Календарь | ||
10 сентября
Подписание мирного договора в Ништадте 30 августа 1721 г. Гравюра П. Шенка. 1721 год
1721 год. 10 сентября (30 августа ст.ст.) между Россией и Швецией был подписан Ништадтский мир, который стал итогом Северной войны 1700-1721 гг.«Ништадтский мирный договор 1721 года - между Россией и Швецией; подписан 10 сентября русскими уполномоченными Я. В. Брюсом и А. И. Остерманом и шведскими уполномоченными Лилиенштерном и Штрёмфельдтом; завершил Северную войну 1700-21 гг. К моменту мирных переговоров Россия держала в своих руках завоёванные у шведов Финляндию, Ингерманландию, Эстляндию и Лифляндию. Русские войска несколько раз высаживали десанты на территории самой Швеции. В этих условиях даже отход союзников - Дании и Польши, - заключивших при посредничестве Англии мирные договоры с шведами, не поколебал твёрдости русской дипломатии. Россия поддерживала те же требования, что и на Аландском конгрессе, а именно, соглашалась на возвращение шведам только Финляндии, оставляя за собой все остальные территории, занятые русским оружием. Когда накануне Ништадтского конгресса в Петербург приехал в качестве посредника французский посланник в Швеции Кампредоне, ему были объявлены эти условия. Пётр I и его министры соглашались в качестве дальнейшей уступки только отказаться от поддержки притязаний голштинского герцога на шведский престол и предоставить Швеции денежную компенсацию за Лифляндию. Все старания Кампредоне смягчить эти условия были безрезультатны. Французскому посреднику ничего не оставалось, как вернуться в Швецию и рекомендовать шведскому королю согласиться на предложенные условия, т. к. продолжение войны грозило разорённой Швеции ещё худшими последствиями. Мирный конгресс происходил в мае - сентябре 1721 в г. Ништадте, в Финляндии. Пётр I и русские дипломаты действовали настойчиво и весьма искусно, применяя одновременно с переговорами военное давление. Во время конгресса, когда шведы проявляли неуступчивость, на шведские берега был высажен десант, разоривший 4 города, множество деревень и заводов, "дабы (по выражению Петра I) выя гнулась лучше". Наконец, чтобы воздействовать на шведов, русские делегаты указали крайний срок для окончания переговоров и пригрозили, что Россия не согласится на мир без признания голштинского герцога наследником шведской короны. Момент для предъявления этих требований был выбран весьма благоприятный, т. к. союзница Швеции Англия должна была отозвать свой флот из Балтийского моря. Пётр I решительно отказывался от заключения прелиминарного договора, усматривая в этом желание Швеции оттянуть мирный договор. Он шёл навстречу шведам в некоторых второстепенных вопросах: обещал ускорить срок уплаты денежной компенсации за отходившую к России Лифляндию, одобрил привлечение к участию в мирном договоре английского короля как союзника Швеции, согласился срыть некоторые мелкие крепости и в качестве наиболее значительной уступки отказался от поддержки голштинского герцога, т. е. от вмешательства в "домашние" дела шведов. В результате этих переговоров и был подписан Ништадтский мирный договор. Согласно Ништадтскому мирному договору между Россией и Швецией устанавливался "вечный, истинный и ненарушимый мир на земле и воде". Военные действия должны были прекратиться в течение 2 недель в Финляндии, а в более отдалённых местах - через 3 недели после ратификации договора. Швеция признавала присоединение к России завоёванных русским оружием Ингерманландии, части Карелии, всей Эстляндии и Лифляндии с городами Ригой, Ревелем, Дерптом, Нарвой, Выборгом, Кексгольмом, о-вов Эзель, Даго, Моон и всех других земель от Выборга до курляндской границы. Россия обязывалась возвратить шведам Финляндию и уплатить в качестве компенсации за Лифляндию 2 млн. ефимков (талеров). Остро нуждавшаяся в привозном хлебе и терявшая плодородные районы, Швеция получила право закупать ежегодно в Лифляндии беспошлинно хлеб на 50 тыс. руб. За прибалтийскими помещиками сохранились их права на земельные владения; сохранялись также прежние привилегии и самоуправление городов в присоединённых провинциях; признавались права протестантской церкви. Речи Посполитой как союзнице России предоставлялось право заключить формальный трактат с Швецией, при условии чтобы он не противоречил Ништадтскому мирному договору. Англия включалась в Ништадтский мирный договор как союзница Швеции. Предусматривался обмен военнопленными, и устанавливалась беспрепятственная торговля между русскими и шведскими купцами. Объявлялась амнистия тем, кто во время войны у одной стороны "службу приняли и через то против другой неприятельски поступали"; из амнистии были исключены, однако, украинские изменники, перешедшие к шведам вместе с Мазепой. Ништадтский мирный договор, давший России прибалтийские провинции с удобными портами, осуществил историческую задачу, стоявшую перед страной со времён Ивана III, не разрешённую Иваном IV и решённую во всём объёме только Петром. Во время торжественных празднеств, ознаменовавших заключение Ништадтского мирного договора сенат преподнёс Петру I титул императора и отца отечества. Русское государство благодаря внутренним преобразованиям и успехам внешней политики превратилось во Всероссийскую империю, могущественную морскую и военную державу». Цитируется по: Дипломатический словарь// Под ред. А. Я. Вышинского и С. А. Лозовского. М.: ОГИЗ, 1948
История в лицахПисьмо Я. Брюса и А.Остермана Петру I: Всемилостивейший государь! При сем к вашему царскому величеству всеподданнейше посылаем подлинный трактат мирный, который сего часу с шведскими министрами заключили, подписали и разменялись. Мы оный перевесть не успели, понеже на то время потребно было, и мы опасались, дабы между тем ведомость о заключении мира не пронеслась. Токмо вашему царскому величеству всеподданнейше доносим, что оный в главных делах во всем против указов вашего величества написан, и для лучшего известия при сем прилагаем изо всех артикулов краткий экстракт. Мы, ваше царское величество, тем по рабской нашей должности всеподданнейше поздравляем и молим бога, дабы оный вашу дражайшую особу в непременном святом своем сохранении имел и ваше царское величество чрез единые ваши труды и высокомудрое управление сим полученным вечно славным миром пользоваться, и все прочие свои намерения к собственно желаемому счастливому окончанию привесть могли, еже от всего своего сердца желаем, вашего царского величества всенижайшие рабы - Яков Брюс, Андрей Остерман. Августа 30 дня, в четвертом часу пополуночи Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том 17, глава 3. М.: Мысль, 1993. с.299
Мир в это время
Э.Г.Хаусман. Иоганн Себастьян Бах. 1748 год
Портрет курфюрста Бранденбургского Христиана Людвига. 1710 год
Еще до смерти жены, пребывая с князем Леопольдом либо в Карлсбаде, либо в Мейнингене, Бах играл перед маркграфом Бранденбургским Христианом Людвигом. Конечно, в центре внимания была скрипка князя Леопольда, но маркграф – ему было уже за сорок – не поскупился на похвалы и княжескому композитору. Похвалив прослушанные композиции, маркграф предложил музик-директору сочинить для него что-либо похожее на итальянский концерт, только в немецкой манере. Не избалованный подобным вниманием, Себастьян дал согласие. Он принялся за сочинение оркестровой музыки по приезде из Гамбурга, в начале 1721 года. Замысел разросся в цикл больших концертов. Среди баховских оригиналов партитур нет ни одной, написанной им собственноручно с таким каллиграфическим изяществом, как пьес для маркграфа. Они были сопровождены учтивейше составленным на французском языке посланием. Это посвящение написано, впрочем, чьей-то другой рукой. Стоит дата: «24 марта 1721 года». Концерты этого цикла приближались к разработанной итальянцами, предшественниками и современниками Баха, форме кончерто гроссо (concerto grosso), «больших концертов», где оркестру-ансамблю противопоставляются, как бы для состязания к ним, «концертирующие» инструменты. Но если даже у Антонио Вивальди, блистательного Вивальди, господствовала виртуозная сторона музыки, то у Баха концерты наполнены драматизмом контрастного сопоставления, динамикой развития музыкальных тем. Первый и Третий концерты не содержат выделенных партий ведущих, концертирующих инструментов. Во Втором концертируют четыре инструмента в необычном сочетании: труба, флейта, гобой, скрипка; в Четвертом – скрипка и две флейты, в Пятом – флейта, скрипка и клавесин; в Шестом концерте вовсе не участвую скрипки, хотя он сочинен для струнного оркестра, звучат старинные инструменты, близкие альтам и виолончелям, а также клавесин; в этом концерте чувствуется больше «согласия» в партиях инструментов, нежели состязания. Едва ли не каждая часть во всех Бранденбургских концертах содержит развитие темы-идеи в форме полифонии. Вместе с тем все три части концертов (только один из шести двухчастный) – быстрые крайние и медленные средние – своим сопоставлением создают драматургическое напряжение. Какой энергией, жизненной силой пленяют крайние, быстрые части концертов (Аллегро и Престо)! Состязание концертирующих инструментов с ансамблем столь «осязаемо» в пространстве и времени, передано с такими жизненными интонациями отдельных голосов! Согласимся с исследователем: «Тут Бах не столько колорист, сколько мастер реалистического воплощения удивительно конкретных людских образов – скорее всего «групповых портретов». В этом искусстве он не уступает ни Франсу Гальсу, не Альбрехту Дюреру». Как видим, в помощь пониманию музыкальных образов снова пришло сравнение из области изобразительного искусства. Средние части концертов – Adagio, Andante, Affertuoso – медленны, полны лирических раздумий, нежности, а то и веселости; иногда в этих частях проступает скорбь, недоводимая, однако, до отчаяния; просветленная печаль возвышенна. Поразительна «музыкальная светопись» Шестого концерта с его знаменитым певучим Adagio… Affertuoso Пятого концерта – неторопливо ведомая беседа концертирующих инструментов: скрипки, флейты и клавесина. Глубочайшее откровение трех голосов, доверительнейшая передача чувств. Слушатель не удержится от сопоставления баховской музыки трио с подобными исповедальными беседами в камерной музыке 19 века… В Бранденбургских концертах можно уловить что-то знакомое, близкое симфониям Моцарта и Гайдна. Великий мастер, не ведая того, лепил «звуковые модели», предвещавшие симфоническое искусство композиторов, которых объединят впоследствии под эгидой венской школы». Цитируется по: Морозов С.А. Бах Иоганн Себастьян. М.: Молодая гвардия, 1975. с.105-106
|
даты
Конвертация дат материалы О календарях
|