не вызывает сомнения, что картина Бичевание Христа, написанная им позднее в Неаполе, отразила его собственные мучения.

    Друзья боялись за его жизнь и не видели другой возможности для спасения, кроме бегства. Побег удался, однако теперь Караваджо был внесен в черные списки: его повсюду разыскивала папская полиция. Друзья не имели ни малейшего представления, как избавиться от преследования. Но, что еще хуже, самого Караваджо все эти бедствия ничему не научили. В гавани Рипетта на берегу Тибра он снова возобновил свои похождения с потасовками, периодически скрываясь в палаццо Колонна. Но самое худшее еще только должно было случиться: 29 мая 1606 года, на Марсовом поле, во время игры в мяч, он обвинил своего партнера Рануччо Томассони в обмане. Это привело к драке. Неожиданно в ход было пущено оружие, и сраженный Томассони упал замертво. Караваджо также был ранен, но смог скрыться. Его друзья Лонго и Спада были задержаны.в римской «Авизи» от 31 мая 1606 года можно было прочесть, что Микеланджело Меризи, живописец из Караваджо, приговорен к смертной казни. Это означало, что каждый страж правопорядка мог привести приговор в исполнение в любом месте, где настигнет беглеца. Караваджо просил о помощи своих покровителей, но им порядком надоели эти бесконечные призывы. Слабый и больной, художник должен был снова скрываться. Он хотел найти прибежище в Пальяно, на землях Колонны или в Лации, которая находилась вне римских пределов. В возрасте 35 лет наступает последний период его жизни. Вечный город никогда не обещал ему богатства, но обеспечивал средствами существования в достаточной мере, чтобы мог развиваться его гений <…>

    Так как помилование было маловероятным, он посчитал целесообразным держаться на отдалении от сыщиков папского двора. Но куда податься? Он недолго размышлял над этим вопросом. На расстоянии двух-трех дней пути от Рима находился Неаполь – большой город, один из самых густонаселенных в Европе, который буквально пылал от новых течений, художественных идей и революционного духа».
    Цитируется по: Ламбер Ж. Караваджо. М.: Арт-Родник, 2004
даты

Март 2024
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"