Календарь


Схема расположения частей Гельсингфорского и Свеаборгского гарнизонов к 17 июля 1906

1906 год. 2 августа (20 июля ст.ст.) было подавлено Свеаборгское восстание

«Свеаборгское восстание 1906 года - вооружённое выступление матросов и солдат гарнизона крепости Свеаборг на Балтийском море в период Революции 1905—07; готовилось Финляндской военной организацией РСДРП как составная часть общего восстания Балтийского флота. Непосредственно руководила подготовкой Свеаборгского восстания местная военная социал-демократическая организация при активном участии большевиков — подпоручиков А. П. Емельянова и Е. Л. Коханского. Свеаборгская организация эсеров предложила готовить восстание совместно. Но соглашения достичь не удалось: эсеры настаивали на немедленном выступлении, социал-демократы считали подготовку к восстанию незаконченной. 15(28) июля стихийно начались волнения матросов минной роты; воспользовавшись этим, эсеры призвали к восстанию. Петербургский комитет РСДРП направил в Свеаборг делегацию (Р. С. Землячка, М. Н. Лядов, А. Г. Шлихтер) с заданием добиться отсрочки выступления, а в случае невозможности — принять участие в руководстве Свеаборгского восстания. Делегация прибыла в разгар Свеаборгского восстания и попасть в крепость не смогла. 17(30) июля по приказу коменданта крепости минёры были арестованы. Это вызвало в ночь на 18(31) июля восстание гарнизона, в котором приняли участие 7 артиллерийских рот из 10; к ним присоединились матросы Свеаборгской флотской роты и 20-го флотского экипажа на полуострове Скатудден (всего участников Свеаборгского восстания свыше 2 тыс. чел.). Социал-демократическая организация во главе с Емельяновым и Коханским стремилась придать восстанию организованный характер; были выдвинуты лозунги свержения самодержавия, свободы народу, передачи земли крестьянам и др. Восставшие овладели островами Александровским, Артиллерийским, Михайловским и Инженерным и начали артиллерийских обстрел островов Комендантского и Лагерного, где находились верные царскому правительству войска. В поддержку Свеаборгского восстания рабочие Гельсингфорса (Хельсинки) объявили всеобщую забастовку. Отряды финляндской Красной гвардии (около 200 человек) присоединились к революционным войскам. Однако восставшие не предприняли дальнейших наступательных действий, ожидая прибытия революционных кораблей Балтийского флота, зная, что в Кронштадте также готовилось восстание. Но вследствие принятых командованием флота мер (арест революционных матросов), прибывшие 19 июля (1 августа) броненосец «Цесаревич» и крейсер «Богатырь», вооруженные дальнобойной крупнокалиберной артиллерией, не присоединились к Свеаборгскому восстанию. Они подвергли крепость обстрелу, оставаясь вне досягаемости ее артиллерии. Одновременно начали наступление со стороны Гельсингфорса и о. Лагерного переброшенные из Петербурга и других пунктов правительственные войска. 20 июля (2 августа) военный совет восставших принял решение прекратить безнадёжную борьбу. Военному суду было предано около 1 тыс. солдат и матросов. 10(23) августа руководители Свеаборгского восстания были расстреляны (всего 43 чел., в том числе Емельянов и Коханский); остальные приговорены к каторге, тюремному заключению, дисциплинарным ротам».
Цитируется по: Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970-1977

История в лицах


Телеграмма корреспондента «Новое время»:
ГЕЛЬСИНГФОРС, 19 июля. Весь день в Свеаборге шла перестрелка, как орудийная, так и ружейная. В 5 ч. 20 мин. произошел взрыв порохового склада. В Гельсингфорсе местами от сотрясения выбиты окна.

ГЕЛЬСИНГФОРС, 20 июля. После неудачной попытки вызвать общую забастовку, красная гвардия обратилась к насилиям. В городе начался бой между красной гвардией, полицией и коммунальной охраной. Выступают войска.

СВЕАБОРГ, 20 июля. Мятеж окончательно подавлен.
Цитируется по: Новое время. От 21 июля 1906 года


Мир в это время


    В 1906 году Нобелевскую премию по литературе получает итальянский поэт Джозуэ Кардуччи.

    Джозуэ Кардуччи. Примерно 1903 год
    «Кардуччи Джозуэ [Giosue Carducci, 1835—1907] — итальянский поэт и литературовед второй половины XIX в. Родился в Тоскане в семье врача, карбонара. Воспитывался в атмосфере ненависти ко всему чужестранному и в духе либерального католицизма Мандзони и непротивленчества Сильвио Пеллико. В своей работе «A proposito di alcuni giudizî su Alessandro Manzoni» [1873] он подробно рассказывает о том, как навязанное ему отцом чтение «Католической морали» Мандзони, «Обязанностей человека» Сильвио Пеллико и «Жития святого Джузеппе Калазанцио» некоего патера Тоссетти внушило ему сильнейшее отвращение к католической доктрине. Пребывание в коллегии Scolopî во Флоренции, в которой господствовал тот же культ Мандзони, окончательно оттолкнуло его от итальянского романтизма. В то же время усиленные занятия греческими и латинскими классиками и поэзией тречентистов (гуманистическая поэзия XIV в.) дали отчетливую форму его мировоззрению. Свидетель событий 1848 года, войн и переворотов, в результате которых было достигнуто объединение Италии, Кардуччи, хотя непосредственно и не участвовал в политической жизни, но до конца своих дней считал политику важнейшим делом писателя. Кардуччи оставался трубадуром борьбы за величие Италии даже после объединения, продолжая жить демократическими и революционными традициями, завещанными неаполитанскими республиканцами 1789 года, карбонарами 1820 года, «Молодой Италией» 1831 года. На протяжении истории Италии и всего человечества для Кардуччи не существует героев вне народных политических идеалов и чаяний, поэтов и писателей, не воспевающих красоты и величия борьбы народных масс. Гражданские добродетели, которых искал Кардуччи, полностью отсутствовали у итальянской буржуазии после того как монархическая Италия дала ей возможность спокойно пожинать плоды революции; Кардуччи искал и находил их в далеком прошлом своей родины и в античном мире. «Неподражаемое искусство древних греков в весьма значительной степени было именно политическим искусством...» (Плеханов, Собр. сочин., т. XIV, стр. 117). Этих же идеалов Кардуччи искал в творчестве Данте, Петрарки, Бокаччо, каждый из которых по-разному подходил к политическим задачам Италии. XIV века и представлял для него неисчерпаемый источник поэзии, которая основывалась на действенной природе человека, в противоположность средневековой аскезе и религии потустороннего.

    Поэтические идеалы Кардуччи, выросшие в период, когда в стремлении к объединению Италии, казалось ему, соединились все классы и слои общества, определяются преимущественно культом героя, суммирующего для него «всенародные» чаяния. Кардуччи непостоянен в своих политических симпатиях: демократ-республиканец по своему воспитанию и страстной натуре бойца, он то склоняется на сторону монархии (до 60-х гг.), когда считает, что она стремится опереться на народное движение, то переходит к резким обвинениям савойской династии в том, что она не доводит дела объединения Италии до конца. Эта своего рода романтика борьбы не покидает Кардуччи до конца его дней: в последние годы он поддерживает итальянскую политику экспансии, приветствует африканский поход и благословляет итальянских волонтеров, отправляющихся в Грецию для борьбы против Турции. <…> Определяющим для характеристики поэтического творчества Кардуччи являются его «Decenalia» [1871], «Giambi ed Epodi» [1867—1879], в которых выразились его политические идеалы, негодование против мелочности, трусости, продажности буржуазии. Классическая струя, выраженная в новых метрах и ритмах, заимствованных у древних, особенно сильно бьет в «Rime nuove» [1887] и «Odi barbare» (I — 1877, II — 1883. III — 1889).

    Предметом «Odi ed Epodi» являются отдельные эпизоды истории. Отлично владея материалом, К. переходит от отдаленных времен к современным событиям, от древнего Египта к Гарибальди. Тут же в девятнадцати эпических кадрах «Ça ira» проходят перед нами наиболее величественные моменты французской революции. Рисуя пейзажи родины (напр. «Alle fonti del Clitunno»), Кардуччи противопоставляет эпизоды героического прошлого Италии ничтожной современности. И тут он призывает Немезиду истории, которая не прощает малым людям мизерных дел, и предвещает «старой Европе» тот же конец, который постиг Александрию, этот важнейший центр греко-восточной культуры.

    В качестве историка литературы Кардуччи точно так же отдавал предпочтение тем явлениям, которые свидетельствуют об органической связи литературы с социальной и политической жизнью Италии. Его перу принадлежат блестящие работы о Данте, Петрарке, Бокаччо, Парини, ряд исследований, посвященных любимому им треченто.

    К лучшим работам Кардуччи в этой области принадлежит и опыт исторического синтеза эволюции итальянской литературы («Dello svolgimento della letteratura nazionale», 1868—1871; русск. перевод, Харьков, 1896).

    Поэтическое творчество Кардуччи проложило дорогу двум наиболее крупным представителям итальянской литературы конца XIX и начала XX в.: Джованни Пасколи и Габриеле д’Аннунцио»
    Цитируется по: Литературная энциклопедия: В 11 томах. Том 5. М.: Изд-во Ком. Акад., 1931
даты

Июль 2023
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

  • 5

  • 6

  • 7

  • 8

  • 9

  • 10

  • 11

  • 12

  • 13

  • 14

  • 15

  • 16

  • 17

  • 18

  • 19

  • 20

  • 21

  • 22

  • 23

  • 24

  • 25

  • 26

  • 27

  • 28

  • 29

  • 30

  • 31

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"