Календарь


1899 год. 6 апреля (25 марта ст.ст.) открылось регулярное движение первого электрического трамвая в Москве.

Это был трамвай Первого Общества конно-железных дорог, маршрут его пролегал от Бутырской заставы по Нижней и Верхней Масловке до Петровского парка (Старый Петровско-Разумовский проезд). Первый "электрический" трамвайный парк располагался на Башиловке.

Трамвай в Москве сменил собой конку - конно-железную дорогу. Собственно из-за конкуренции с компаниями, владеющих «конками», в Москве трамвай был пущен позже, чем в Киеве, Нижнем Новгороде, Курске, Орле, Витебске. Однако и сами компаниям было ясно, что их транспорт устарел, и в итоге сами инициировали запуск трамвая.

Конка у Большого Каменного моста

Конка появилась в 1872 году и была крайне медлительна и с трудом шла в гору, из-за чего постоянно приходилось прибегать к помощи форейторов и впрягать дополнительных лошадей. Несмотря на все эти неудобства, она пользовалась большой популярностью у москвичей. Известно, что только в 1894–1896 годах конка перевезла больше 47 миллионов пассажиров. Место в вагоне стоило пять копеек, а на крыше – «империале» – три копейки. Конечно, трамвай был гораздо быстроходнее и дешевле в использовании. Ужасающее состояние путей и вагонов конки и положительный опыт запуска в других городах, побудило Первое Общество конно-железных дорог в Москве, обратиться в 1895 году в Городскую Управу с предложением о пуске электрического трамвая по какой-либо одной из линий конно-железных дорог. Получив требуемое разрешение, Общество в июле 1898 году приступило к переоборудованию Долгоруковской линии конно-железной дороги от Страстной площади по улице Малая Дмитровка и далее до Бутырской заставы, а также двух опытных загородных линий: Петровской (от Тверской заставы до Петровского дворца) и Бутырской (от Бутырской заставы по Верхней и Нижней Масловкам до Петровского парка).

Первый трамвай Москвы у Бутырской заставы, 1900 год

Наряду с реконструкцией и строительством линий, Первое Общество решило построить тяговую подстанцию близ Бутырской заставы, которая должна была питать электроэнергией эти три линии. Было принято решение использовать систему верхнего токосъема с применением воздушных контактных проводов, в качестве второго провода выступали рельсы. Проектом одновременно предусматривалось строительство рядом с трамвайной подстанцией на Башиловке и нового трамвайного парка для электрических вагонов.

В июне того же года на Башиловке началось строительство "Электрического" трамвайного парка. С июля началась замена рельсов и укладка новых шпал на загородных опытных линиях. В связи со строительством прекратилось движение коночных вагонов на этих участках сети. Одновременно прокладывался соединительный путь по Лесной улице.

Рекламные листки с информацией о правилах безопасной посадки в вагон трамвая. 1900-е гг.

Двадцать три моторных электрических и один вагон со смешанной аккумуляторно-электрической тягой были изготовлены в течение 1898 года на заводе Фанкельрид в Гамбурге, электрооборудование для них поставили заводы фирмы "Сименс и Гальске". Максимальная скорость вагона была 27 километров в час. В феврале 1899 года прошла первая обкатка трамвая, а 6 апреля в "электрическом" парке состоялось торжественное открытие движения.

История в лицах


"Московские ведомости", 26 марта 1899 года:

"25 марта с большой торжественностью состоялось давно ожидаемое открытие электрического трамвая, устроенного Первым Обществом конно-железных дорог на загородной линии от Бутырской заставы до Петровского парка.

По этому поводу в электрическом парке, близ Башиловки, в 4 часа дня было совершено молебствие с водоосвящением перед чтимой иконой Спаса Нерукотворного и местными святынями. Молебствие происходило в машинном здании, украшенном, как и все здания парка, флагами, совершалось благочинным протоиереем П.В.Приклонским соборно, при участии хора и певчих.

К молебствию прибыли: московский губернатор гофмейстер А. Г. Булыгин, московский почт-директор тайный советник К.Г.Радченко, московский городской голова князь В.М.Голицын, исполняющий должность московского обер-полицеймейстера полковник Д.Ф.Трепов, начальник почтово-телеграфного округа Ф.А.фон Пистолькерс, правительственный инспектор П.Д.Вонляровский, многие гласные городской Думы...

...Гостей встречали директоры Правления Первого Общества конно-железных дорог с председателем Н.М.Перепелкиным во главе. Около парка задолго до прибытия гостей собралась многочисленная толпа парода, ожидавшая открытия электрического трамвая...

...Молебствие закончилось провозглашением многолетия, причем протоиереем П.В.Приклонским была сказана приличествующая случаю речь. После молебствия всем присутствовавшим было предложено занять места в вагонах, убранных национальными флагами.

Вскоре первый вагон с начальствующими и почетными лицами двинулся в путь, причем при выходе из ворот парка была перерезана трехцветная лента. За этим вагоном с небольшими промежутками двинулись ещё 4 вагона, наполненные приглашенными на торжество гостями...

...Электрические вагоны, выходя из депо, направлялись в Петровский парк. По всему пути, на протяжении 2,2 верст, стоял народ, с любопытством смотревший на движение электрического трамвая. Движение трамвая было плавное, скорое и почти без всякого шума; по желанию трамвай с поворотом рычага мгновенно останавливался.

В Петровском парке прибытие трамвая ожидалось местным населением. Все находившиеся в вагонах, воочию убедились в преимуществах электрической тяги пред конной; со всех сторон высказывались пожелания, чтобы Москва поскорее покрылась сетью электрических трамваев.

Из Петровского парка гости очень быстро были доставлены по второму пути к Бутырской заставе. Здесь их ожидали вагоны конно-железной дороги, в которые все приглашенные пересаживались для следования к гостинице "Московская", где был приготовлен обед для приглашённых лиц. Обед сопровождался тостами. Первый тост за драгоценное здоровье Государя Императора был провозглашён городским головой князем В.М.Голицыным...

Затем Князь В.М.Голицын приветствовал от имени городского управления Первое Общество конно-железных дорог с важным почином в деле усовершенствования, каким несомненно является открытие электрического трамвая.

Председатель Правления Первого Общества конно-железных дорог Н.М.Перепелкин произнес пространную речь, в которой представил исторический очерк развития улучшенных путей в Москве и пожелал, чтобы первый опыт оправдал те надежды, которые возлагает на электрическую тягу Общество, чтобы эта тяга получила права гражданства по всей Москве...

...Далее было произнесено несколько речей, в которых отмечалось, что нынешний день должен считаться знаменательным в жизни Москвы, так как в этот день положено начало коренному переустройству в деле скорого и удобного сообщения в столице...

Обед в оживленной беседе затянулся до десятого часа. Меню обеда было украшено гербом Москвы и видом электрического трамвая, выходящего со станции."

Схема первой трамвайной линии, 1899 год


Анастасия Цветаева:

«Помню вечер – весна или осень, – когда прошла весть о первом электрическом трамвае появившемся в Москве. Рассказы, дивования, разговоры... И было жаль милую конку, шумную, со скачущими вверх по Трубной мальчишками на конях, этот знакомый мирок, с детства наш, потому что кто-то сказал: «Трамвай вытеснит конку»...

Цитируется по: Цветаева А.И. Воспоминания. М., «Советский писатель», 1971

Мир в это время


    В 1899 году, в США страшное торнадо разрушило городок Нью-Ричмонд в штате Висконсин. В результате бедствия погибло 117 человек, более 200 получили травмы.



    В июне 1899 года в Нью-Ричмонде давал представление цирк братьев Голлмар, из-за чего в город съехались сотни туристов. 12 июня в 3 часа дня небо потемнело, начали собираться тучи. К концу циркового представления пошел сильный дождь и град. Тем временем, над озером в 24 километрах от города начал формироваться вихревой поток, который двинулся прямо к Нью-Ричмонду. Первыми жертвами торнадо стали трое крестьян близлежащей деревни.

    Панорама Нью-Ричмонда после торнадо 1899 года

    Примерно в 6 часов вечера торнадо обрушилось на город. Многие люди были застигнуты на улице, попав под обстрел летящих с дикой скоростью досок и кирпичей. Прятавшиеся в домах оказывались погребенными под развалинами. Особенно сильно пострадала западная часть Нью-Ричмонда. Было разрушено более 500 зданий, в том числе пострадала электростанция и системы водоснабжения. В городе начались пожары, что еще увеличило количество жертв.

    Ущерб от торнадо был оценен в 300 миллионов долларов (7 миллионов в современном эквиваленте). Это торнадо вошло в десятку самых разрушительных в истории США.

    Развалины методистской церкви Нью-Ричмонда
даты

Май 2013
  •  
  •  
  • 1
  • 2

  • 3

  • 4

  • 5

  • 6

  • 7

  • 8

  • 9

  • 10

  • 11

  • 12

  • 13

  • 14

  • 15

  • 16

  • 17

  • 18

  • 19

  • 20

  • 21

  • 22

  • 23

  • 24

  • 25

  • 26

  • 27

  • 28

  • 29

  • 30

  • 31

  •  
  •  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"