Календарь



Здание академии наук и кунсткамеры

1724 год. 8 февраля (28 января ст.ст.)В Петербурге учреждена Академия Наук.

Идея создания в Санкт-Петербурге Российской Академии наук увлекла Петра I еще во время его первых европейских путешествий.

Известно, что стремясь больше узнать о европейской науке Петр познакомился с ведущим ученым того времни Готфридом Вильгельмом Лейбницем. На протяжении ряда лет они неоднократно встречались и состояли в переписке.

Лейбницу удалось заинтересовать Петра I своими идеями, касавшимися законодательной реформы, преобразования государственного управления и суда, реформы образования. По просьбе царя философ набросал план изучения наук и проект учреждения Петербургской академии наук. Царь дал высокую оценку предложениям Лейбница. Немецкий философу было пожаловано звание тайного советника и пожизненная пенсия в одну тысячу рейхсталеров в год.

Интерес молодого русского государя к современной науке заметили в Европе. Парижская Академия в 1721 приняла его в свои члены. В ответ 18 февраля 1721 г. Петр I писал: "Мы ничего больше не желаем, как чтоб через прилежность, которую мы будем прилагать, науки в лучший цвет привесть, себя яко достойного вашей компании члена показать".

Новому развитию идеи Роосийской Академии содействовал ученик Лейбница, Христиан Вольф, в переписке с которым в течение 1720-1721 гг. Петр I обсуждал проект.

Вольф настоятельно советовал царю-реформатору изменить свой первоначальный замысел. При этом он указывал на Берлинскую академию, которая "по имени известна всему свету, но пользы никому и ничему еще не принесла". "Обыкновенный университет, - писал он, - где ученые будут преподавать то, что распространит наука между русскими, не только полезнее для страны, чем Академия наук, но также к тому поведет, что в несколько лет Академия наук будет состоять из русских, которые потом настоящую славу доставят своему государству".

В результате к январю 1724 г. царь склонился к идее создания Академии наук, способной выполнять одновременно функции и университета, и гимназии. Подготовку проекта положения "Об учреждении Академии наук и художеств" Петр I поручил своему лейб-медику и по совместительству управляющему царской библиотекой и Кунсткамерой Лаврентию Лаврентьевичу Блументросту (1692-1755).

В проекте были описаны функции университета и академии и были предложены способы их сочетания "Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юриспруденции (прав искусству), медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают.


Страница из Книги именных указов 1724 года с заметками Петра Первого на полях

Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты (издания) оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют"

В проекте заключалось, что в условиях России создание Академии наук и университета в качестве обособленных друг от друга учреждений не принесет пользы, поскольку в России еще нет кол, гимназий, семинарий, и не распространены в народе науки.

Поэтому Академии наук предлагалось придать некоторые функции учебного заведения. Академики должны были наряду с научными исследованиями заниматься преподаванием наук - читать публичные лекции и готовить молодых людей к преподавательской деятельности.

Указ Екатерины I об Академии
Для более эффективного выполнения университетской функции Академию наук планировалось разделить на "три класса".

В первом классе должны были объединяться "все науки математические и которыя от оных зависят", во втором - "все части физики" (к этому классу относились, кроме физики, также анатомия, химия и ботаника), а в третьем - "гуманиора, история и права"

20 января 1724 г. Петр направил проект в Сенат, сопроводив его запиской: "О Академии, в которой бы языкам учились. Также протчим наукам и знатным художествам. И переводили б книги. Назначить место для сего. И доход...".

22 января 1724 г. вопрос об учреждении Академии наук обсуждался в присутствии Петра I на заседании Сената.

28 января 1724 г. был издан указ "О Академии, и о сумме на содержание оной".

"Его императорское величество указал учинить Академию, в которой бы учились языкам, также протчим наукам и знатным художествам и переводили б книги. А Генваря 22 дня, его императорское величество, будучи в зимнем доме и слушав о сочинении тои Академии проекта, на котором собственною своею рукою подписать изволил, тако: На содержание оных определить доходы, которые збираются с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга, таможенных и лицентных, 24 912 рублев. И по тому его императорского величества указу Правительствующий Сенат приказали, оные доходы собирая, содержать в Рентерии, из которых отпускать в тое Академию по указом из Сената. А кроме того, ни на какие росходы не употреблять. И о том в Каморколлегию и в Штатс-кантору указы посланы. Подлинной за подписанием Правительствующаго Сената"

ПСЗРИ. Т. VII. N 4443. С. 220

Несмотря на издание Указа, Петербургская Академия при жизни Петра продолжала существовать только в качестве проекта. Действительное основание и регулярная работа Российской Академии наук началось только год спустя после того как Екатериной I был издан «Именный, данный Сенату, указ о заведении Академии наук и о назначении президентом оной лейб-медика Блюментроста 7 декабря 1725 г» Сначала академия находилась близ домика Петра I, в двухэтажном доме вице-канцлера П.П. Шафирова.

В 1728 году Академия занимала уже дворец Прасковьи Федоровны на Васильевском острове, а также часть помещений Кунсткамеры.

В 1783 – 1789 годах по проекту архитектора Дж. Кваренги на Университетской набережной специально для Академии наук было построено трехэтажное здание.

История в лицах


В конце 1725 г. в Петербург стали приезжать из Европы ученые, которых Блументрост пригласил для работы Российской Академии. 30 апреля 1725 г., Президент Академии, озабоченный тем, чтобы гости Петербурга ни в чем не нуждались, просит, в письме к Екатерине I, чтобы для размещения будущих академиков был отдан отобранный в казну дом вице-канцлера барона Шафирова, осужденного ранее за мздоимство и сокрытие еврейского происхождения. Блументрост также настаивает, чтоб в академическом доме гостям было обеспечено достойное питание, мотивируя это следующим образом:


"…блаженно и вечно достойные памяти Его И. В. именно приказал, чтобы дом академический домашними потребами удостаточить, а академиков недели с три или с месяц невзачет кушаньем довольствовать; а потом подрядить за настоящую цену, наняв от академии, эконома, кормить в том же доме, дабы ходя в трактиры и другие мелкие домы, с непотребными обращаючись, не обучались их непотребных обычаев, и в других забавах времени не теряли бездельно; понеже суть образцы такие: из многих иностранных, которые в отечестве добронравны бывши, с роскошниками и пияницами в бездельничестве пропали и государственного убытка больше нежели прибыли учинили".

Мир в это время


    Раджа Раджастана, основатель Джайпура, Савай Джай Сингх II (1686 – 1743) изучает и переводит на санскрит Птолемея, Евклида, Улугбека, Ньютона, Фламстида…


    Обсерватория в Джайпуре


    В этот период, вдохновленный Самаркандской обсерваторией, он строит по ее подобию пять гиганских астрономических сооружений в Дели, Бенаресе, Удджайне, Джайпуре и Матхуре.

    Один из наиболее интересных из сохранившихся до наших дней инструментов Савай Джай Сингха - «Самрат йантра » в Дели, представляющий собой каменную стену в виде прямоугольного треугольника, гипотенуза которого параллельна оси земного шара, а по бокам стены к ней прикреплены две дуги по 1/8 окружности, составляющие квадрант; стена служит гномоном, тень которого падает на дуги квадранта, градуированного в часах и минутах, а также в градусах.

    Виртуальный тур по лаборатории Савай Джай Сингха
    Новый император Китая Айсиньгёро Иньчжэнь - Юнчжэн (четвертый император Китая эпохи Цин (с 1722 по 1735) запрещает римско-католическую церковь в Китае и выгоняет всех миссионеров в Макао.

    Гнев императора вызывает бесцеремонное требование папы Климента XI , который своей буллой Ex illa die осуждает традиционные конфуцианские обряды и требует их запрета в Китае.

    Имератор отвечает, что «Люди Запада, без сомнения, очень ограниченны. Их замечания неимоверны. Мне еще никогда не приходилось видеть документа, исполненного подобной чепухи. С этого момента людям Запада запрещается совершать свои молитвы в Китае, дабы избежать худших недоразумений.» Деятельность католической церкви на территории страны запрещена. Китайцам запрещено принимать христианство под угрозой смертной казни. Более 300 церквей закрыто. Все миссионеры высылаются в Кантон и Макао. Оказываюшие сопротивление заключены в тюрьмы, а некоторые даже казнены. Русской миссии и руской православной церкви эти запреты и репрессии не касаются.

    21 октября 1727 года Россия и Китай заключают генеральный Кяхтинский трактат. В этом договоре, подволящем итог более чеми столетних русско-китайских отношений, в пятой статье значится следующее: "… дом, который ныне для российских в Пекине обретается, будет для россиян и впредь приезжающих, оные сами будут жить в сем доме. А что российской посол Ильлирийский граф Савва Владиславич представлял о строении церкви, зделана в сем доме вспоможением вельможей, которые имеют надсмотрение в делах российских. В сем доме будет жить один священник, ныне в Пекине обретающийся, и прибавятся другие три священника, которые прибудут, как решено. Когда прибудут, дастся им корм, как дается сему, который прежде приехал и при той же церкви поставлены будут. Россияном не будет запрещено молитися и почитати своего бога по своему закону. Кроме того, четыре мальчика учеников, и два побольшаго возраста, которые по-русски и по-латыне знают и которых посол российской Ильлирийской граф Савва Владиславич хощет оставить в Пекине для обучения языков, будут жить также в сем доме, и корм дастся им из царского иждивения. А когда выучатся, по своей воле да возмутся назад."

    Русское подворье с действующей православной церковью размещается в самой оживленной части внутреннего города и расположен был на крайней поперечной улице Дун-цзяо-ми-сян, рядом с императорским дворцом

    Глава мисссии Архимиандрит Антоний доносил Священному Синоду 3 декабря 1732 года, что 25 марта 1731 года девять китайцев приняли русскую православную веру, а всех крещенных китайцев мужеска пола было 25 человек, да готовилось ко крещению еще 8 человек. "И от того числа во вся месяцы приходят по одному и по два человека ко крещению и в том числе есть богатые и честные люди, а иные скудные. И богатые торговые сами себе ко крещению рубахи, чулки, башмаки сделав, приносят, только кресты сребреные он, архимандрит , от себя дает, которые он из России еще привез с собою (1 1\2 десятка), а скудным рубахи, чулки, башмаки он, архимандрит, покупает за свои келейные деньги и кресты дает и все роздал. В Китае крестов не умеют делать, а нужда была в них. Поэтому Антоний просил выслать ему крестов с 500, также немного денег на покупку рубах, чулков, башмаков, вместо милостыни. "От такой милостыни лучшую охоту китайский народ иметь будет и приходить ко крещению". При этом он просил выслать и "с 500 икон Спасителя и Богоматери, мерою в три вершка, для раздачи в домы и богомоления новокрещенным".
даты

Апрель 2019
  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

  • 5

  • 6

  • 7

  • 8

  • 9

  • 10

  • 11

  • 12

  • 13

  • 14

  • 15

  • 16

  • 17

  • 18

  • 19

  • 20

  • 21

  • 22

  • 23

  • 24

  • 25

  • 26

  • 27

  • 28

  • 29

  • 30

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"