Календарь


Дуэль. Рисунок М. Ю. Лермонтова

1841 год. 27 июля (15 июля ст.ст.) в Пятигорске на дуэли от руки своего товарища по юнкерской школе Николая Мартынова погибает русский поэт Михаил Лермонтов. Ему было 27 лет.

«15 июля 1841 года в семь часов пополудни в Пятигорске у подножия горы Машук отставной маиор Н. Мартынов убил на дуэли своего давнего и хорошего знакомого М. Лермонтова...

С момента гибели поэта минуло полтора века, но причины и обстоятельства его ссоры с Мартыновым в доме генеральши Верзилиной и по сей день остаются неясными. Правда, роковое объяснение случилось без свидетелей и биографам Лермонтова остается только теряться в догадках. Действительно, трудно поверить россказням Мартынова, что, мол, поводом для поединка послужили всего-навсего насмешки, эпиграммы и карикатуры Лермонтова или же та давнишняя, еще 1837 года, история с пропавшими якобы по вине поэта дневниками и письмами сестер Мартынова. Увы, следует признать, что ответы на эти загадки противники унесли с собой в могилу (…)

К.А.Горбунов. Лермонтов в сюртуке офицера Тенгинского пехотного полка. 1841 год
Уже 16 июля пятигорским комендантом Ильяшенковым было наряжено следствие и дело к производству принял Окружной суд. Гражданское правосудие, отдадим ему должное, твердо вознамерилось установить истину: два раза — 17 июля и 13 сентября — обвиняемым было предложено письменно ответить на весьма каверзные вопросные пункты, а стряпчий Ольшанский с пристрастием расспрашивал Мартынова.

Совершенно очевидно, что дотошная следственная комиссия пыталась выяснить «.. .пал ли Лермонтов от изменнической руки убийцы, прикрывавшегося одною дуэльною обстановкою, или же был убит на правильном поединке с совершенным уравнением дуэльных случайностей». Возможно правосудию и удалось бы докопаться до сути, а биографам поэта не пришлось бы на протяжении вот уже ста с лишним лет ломать копья, но дело повелением Николая I было передано в судное отделение штаба отдельного Кавказского корпуса с категорическим предписанием — окончить его немедленно и представить в Петербург на высочайшую конфирмацию.

Военный суд длился четыре дня и свелся к пустым формальностям. 3 января 1842 года дело доложили августейшему монарху и тот повелеть соизволил: «.. .Маиора Мартынова посадить в крепость на гоубтвахту (т. е. гауптвахту — прим. авт.) на три месяца и предать церковному покаянию, а титулярного советника князя Васильчикова и корнета Глебова простить, первого во внимание к заслугам отца, а второго по уважению полученной им в сражении тяжелой раны».

Вообще-то секундантов было четверо, но участие в поединке князя С. Трубецкого и близкого друга поэта А. Столыпина-Монго от суда утаили. Как и поэт, они были в опале у Николая I. Прежде чем расстаться, пять соучастников дуэли дали, как утверждал впоследствии Васильчиков, «...друг другу слово молчать и не говорить никому ничего другого, кроме того, что ... показано на формальном следствии» (…)

М. Врубель. Иллюстрации к роману Лермонтова "Герой нашего времени". Дуэль Печорина с Грушницким
Вернемся на место поединка, которым командовал Глебов.

«Сходись!» — крикнул он. Мартынов пошел быстрыми шагами к барьеру, тщательно наводя пистолет. Лермонтов остался неподвижен. Взведя курок, он поднял пистолет дулом вверх, заслоняя правый бок согнутой рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлянта. «Раз! .. Два! .. Три! ..» — считал между тем Глебов. Мартынов уже стоял у барьера, продолжая целиться. Он медлил: видя, что Лермонтов выказывал явное нежелание стрелять в него. Вот что рассказал В. Стоюнин в некрологе Васильчикова по этому поводу: «Когда Лермонтову, хорошему стрелку, был сделан со стороны секунданта намек, что он, конечно, не намерен убивать своего противника, то он и здесь отнесся к нему с высокомерным презрением со словами: «Стану я стрелять в такого дурака», не думая, что были сочтены его собственные минуты...».

Прозвучала команда «три!». По правилам дуэль закончилась. Лицо поэта приняло презрительное выражение и он, все не трогаясь с места, вытянул руку вверх, по-прежнему направляя кверху дуло пистолета.

И вот в этот момент в ход поединка, как свидетельствует Васильчиков, вмешивается Столыпин. «Стреляйте! — закричал он. — Или я разведу вас!» В следующее мгновение Лермонтов разряжает свой пистолет в воздух. (Это подтвердил, правда иносказательно, и убийца поэта, когда на вопрос следственной комиссии: «Не заметили ли вы у Лермонтовского пистолета осечки или он выжидал вами произведенного выстрела...», ответил: «...Хотя и было положено между нами считать осечку за выстрел, но у его пистолета осечки не было...»). Следом гремит выстрел Мартынова и поэт падает. (…) Экспертиза тела убитого поэта, которую сутки спустя провел врач И. Барклай-де-Толли, подтвердит, что выстрел Мартынова застал Лермонтова стоящим с высоко поднятой вверх правой рукой».
Цитируется по: Дуэль Лермонтова с Мартыновым: (По материалам следствия и военно-суд. дела 1841 г.): Сборник/Сост. Алексеев.— М: Русслит, 1992. с.76-89

История в лицах


Князь А.И.Васильчиков, секундант Лермонтова:
Когда мы выехали на гору Машук и выбрали место по тропинке, ведущей в колонию (имени не помню), темная, громовая туча поднималась из-за соседней горы Бештау.

Мы отмерили с Глебовым тридцать шагов; последний барьер поставили на десяти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на десять шагов по команде «марш». Зарядили пистолеты. Глебов подал один Мартынову, я другой Лермонтову, и скомандовали: «Сходись!» Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это обыкновенно делают люди раненые или ушибленные.

Мы подбежали. В правом боку дымилась рана, в левом — сочилась кровь, пуля пробила сердце и легкие.

Хотя признаки жизни уже видимо исчезли, но мы решили позвать доктора. По предварительному нашему приглашению присутствовать при дуэли, доктора, к которым мы обращались, все наотрез отказались. Я поскакал верхом в Пятигорск, заезжал к двум господам медикам, но получил такой же ответ, что на место поединка по случаю дурной погоды (шел проливной дождь) они ехать не могут, а приедут на квартиру, когда привезут раненого.

Когда я возвратился, Лермонтов уже мертвый лежал на том же месте, где упал; около него Столыпин, Глебов и Трубецкой. Мартынов уехал прямо к коменданту объявить о дуэли.

Черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу.
Цитируется по: Дуэль Лермонтова с Мартыновым: (По материалам следствия и военно-суд. дела 1841 г.): Сборник/Сост. Алексеев.— М: Русслит, 1992. с.74-75


Мир в это время


    В 1841 году в Лондоне была подписана международная конвенция, по условиям которой иностранным военным судам в мирное время запрещалось проходить через Босфор и Дарданеллы, принадлежавшие Османской империи. Только по разрешению султана легкие суда имели право беспрепятственно пересечь проливы. Таким образом, Россия утратила преимущество, полученное по условиям Ункяр-Искелессийского договора 1833 года.

    ДИ.К.Айвазовский. Башни у Босфора. 1859 год


    «Ввиду отказа Мухаммеда-Али распространить на Египет торговые льготы, полученные Англией у Турции, согласно подписанной в 1838 году конвенции, отношения между Египтом и Англией обострились. Искусно разжигая разногласия между Мухаммедом-Али и султаном, Англия толкала султана на военные действия с Египтом в надежде, что обученная немецкими инструкторами турецкая армия разгромит египетские войска. В то же время Англия рассчитывала ослабить, а если удастся, то и ликвидировать влияние Франции в Египте, а также не допустить возобновления русско-турецкого договора 1833 года.

    Летом 1839 года начались военные действия между турецкими и египетскими войсками. 24 июня 1839 года в решительном сражении при Низибе (Северная Сирия) султанскя армия была разгромлена. Вскоре турецкий флот перешёл на сторону Мухаммеда-Али. В эти же дни умер султан Махмуд II, и новым султаном стал его 16-летний сын Абдул-Меджид. Перед Мухаммедом-Али вновь открылась заманчивая перспектива захвата власти в Османской империи.



    Мухаммед-Али. Бронзовая медаль. 1840 год
    Для того чтобы предотвратить новое самостоятельное выступление России в Турции, по инициативе Англии 15 июля 1840 года в Лондоне была заключена конвенция между Россией, Англией, Австрией и Пруссией, с одной стороны (т.е. без участия Франции), и Турцией - с другой стороны, об оказании султан коллективной помощи против египетского паши.

    Лондонская конвенция торжественно объявила, что державы согласились наблюдать за поддержанием целостности и независимости Османской империи. В случае нападения Мухаммеда-Али на Турцию державы по приглашению султана должны будут защищать Босфор и Дарданеллы, равно как и Константинополь. В особой статье конвенции указывалось, что эта мера «нисколько не нарушит древнего правила Османской империи, по которому военным судам иностранных держав всегда было возбраняемо входить в проливы Дарданелл и Босфора. Мухаммеду-Али предлагалось признать верховную власть султана. После отказа Мухаммеда-Али принять ультиматум держав англо-австрийский флот обстрелял Бейрут и другие порты Сирии. Там вспыхнуло всеобщее восстание арабов против власти Мухаммеда-Али, вынудившее его очистить Сирию. Когда английский флот стал угрожать бомбардировкой Александрии, Мухаммед-Али принял требования держав: он признал себя вассалом турецкого султана, сохранив за собой в качестве наследственного владения только Египет и Судан, и обязался сократить армию, уничтожить судостроительные верфи и распространить на Египет действие англо-турецкой торговой конвенции 1838 года. Таким путём Англия подготовляла будущий захват Египта. Что касается Франции, то она оказалась бессильной противодействовать политике Англии и коалиции европейских держав и, не решившись на военное столкновение, пошла на соглашение с державами.

    В январе 1841 года турецкий флот, перешедший в 1839 году на сторону Египта, был возвращён Турции.

    Рассматривая конвенцию 1840 года как временную и признавая, что при заключении международного соглашения по восточному вопросу нельзя обойти Францию, Англия после отставки кабинета Тьера, пытавшегося сопротивляться английской политике в египетском вопросе предложила новому французскому правительству в целях противодействия России заключить новое международное соглашение о Египте и проливах.

    13 июля 1841 года в Лондоне была подписана Англией, Россией, Австрией, Пруссией, Францией и Турцией новая конвенция. По ее условиям проход через проливы признавался закрытым для иностранных военных судов всех держав, если Турция не находилась в состоянии войны. Лишь в порядке исключения султан имел право выдавать разрешение на проход легких военных судов, состоящих в распоряжении посольств дружественных Турции держав. Отныне, таким образом, Россия не имела уже права проводить свои военные корабли через проливы. Последние фактически переходили под коллективный контроль европейских держав.

    Так Россия в результате дипломатических маневров Англии потеряла все выгоды Ункяр-Искелесийского договора 1833 года. Для Франции итогом египетского кризиса явилась утрата влияния в Египте. Тем самым конвенция 1841 года послужила одной из причин дальнейшего обострения восточного вопроса».
    Цитируется по: Всемирная история. Энциклопедия. Том 6 \\Под редакцией Н.А. Смирнова. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1959
даты

Сентябрь 2020
  •  
  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

  • 5

  • 6

  • 7

  • 8

  • 9

  • 10

  • 11

  • 12

  • 13

  • 14

  • 15

  • 16

  • 17

  • 18

  • 19

  • 20

  • 21

  • 22

  • 23

  • 24

  • 25

  • 26

  • 27

  • 28

  • 29

  • 30

  •  
  •  
  •  
  •  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"